Особенности организации образовательного процесса начальной школы в режиме охраны высшей нервной деятельности

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Чтобы научиться хорошо работать,
Надо научиться талантливо отдыхать.

А. Кравченко, социолог

По данным Всемирной организации здравоохранения школа признана общественно — неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка.

На протяжении ряда лет я работаю по программе “Здоровье детей общеобразовательной школы”, которая рецензирована кафедрой МНОО Красноярского краевого института повышения квалификации (рецензент: зав. кафедрой МНОО КК ИПК РО, профессор, доктор медицинских наук Светличная Г.Н.).

Программа предполагает сохранение и укрепление здоровья учащихся в разных направлениях, одним из которых является работа в режиме охраны высшей нервной деятельности (ВНД).

Работу в данном режиме я начала с разработки и реализации диагностической программы (ведутся мониторинги здоровья учащихся).

Результаты, предоставляемые родителями, которые способны оценить даже незначительные сдвиги в состоянии здоровья своих детей, подвергаются критической оценке с учётом образовательного и общекультурного уровня родителей.

Результаты, получаемые от самих учащихся, путём их анкетирования и опроса оказываются наиболее информативными и объективными. Основные условия реализации программы диагностики:

  • беспечение общей атмосферы доброжелательности доверия, заинтересованности, соблюдение необходимой конфиденциальности, сочетание анонимных опросов с анкетированием, в которых дети указывают своё имя,
  • составление и подбор анкет, интерпретация результатов — совместная деятельность классного руководителя и психолога школы.

Согласно картам наблюдений за состоянием ребёнка (по данным родителей):

  • Симптомы отсутствуют — 6% учащихся.
  • Слабо выражены — 12% учащихся.
  • Умеренно выражены - 64% учащихся.
  • Сильно выражены - 18% учащихся.

Согласно картам наблюдений за поведением ребёнка:

  • Симптомы отсутствуют — 12% учащихся.
  • Слабо выражены — 11% учащихся.
  • Умеренно выражены - 58% учащихся.
  • Сильно выражены - 19% учащихся.

Данные диагностирования показали необходимость оздоровления образовательной среды.

Были намечены пути организации образовательного пространства в режиме охраны ВНД:

  • разработка лекций для родителей;
  • корректировка карты анализа и самоанализа урока;
  • разработка критериев по улучшению психологического климата в классе и предупреждение конфликтных ситуаций;
  • разработка правил оценочной безопасности.

По данной проблеме мною были проведены семинары и тематические методические объединения:

  • “Здоровье - главное достоинство человека”;
  • “Работа учителя начальных классов в режиме ВНД”.

В ходе семинара “Здоровье учителя и влияние его на здоровье ученика” были рассмотрены и обсуждены факторы отрицательного влияния педагогов на ученика:

  • недостаток любви и уважения к детям;
  • непонимание психологии ребёнка;
  • психоэмоциональные перегрузки;
  • профессиональная усталость;
  • эмоциональное отчуждение, агрессия.

Внедрение педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса таких, как педагогика сотрудничества, целевая установка: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно — личностный подход к ребёнку.

Гуманно — личностная педагогика Ш. Амонашвили, целевые ориентации: облагораживание души и сердца, идея воспитания - самовоспитание, обеспечение условий для расширенного и углубленного объёма знаний и умений, способствование становлению, развитию и воспитанию благородного человека, раскрытию его личностных качеств является На мой взгляд, гуманно — личностная педагогика Ш. Амонашвили является необходимым условием для работы учителя начальной школы в режиме охраны ВНД.

Чему научатся ребятишки — зависит от нашего настроения, умения управлять собой. Ведь не секрет, что определённые свойства личности педагога способствуют развитию тревожности у учащихся.

Чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно, в первую очередь, разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций. К такому мнению пришли учителя нашей школы при обсуждении данной проблемы.

Для снятия эмоционального напряжения себя вместе с детьми я использую “Экспресс — приём” расслабления на фоне йоговского дыхания:

- Сядьте свободно на стуле, закройте глаза, послушайте своё дыхание: ровное, спокойное. Дышите по схеме: 4+4+4 (4 секунды — вдох, 4 секунды— задержка дыхания, 4 секунды — выдох, всего 3 раза), слушайте дыхание, ощущайте, 'как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, других мыслей быть не должно. Вы спокойны. Улыбнитесь. Почувствуйте благодать, которая расходится от улыбки по всему телу. Сохраните это состояние.

