Рейтинговая система обучения физике

Разделы: Физика


Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику школы. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что на первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволяют выпускнику успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются системное мышление, высокообразованность, Экономическая, правовая, информационная культура, культура предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу, конструктивность, мобильность, способность к сотрудничеству.

Новые требования к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки школьников. Трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Что побудило меня ввести рейтинговую систему контроля в мою практику:

  • подростничество и юношество (возраст 14 – 20 лет, в нашем случае это школьник старшего звена) – это период, где формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Люди в этом возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объёму и прочности знаний, по уровню личностного развития. Именно в этом возрасте субъективность, несправедливость и неясность оценки тормозит, искажает дальнейшее развитие человека;
  • в условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретённые учащимися, но и личностные приращения результатов обучения;
  • в связи сокращением учебной нагрузки в старших классах (до двух часов в неделю) контроль знаний не может дать объективной картины, не отражает динамики учебного процесса. При рейтинговой системе оценивания полученная учеником итоговая оценка более объективна, поскольку она “накапливается” на протяжении всего времени изучения предмета.
  • подготовка учащихся к рейтинговой системе ВУЗа.

Рассмотрим основные этапы проектирования рейтинговой системы. Основные принципы рейтинговой системы:

  • блочно-модульное структурирование изучаемого материала;
  • системность;
  • гибкость и мобильность;
  • оценки – баллы имеют накопительную силу;
  • создаются условия сотрудничества учителя и ученика;
  • незнание не наказываются, а процесс познания стимулируется;
  • ученик сам волен, выбирать стратегию своей деятельности.

На первом этапе, мы на школьном методическом совете учителей естественного цикла обсудили и приняли критерии, которые проявляются в определённых видах деятельности, которые подвергаются контролю и оценке. Эти критерии мы распределили по четырём уровням усвоения. В каждом уровне усвоения выделили знаниевую и личностную составляющую. Под знаниевой составляющей понимаются те знания, умения, навыки, которые заложены в образовательных стандартах. Под личностной составляющей понимаются личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах многообразных жизненных и учебных ситуаций.

Баллы за уровень проявление каждого критерия определены как: 0 – не выражен, 1 – слабо выражен или выражен недостаточно, 2 – выражен в достаточной степени, причём учитывается равнозначность объективных (уровень предметных знаний и умений) и субъективных (уровень развития ключевых компетенций как свойств личности) критериев оценки качества. Для каждого уровня усвоения принят коэффициент сложности: 1 – репродуктивный уровень, 2 – применение знаний по образцу, 3 – применение знаний в новых условиях, 4 – творческое применение знаний. Таким образом, используя таблицу 1, каждый преподаватель может оценить достижения учащихся, учитывая уровень усвоения учебного материала, а также уровни сформированности знаниевой и личностной составляющей образовательного процесса. Чтобы ученику выставить итоговую оценку за пройденную тему в журнал, мы применяем следующую шкалу: “5” - если ученик набирает 80 – 100 % баллов от необходимых баллов по данной теме соответствующее базовому уровню подготовки учащихся, “4” - от 60% до 79%, “3” - от 40% до 59% (см. технологические карты 2, 3).

На втором этапе необходимо структурировать учебный материал по блокам. Блоки - модули представляют разделы (темы) или несколько разделов (тем), которые включают определённое количество уроков, виды и типы уроков, виды контроля и сроки (даты) их проведения.

На третьем этапе необходимо составить технологическую карту. В их состав входят основные понятия и термины изучаемой темы, указываются знания и умения и их уровень усвоения. Также указываются пути и средства, позволяющие получить необходимые знания и умения. По технологической карте можно определить количество максимальных баллов, а также количество баллов соответствующее базовому уровню подготовки школьников. Таким образом, ученик заранее может спланировать свою траекторию познания.

На четвёртом этапе необходимо разработать содержательную часть контролируемых видов работ, определить виды уроков, выбрать оптимальные методики и технологии, которые способствуют наиболее эффективному развитию определённых нами критериев.

Невозможность выставления баллов в традиционный журнал диктует создание собственной документации для учителя, а учащимся необходимо регулярно отслеживать свои личные результаты обучения, тогда лучше использовать личный бланк успешности обучения, куда заносятся все набранные баллы, ведётся их учёт и подсчёт (см. ведомость учёта знаний).

Ещё более усилить эффект повышения качества подготовки по предмету с использованием рейтинга позволяет применение “Экран успеха”. На этом стенде размещаются результаты рейтинга по пройденным блокам – модулям, рейтинговые списки, вывешиваются технологические карты, таблица – памятка и другая информация по желанию учащихся и учителя.

Таким образом, гибкость рейтинговой системы позволяет быстро перестроится в связи с изменяющимися условиями (уровень обученности учащихся, приоритеты учебного заведения или класса, учебной группы или отдельно взятого ученика и др.). Данная система – это инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. Каждый ученик может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объём заданий. Высока воспитательная роль оценки – балла, которая строго индивидуальна, баллы имеют накопительную силу. Больше самостоятельности и ответственности переходит к учащимся, так как определять, что делать и как делать приходится им, а не преподавателю.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4