Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • углубление знаний о строении цветка;
  • о приспособленности к опылению насекомыми;
  • формирование навыков составления опорных схем;
  • продолжение воспитания любознательности, интереса к предмету.

Оборудование: таблицы “Строение цветка”, “Двойное оплодотворение”, модели цветка, (можно применять слайды) .

Ход урока

Организационный момент.

С целым миром спорить я готов
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок… (Расул Гамзатов)

Знакомство с аудиторией. (Данный урок проводился на районном фестивале естественных наук “За страницами учебника”. Его можно провести на элективных курсах или на факультативном занятии. )

Актуализация знаний.

Вопрос аудитории:

- Как вы считаете, что такое цветок?

(предполагаемые ответы)

  • укороченный видоизмененный побег,
  • репродуктивный (генеративный) орган растения,

(так как образуются семена, которые служат для размножения) ,

  • орган бесполого размножения,

(так как в цветке образуются споры: пыльцевые зерна и семязачатки) ,

  • орган полового размножения

(так как в спорах образуются гаметы) ,

  • видоизмененный спороносный побег,

(так как одни специализированные листья - тычинки образуют микроспоры, а другие – пестики - мегаспоры) .

Изучение нового материала.

Из чего же состоит цветок?

Беседа (по ходу беседы вычерчивается схема) .

Цветы обычно располагаются на концах побегов, которые называются цветоножками. Если цветоножки нет, то такой цветок называют сидячим. Верхняя расширенная часть цветоножки называется цветоложем. Оно может быть плоским (у пиона) , вогнутым (у шиповника) или выпуклым (у земляники) . (Рисунок 1) На нём кругами или по спирали располагаются части цветка. (Приложение 1) . Внешний круг образуют зеленые листочки – чашелистики, которые образуют чашечку и служат для защиты цветка в бутоне. Если чашелистики несросшиеся, такая чашечка называется раздельно – или свободнолистная. Спайно – или сростнолистная чашечка, если чашелистики сросшиеся (у сирени) . Внутренний круг образуют обычно окрашенные лепестки. Совокупность лепестков называется венчиком. Венчик может быть как сростно- (спайно) лепестным (у сирени, картофеля) (Рисунок2) , так и раздельно- (свободно) лепестным. Венчик и чашечка образуют околоцветник. Если чашечка и венчик отличаются по цвету – такой околоцветник называется двойным (у лютика) ; если одинаковые – простым (у тюльпана) . (Рисунок3) Простой околоцветник может быть чашечковидным (если зеленого цвета, например у свёклы) или венчиковидным (иной окраски, например у тюльпана, лука) . (Рисунок 4) . Может ли быть цветок без околоцветника? Да. Такой цветок называется голым, например, у ивы, ясеня (Рисунок 5) .

Если речь шла всё об околоцветнике, то где же сам цветок?

Главные части цветка – внутри. Это тычинки и пестики. Вспомним их строение.

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором в четырех пыльцевых гнездах (микроспорангиях) созревают пыльцевые зерна (мужские гаметофиты) .

Совокупность тычинок называется “андроцеем” - дом для мужчин. (Рисунок 6) Если в цветке только тычинки, то такой цветок называется мужским.

Центральную часть цветка занимает один или несколько пестиков (плодолистиков) . Пестики состоят из рыльца (верхняя расширенная часть) , столбика и завязи, нижней расширенной части. Если столбика нет, то пестик сидячий. По отношению к другим частям цветка, завязь может быть нижней или верхней (Рисунок 7) . В завязи находятся один или множество семязачатков, где формируются зародышевые мешки (женские гаметофиты) которые после двойного оплодотворения дадут начало зародышу семени. Совокупность пестиков называется гинецеем (дом для женщин) . (Рисунок 8) Если в цветке только тычинки, то такие цветки называются женскими. (Рисунок 9) Когда в цветке имеются и тычинки и пестики, то такие цветы являются обоеполыми. В “ложных” цветах нет ни тычинок, ни пестиков (встречаются в соцветиях сложноцветных) .

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4