Цель: активизировать патриотические воспитание подрастающего поколения.
Материалы и оборудование:
1. Географическая карта России;
2. Конституция РФ;
3. Дидактический материал к игре “Цветок дружбы” (лепестки с названием государств);
4. Изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг;
5. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV), Петр I, В.В. Путин;
6. Выставка рисунков на тему “Моя Родина”.
Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5–6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Просмотр выставки рисунков.
Беседа:
Учитель: К этому уроку вы подготовили рисунки. Посмотрим, какие они разные, каждый по-своему великолепен. А что их объединяет? (Они посвящены Родине, Родному краю.)
Учитель: Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.)
Учитель: А какое официальное название государства? (Россия, Российская Федерация.)
Учитель: Где можно найти информацию об этом? (В Конституции РФ.)
Учитель: Возьмите Конституцию, зачитайте. (Зачитывание статьи 1 из Конституции.)
3. Цель: Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, об овеянной славе нашего флага и герба.
4. Основная часть.
4.1. Географическое положение России.
Учитель: Начнем с географического положения Российского государства (каждой группе предлагается назвать особенности географического положения, климата, природных ресурсов. Ответы учащихся анализируются экспертами. Возможны дополнения).
Эксперт 1 (ученик): Россия – самая большая по площади страна мира (17,1 млн. км), находящаяся на материке Евразия.
Самое глубокое озеро в мире и в России Байкал (максимальная глубина 1637 м).
Самая многоводная река – Обь с Иртышем (общая длина 5410 км).
Самое жаркое лето – район Волгограда (+43).
Самая холодная зима – Оймякон (–71).
Самсс распространенное дерево в России – лиственница, а из лиственных – береза.
Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.
4.2. Дидактическая игра “Цветок дружбы”.
Каждой группе предлагается собрать цветок, состоящих из лепестков, на которых написаны названия государств. Учащиеся работают в группах за партами, у доски – по 1 представителю от группы. В ходе работы устанавливается, что цветок собран из символизирующих цвета Государственного флага России (если задание выполнено верно. Предлагаются лепестки с названиями стран: Монголия, Италия, Китай, Украина).
Учитель: Обратите внимание на сочетание в нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?
(На государственном флаге России)
Приложение № 1.
4.3. Символика России.
Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.
а) Государственный флаг.
Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага.
Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.
Конкурс “Кто быстрей?”
Раздаются конверты с разноцветными полосочками. Собрать на время флаг РФ (достижение команд отражаем на экране соревнований).
Обсуждение:
– Что означает каждый цвет на флаге?
– Где можно увидеть государственный флаг России?
– Когда он вывешивается?
– Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?
(Приложение № 2)
Эксперты выделяют наиболее полные и правильные ответы. Вносят дополнения.
Эксперт 2: Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра. Во второй половине века государственный флаг изменил свои цвета: он стал черно-желто-белым. Но уже к концу XVIII века Россия вернулась к бело-синему-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/. Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/красный/.
В 1917 г. как и многие другие символы трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды, В 1991 г. бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны (приложение № 3).
б) Гимн государства.
Группам предлагается прослушать три аудиозаписи: “Интернационал”, “Варшавянка”, “Государственный гимн РФ”.
Учитель: Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?
(С.Михалков, А.Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(Торжественность, чувства гордости за Родину.)
Учитель: Как нужно слушать гимн?
(Стоя, в торжественном молчании.)
Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.
в) Государственный Герб Российской Федерации.
Учитель: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
(На доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Москвы.)
(Приложение № 4)
Эксперты выделяют наиболее ценные ответы. Вносят дополнения.
Эксперт 3: С века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам. Внесение дополнений, вопросы.
4.4. Кто стоит во главе государства Российского?
Учащимся предлагается рассмотреть портреты государственных деятелей и подумать, какой вклад внесли они в развитее государства.
(Иоанн, Петр, Путин В.В.)
Выслушиваются ответы учащихся;
(Иоанн – первый русский царь, Петр – первый русский император, Путин В.В. – ныне действующий президент России.)
Эксперты выслушивают ответы. Возможны дополнения.
Эксперт 4: Первый царь.
Первым царем на Руси был Иоанн Васильевич, прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец. Государством стала управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца и матери. Он получил очень дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто унижали и оскорбляли его, иногда дразнили и вообще обращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вразумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердце любовью.
От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.
От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано начал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи. Достигши совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и высшее духовенство и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из русских князей стал называться царем.
Эксперт 5. Первый император.
Петр в 1721 г. принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.
Петр (1672–1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Петр способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 г. Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вел борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.
(Приложение № 5)
Эксперт 7: Президент России.
Действующий президент Российской Федерации – В.В. Путин. Он же является Верховным Главнокомандующим РФ.
(Приложение № 6)
Обсуждение выступлений.
Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная” с различными укладами и устоями.
5. Итог. Рефлексия.
Подведение итогов. Награждение лучших групп памятными подарками (календарь “Времена года России”, буклеты с государственными символами России, календарики).
Учитель: Что узнали? Где могут пригодиться знания? В конце урока попробуем выделить основные моменты, рассматриваемые нами:
– Россия наша находится на материке...(Евразия).
– Она богата...,..., (лесами, полезными ископаемыми, водными ресурсами и т.д.).
– Россия граничит с..., (Турцией, Финляндией, Китаем, Монголией, Украиной,...).
– Национальный флаг России состоит из... (белого, синего, красного цветов).
– Герб состоит из элементов... (двуглавый орел, щит, Георгий Победоносец).
– Первый царь России... (Иоанн Грозный.)
– Первый император... (Петр.)
– Настоящий президент Российской Федерации... (В.В. Путин).