Проблема: Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Методы, представленные в проекте.
1. Психогимнастика.
2. Словесное комментирование.
В основе составления проекта:
- Авторская программа развития личности ребенка “Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников”, О.А.Шорохова (Творческий центр “Сфера”, Москва, 2006 г.);
- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);
- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.).
Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.
Задачи:
1.Словесное комментирование:
- побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;
- формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.
2. Психогимнастика:
- учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.
Направление работы: сказкотерапия.
Участники проекта: воспитатель, дети.
Внутренние связи: музыкальный руководитель.
Предшествующая работа:
1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.
2. Проведение занятий, дидактических игр, эксперементальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.
Форма работы: игра-путешествие.
Ресурсное обеспечение: ширма, персонажи кукольного театра, костюм “Снегурочки” для девочки, макет к сказке “Морозко”, настольный театр к сказке “Снегурочка”, набор для моделирования, картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”, дорожки со следами обитателей зимнего леса, модель солнца, настольная лампа, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.
Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.
Ход мероприятия
Воспитатель:
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
- Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).
Действие 1
Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.
Бабка:
- Ну, привет! Где вы, узнали?
Ой, а деда не видали?
Так, ну ладно, отдохните.
Вы садитесь, посидите.
Молодец, кто помолчит,
Для тех сказка прозвучит!
Появляется дед.
Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!
Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…
Дед:
- Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.
Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?
Кто поможет сбыть беду?
Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?
Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?
Дед:
- Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.
Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.
Действие 2
Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:
Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,
Может снежная зима?
Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!
Дети: - Зима!
Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Что нужно сделать?
Дети: - Одеться.
Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.
(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания).
Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!
Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.
(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).
Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.
Этюд “Холодно”.
(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).
Голос:
- Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.
Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.
Мои первые метели стелют снежные постели.
Все морозы и снега, очень сильная пурга.
Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.
Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).
Действие 3
Макет к сказке “ Морозко”.
Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).
-Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)
- Только нужно правильно это сделать.
Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.
Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.
- Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).
- Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).
- Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).
- Когда падает много снега? (Снегопад).
- А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).
- Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).
Голос (магнитофонная запись):
- Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.
Этюд “Снежинки”.
(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).
Действие 4
Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.
Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.
Дети: - Снегурочка.
Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).
Посмотрите вокруг.
Моделирование “Снегурочка”.
Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.
Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.
Упражнение “Снегурочка”.
(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.
Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.
Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).
Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.
Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.
Действие 5
На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.
Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким – не сказала.
(Дети рассматривают следы, находят нужный – волчий, отправляются в путь).
Действие 6
Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.
Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?
В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.
Был на улице мороз, приморозил волку хвост.
Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.
- Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)
- Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)
- Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?
- А отчего бывает тепло?
- Давайте позовем солнышко.
Дети, воспитатель:
- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.
Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.
Упражнение “ Солнышко”.
(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).
Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.
Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк – кукла кукольного театра.
Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.
Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.
Дети идут за волком.
Волк: - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!
Действие 7
Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).
Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?
Игра “Найди пару”.
(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).
Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?
Дети, воспитатель:
- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”
Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1”.
Действие 8
Ширма, появляется бабка.
Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?
Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).
Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.
Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!
Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.
Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.
Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).
Дети благодарят.
Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.
Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.
Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.
Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.
Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.
Дети: - До свидания!
Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.
“Приложение 1”: фотографии персонажей.