Тема урока: “Информация, ее представление и хранение”.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
1) Образовательная – обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
2) Развивающая – развитие наблюдательности и умения систематизировать материал.
3) Воспитательная – развитие аккуратности, культуры поведения в коллективе.
Ход урока
- Организационный этап.
- приветствие
- организация внимания
- обозначение темы
- Вызов (мотивационная, информационная, коммуникационная задачи)
Составляем кластер: “информация – это…”
- Реализация смысла (систематизация информации)
Чтение с разметкой. Работа с текстом “Информация и ее хранение”.
Информация и ее хранение
Информация — первичное, неопределяемое понятие информатики.
Термин “информатика” появился недавно — в начале 60-х годов. Большинство исследований в этой области было сосредоточено на решении задач обработки не только числовой, но и текстовой, графической информации. Собственно информатика возникла как следствие широкого использования компьютерной и другой информационной техники. Информатика изучает методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютера. Что же такое информация, что такое компьютер и как он обрабатывает информацию?
Слово “информация” мы обычно понимаем как сообщение, сведения. Информацию помещают в газетах, передают по радио и телевидению. Но это — очень узкое понимание. Информация содержится в любом тексте, изображении, звуке и не только в них. Информация есть в рельефе ключа, в структуре сложной биологической молекулы, в радиосигналах, передаваемых на космический корабль. Информация в рельефе ключа позволяет открыть с его помощью определенный (свой) замок; информация в радиосигналах с Земли включает двигатель на космическом корабле и переводит корабль на другую орбиту; информация, запечатленная в структуре биологической молекулы, позволяет живой клетке производить определенные белки для новых тканей или для уничтожения попавших в организм микробов.
Информатика изучает свойства информации, но строгого определения этого понятия не дает. Такое положение не является чем-то необычным. Например, в геометрии не дается определение точки и прямой, они считаются первичными, неопределяемыми понятиями, но это не мешает изучать их свойства, решать задачи, доказывать теоремы.
Компьютер — универсальная машина для обработки информации. Слово “универсальная” означает, что эта машина может обрабатывать информацию различного вида (тексты, изображения, числа, звуки и т. д.) и применяться в самых разных видах человеческой деятельности.
В современном обществе компьютеры применяются очень широко. Без них не обойтись в процессе подготовки к изданию книг и журналов, в научных и инженерных расчетах, при оформлении телепередач и во многих-многих других случаях.
Но все самые разнообразные применения компьютеров объединяет одно: что бы ни делал человек с помощью компьютера, это всегда будет работа с какой-то информацией. Ведь тексты, числа, изображения, звуки, все, что мы обрабатываем с помощью компьютера, — это различные формы представления информации.
Как компьютер хранит информацию
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились подкрепить свою память внешними “метками”. Это были зарубки на деревьях и валунах, примитивные рисунки на скалах.
Именно так возникло первое человеческое письмо.
Неоднозначность прочтения такого письма сразу видна. Это и определило возникновение клинописи, иероглифического и алфавитного письма.
Одну и ту же информацию можно представить по-разному. В старинном телеграфе, например, информация кодировалась и передавалась с помощью азбуки морзе — в виде последовательностей из точек и тире. В книгах и газетах информация представлена в виде текстов и изображений. Фразу, закодированную точками и тире азбуки морзе, можно напечатать буквами на пишущей машинке, произнести, передать жестами и т. д.
Память компьютера удобно упрощенно представить в виде очень большого количества маленьких переключателей, каждый из которых находится в одном из двух состояний. Принято обозначать одно состояние цифрой 0, а другое — цифрой 1. Каждый такой переключатель называется бит. Цифры 0 и 1 тоже часто называют битами.
Оказывается, с помощью последовательности битов можно представить самую разнообразную информацию. Это представление называется двоичным кодированием.
Носители информации.
Данные в компьютере могут сохраняться несколькими способами во внешней (дискеты, CD-диски, DVD, флэш-память…) и внутренней памяти.
Подведем итоги.
1) Критическая масса информации, которой оперирует человечество, превысила возможности ее восприятия и обработки отдельным человеком, не использующим каких-либо технических “усилителей” его информационных способностей.
2) Информационный кризис — это не возросший
объем информации, которой вынуждено оперировать
человечество, а превышение возможностей мозга
как инструмента работы с информацией.
Человеческий мозг оказался не в силах
ориентироваться в океане информации, который он
сам породил.
Надо либо активизировать резервные возможности мозга, либо создать машинные средства работы с информацией.
Необходимо осмысление того, что же такое информация, изучение ее свойств. Необходима выработка принципов рациональной работы с ней: сбора, хранения, поиска, обработки, передачи. Нужна новая наука и новая технология.
Именно поэтому в середине XX века формируется новая наука — наука об информации, о способах ее машинной обработки.
- Рефлексия
Создание обобщающей презентации по теме в программе Microsoft Power Point – индивидуальная работа.