Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  1. Формировать умение слышать художественное слово.
  2. Проверить знание произведений из круга чтения.
  3. Работать над навыком правильного чтения, обогащать речь, пробуждать чувство ритма.
  4. Развивать воображение, логическое мышление.

Учебные умения:

  1. Выражать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы;
  2. Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта;
  3. Сравнивать произведения разных авторов, но схожих по жанру;
  4. Правильно называть произведение, определять жанр и тему.

Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2004 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши.

Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; магнитофон; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?”; сборник стихов С. Есенина и А. Блока и книжки-самоделки, сделанные ранее по стихам этих поэтов; обложка (для книжки-самоделки) и модель обложки.

Ход урока

1.Повторение.

а) Игра “Вспомни-назови” (учитель читает отрывки из изученных стихотворений, а учащиеся вспоминают и называют их).

“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.
(Блок. “Зайчик”)

“Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней”.
(Есенин. “Поёт зима-аукает...”)

- Что я вам прочитала?

- Кто вспомнит автора и заголовок?

б) Работа с детскими книгами:

  1. Рассматривание первой страницы обложки (правильное называние фамилии автора, заголовок); постраничное рассматривание
  2. Рассматривание книжек-самоделок (сделанных на предыдущих уроках).

2.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”

а) слушание нового произведения (учитель читает наизусть);

-Дети, слушайте!

б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):

- Понравилось ли вам то, что вы услышали?

- Что именно вам понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие слова запомнили?

(Дети называют слова, а учитель печатает букварным шрифтом на доске эти слова, выделяя слоги и ударение. Дети ещё раз читают напечатанные слова.)

- Дети! Какие вы молодцы! Умеете слушать!

в) моделирование обложки

- Дети, подумайте, что вы слушали?

- О чём это стихотворение?

- А кто написал это стихотворение о природе?

- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

- Кто правильно назовёт, что мы слушали?

г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)

- Сравните свои работы с образцом.У кого так-поставьте знак “+”. У кого не так?

Физкультминутка:

Ветер подул: “У-у-у!” (все дуют),
Кусты низко нагнул (наклоняются),
Листья запорхали (машут руками),
Как бабочки на карнавале (кружатся).

III. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику)

- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Хотите ещё послушать?

IV. Работа с текстом произведения.

Составление эскизного плана (на обратной стороне листочка-модели).

V. Работа с учебником и тетрадью.

1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).

2. Рассматривание иллюстраций в учебнике.

- Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, что вы здесь видите?

(Дети высказывают свое мнение)

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “Раз!”
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде: “Два!”

3. Рассматривание иллюстраций в тетради.

(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соотносят с иллюстрацией в учебнике)

- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)

VI. Обобщение

Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.

- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!