Характер музыки и средства музыкальной выразительности на уроках ритмики

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Основные задачи ритмики:

  • развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности;
  • совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой;
  • воспитывать и развивать художественные и творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, музыкальных игр, инсценировании песен.

Ритмика – это умение слушать и пропевать музыку в движении. Иногда уроки ритмики похожи на уроки хореографии. При этом музыка перестает играть главенствующую роль, а служит фоном. А учащимся необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и почувствовать, передавая свои ощущения в движении. Рассказывая учащимся про характер музыки, выразительные средства, педагог воспитывает в учащихся художественно-эстетический вкус.

К выразительным средствам относятся динамические оттенки – p, f, mf, mp; темп – allegro, andante, adagio; ритм; размер – 2/4, 3/4, 4/4; регистры – верхний, средний, нижний. К характеру музыки относится жанровая принадлежность: марш, полька, вальс, колыбельная, песня.

Следующие примеры музыкальных произведений (нотный материал находится в соответствующих приложениях) с описанием движений направлены на решение задачи целостного восприятия музыки в тесной взаимосвязи ее характера с жанровой принадлежностью.

Работая над этими этюдами необходимо научить детей воспринимать динамические оттенки как способ выражения характера музыки, ощущать роль темпа и его изменений, воспринимать ритм как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и движениях ритмический рисунок произведения, дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4. Перед разучиванием движений педагогу необходимо проиграть музыкальное произведение, а учащимся внимательно прослушать и вместе проанализировать.

1. “Танец с кубками”.

  • определить с учащимися характер музыки (полонез), размер (3/4), темп. Рассказать о жанре балета, обратить внимание учащихся на композитора – классика П.И. Чайковского,
  • передавать в движении торжественный характер музыки,
  • шаг с носка по кругу. Акцентировать сильную долю каждого такта то левой, то правой ногой (шаг полонеза),
  • продирижировать всю пьесу в размере 3/4.

2. “Гросфатер”.

  • прослушать пьесу, определить ее метр. Обратить внимание на то, что в 1 и 2 частях метр разный, определить смену ритма и размера,
  • дирижировать под музыку,
  • прохлопать ритмический рисунок мелодии,
  • шагать под музыку, воспроизводя ритмический рисунок,
  • обратить внимание на композитора – П.И. Чайковский и жанр балета – “Щелкунчик”.

3. “Лиса”.

  • прослушать пьесу, определить ее метр, динамические оттенки (р), продирижировать под музыку, определить темп,
  • прохлопать ритмический рисунок,
  • пройти легко, осторожно – как лиса, воспроизводя ритмический рисунок.

4. “Этюд”.

  • прослушать пьесу, определить ее метр, размер, исполнение приемом staccato – отрывисто,
  • прохлопать ритмический рисунок,
  • шагать, воспроизводя ритмический рисунок, свободно, как бы прогуливаясь, в разных направлениях: по кругу, по одному, парами, врассыпную, вперед, назад, на месте (кружение),
  • останавливаться в конце фразы (такты 4, 8, 12, 16).

5. “Колыбельная”.

  • прослушать пьесу, прохлопать ритмический рисунок мелодии, звучащей в верхнем регистре,
  • шагать (на месте, с продвижением), воспроизводя ритмический рисунок мелодии, звучащей в нижнем регистре,
  • выполнить задание в парах: прохлопать рисунок мелодии, звучащей в верхнем регистре, стоя лицом к паре. Внешний круг хлопает по четвертным длительностям, а внутренний – по половинным. Пройти парами, воспроизводя ритмический рисунок мелодии, звучащей в нижнем регистре.

6. “Вечер на лугу”.

  • прослушать пьесу. Обратить внимание на разные длительности в ритмическом рисунке мелодии, а также на изменения в динамике и темпе,
  • прохлопать ритмический рисунок, передавая силой хлопков динамические оттенки. Следить за точным прохлопыванием триолей,
  • пройти на мягкой подушечке стопы, воспроизводя ритмический рисунок, на фразы, звучащие р: на всей стопе – на фразы, звучащие mf, и на высоких полупальцах – на фразы рр. Точно реагировать на замедление в темпе.

7. “Галопада”.

  • определить темп, размер, жанр, музыкальную форму. Обратить внимание на композитора – русский классик М.И. Глинка,
  • передать в движении веселый, беззаботный характер 1 части пьесы и задорный, энергичный характер 2 части.
  • Описание движений (композиция движений Е. Коноровой):

Такты 1-16. Двигаться поскоками врассыпную.

Такты 17-20. Идти к центру тесной группой. На счет “раз” каждого такта выполнить шаг правой ногой сверху с притопом. На “два” – левую ногу приставить к правой.

Такты 21-24. Не поворачиваясь, тем же шагом идти от центра, на ходу взяться за руки и перестроиться в круг.

Такты 25-28. Держась за руки, сузить круг.

Такты 29-32. Постепенно расширить круг. В конце звучания музыки остановиться.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7