Ещё одно упражнение:

- Сложите руки в замок за спиной, так как отрицательные эмоции “живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки, сбросьте напряжение с кистей. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин — гормон счастья.

Дорогие учителя, научитесь жить с юмором.

“Юмор — соль жизни, кто лучше просолён, дольше живёт” (К. Чапек ).

Используйте формулу выживаемости В. Шепеля: на каждые шесть часов должен приходиться один час, посвящённый отдыху и здоровью.

Для коррекции и профилактики тревожности использую такие упражнения:

1. “Мудра Земли” (большой и безымянный палец свернуть кольцом, это улучшает психофизическое состояние, снижает стрессы, повышает самооценку),

2. Сжимание кистей рук в кулаки всё сильнее (напрягите и разожмите кулаки, пошевелите пальцами, встряхните руками, почувствуйте расслабление)

3. Конечно, никакого раздражения, окриков, унизительных сравнений. Успехи ученика начинаются с нашей веры в него, а если трудно, то глубоко вдохните и выдохните (выдох длиннее вдоха в три раза через рот), посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полёта и скажите себе: “Успокойся”. И успокойтесь.

Все мы знаем, что изменить настроение присутствующих может зазвучавшая музыка, появившиеся цветы. Каждый педагог должен уметь создать благоприятный климат в классе, на уроке и постоянно возобновлять атмосферу, благоприятную для воспитания ребёнка.

Для моделирования настроения применяю такую технологию, как музыкотерапия. Использую:

  • “Утро” Грига, “Полонез” Огинского (для снятия переутомления);
  • Ода “К радости” Бетховена, “Аве Мария” Шуберта (для снятия меланхолического угнетённого состояния);
  • “Сентиментальный вальс” Чайковского (для снятия раздражительности) и др.

Также использую китайскую науку о целебных звуках.

Например, звуки “фу” на выдохе сбрасывают негативную энергию.А звуки “и — и — и”- задержка дыхания — очищают.

В связи с тем, что экспериментальные исследования учёных позволили установить диапазон цветов, благотворно влияющих на человека

(зелёные, жёлто-зелёные, зелёно — голубые), использую такую технологию, как цветотерапия.

Массаж активных точек, наблюдение за балом рыбок в аквариуме, энергия растений — всё это способствует снятию эмоционального напряжения.

Для предупреждения конфликтных ситуаций за основу взяты следующие рекомендации психологов:

  • школьник склонен охотнее выполнять распоряжения учителя при опосредованном способе воздействия,
  • не допускается даже малейшая некомпетентность в преподавании,
  • предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Стараюсь формировать активную позицию детей в различных видах деятельности и желание работать сообща.

Для чего провожу нестандартные уроки (урок-сказка, суд, диспут, соревнование и др.), применяю технологию “Обучение в сотрудничестве”, развиваю навыки публичного выступления, учу организовывать и поддерживать диалог, аргументировать и доказывать задавать вопросы, используя вербальные и невербальные средства. Всё это обеспечивает:

  • благоприятный психологический климат
  • снижение уровня тревожности учащихся (за счет распределения ответственности за результат)
  • повышение мотивации
  • активизацию деятельности

Считаю, что фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен “навязывать” ученику информацию, а ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ.

Одна из задач педагога — научить маленьких школьников спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него:

  • интерес
  • мотивацию к познанию и обучению
  • готовность и умение задавать вопросы.

Мною разработана тематика проведения классных часов и часов общения по проблеме “Формирование коммуникативных компетенций и культуры общения учащихся”:

Темы занятий Сроки
Что значит быть дисциплинированным? Сентябрь
О дружбе и товариществе Октябрь
О культуре взаимоотношений между мальчиками и девочками Ноябрь
Каким должен быть товарищ? Январь
0 поведение в общественных местах Февраль
Прежде чем сделать, подумай Март
0 требовательности к себе Апрель
Я и мой коллектив Май

 Информационно-профилактическая работа также ведётся через курсы “Познай себя”, “Культура общения”, через внеклассную деятельность: проведение праздников, конкурсов, викторин, посещение выставок и т.д.

Анализ работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, данные медицинских работников, диагностика психолога школы, анкетирование детей и их родителей показали:

  • значительно улучшился психологический климат в классе;
  • снизилась тревожность;
  • не прогрессируют нервно-психические заболевания;
  • повысилась мотивация учебной деятельности.