Учебные задачи:
- Формировать умение слышать художественное слово.
- Проверить знание произведений из круга чтения.
- Работать над навыком правильного чтения, обогащать речь, пробуждать чувство ритма.
- Развивать воображение, логическое мышление.
Учебные умения:
- Выражать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы;
- Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта;
- Сравнивать произведения разных авторов, но схожих по жанру;
- Правильно называть произведение, определять жанр и тему.
Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2004 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши.
Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; магнитофон; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?”; сборник стихов С. Есенина и А. Блока и книжки-самоделки, сделанные ранее по стихам этих поэтов; обложка (для книжки-самоделки) и модель обложки.
Ход урока
1.Повторение.
а) Игра “Вспомни-назови” (учитель читает отрывки из изученных стихотворений, а учащиеся вспоминают и называют их).
“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.
(Блок. “Зайчик”)“Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней”.
(Есенин. “Поёт зима-аукает...”)
- Что я вам прочитала?
- Кто вспомнит автора и заголовок?
б) Работа с детскими книгами:
- Рассматривание первой страницы обложки (правильное называние фамилии автора, заголовок); постраничное рассматривание
- Рассматривание книжек-самоделок (сделанных на предыдущих уроках).
2.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”
а) слушание нового произведения (учитель читает наизусть);
-Дети, слушайте!
б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):
- Понравилось ли вам то, что вы услышали?
- Что именно вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие слова запомнили?
(Дети называют слова, а учитель печатает букварным шрифтом на доске эти слова, выделяя слоги и ударение. Дети ещё раз читают напечатанные слова.)
- Дети! Какие вы молодцы! Умеете слушать!
в) моделирование обложки
- Дети, подумайте, что вы слушали?
- О чём это стихотворение?
- А кто написал это стихотворение о природе?
- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?
- Кто правильно назовёт, что мы слушали?
г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)
- Сравните свои работы с образцом.У кого так-поставьте знак “+”. У кого не так?
Физкультминутка:
Ветер подул: “У-у-у!” (все дуют),
Кусты низко нагнул (наклоняются),
Листья запорхали (машут руками),
Как бабочки на карнавале (кружатся).
III. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику)
- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Хотите ещё послушать?
IV. Работа с текстом произведения.
Составление эскизного плана (на обратной стороне листочка-модели).
V. Работа с учебником и тетрадью.
1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).
2. Рассматривание иллюстраций в учебнике.
- Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, что вы здесь видите?
(Дети высказывают свое мнение)
Физкультминутка:
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “Раз!”
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде: “Два!”
3. Рассматривание иллюстраций в тетради.
(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соотносят с иллюстрацией в учебнике)
- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)
VI. Обобщение
Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.
- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!