Пояснительная записка
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе “природа–общество”; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.
Цель данного курса: сформировать у учащихся представление о высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.
Задачи:
- углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;
- формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;
- развитие способностей прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества.
Программа предполагает расширение знаний учащихся по основным направлениям влияния различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на экологическое состояние окружающей среды. Взаимодействие человека с природой видоизменяет ее, поэтому школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате этого взаимодействия, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.
Программа реализуется через различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный, исследовательское моделирование.
Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Содержание программы
- Глобальная экология (8 часов) раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Биосфера и границы жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются жизнепригодные свойства среды. Понятие жизни как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов, образующих разнообразные вещества. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
- Экологические факторы (6 часов). Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.
- Антропогенное воздействие на биосферу (10
часов). Современное состояние природной среды.
Загрязнители природной среды и их основные виды.
Мониторинг. Предельно допустимый сброс.
Предельно допустимая концентрация.
- Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.
- Почва – биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
- Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.
- Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.
- Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.
- Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.
- Окружающая среда и здоровье человека (6 часов). Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсические вещества. Отравления. Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
- Природоохранная деятельность человека (4 часа). Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- направления и темпы изменений природных экосистем;
- экологические факторы;
- современное состояние природной среды;
- экологические проблемы современного человечества;
- основные источники загрязнения биосферы;
- влияние загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
- определять источники загрязнения окружающей среды;
- осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | ||
Глобальная экология | |||
1. | Биосфера и ее границы. | 1 | |
2. | Живое вещество биосферы. | 1 | |
3. | Жизнь как открытая макросистема. | 1 | |
4. | Биогеохимический круговорот веществ. | 1 | |
5. | Социальная и прикладная экология. | 1 | |
6. | Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. | 1 | |
7. | Экологические проблемы современного человечества: | 1 | |
8. | Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения. | 1 | |
Экологические факторы | |||
9. | Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. | 1 | |
10. | Абиотические факторы. | 1 (пр. работа) “Влияние абиотических факторов на живые системы” | |
11. | Биотические факторы. | 1 | |
12. | Антропогенные факторы. | 1 (экскурсия) | |
13. | Экологические условия. | 1 | |
14. | Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. | 1 (пр. работа) “Составление кривых толерантности для разных организмов” | |
Антропогенное воздействие на биосферу | |||
15. | Современное состояние природной среды. | 1 | |
16. | Загрязнители природной среды и их основные виды. | 1 | |
17. | Мониторинг. | 1 | |
18. | Атмосфера, ее структура и состав. | 1 | |
19. | Основные источники загрязнения атмосферы и их влияние на живые организмы. | 1 (экскурсия) | |
20. | Почва – биокосная система. | 1 (пр. работа) “Определение состава почвы” | |
21. | Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв. | 1 | |
22. | Вода – основа жизненных процессов в биосфере. | 1 | |
23. | Загрязнение природных вод, его виды и последствия. | 1 (пр. работа) “ Определение видов загрязнения водопроводной воды” | |
24. | Радиоактивность в биосфере | 1 | |
Окружающая среда и здоровье человека |
|||
25. | Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. | 1 | |
26. | Пути попадания химических загрязнений в организм человека. | 1 | |
27. | Биологические загрязнения и болезни человека. | 1 | |
28. | Физические факторы среды и самочувствие человека. | 1 | |
29.. | Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. | 1 (пр. работа) “Простейшие способы определения качества продуктов” | |
30 | Ландшафт как фактор здоровья. | ||
Природоохранная деятельность человека | |||
31. | Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. | 1 | |
32. | Правовая защита природы. Экологическая безопасность. | 1 | |
33. | Международное сотрудничество в деле охраны природы. | 1 | |
34. | Предотвращение технологических и военных катастроф. | 1 | |
ИТОГО: | 27 | 7 |
Контрольные вопросы
- Каковы основные экологические проблемы?
- Чем отличаются природно-очаговые заболевания от инфекционных?
- Каковы последствия радиационного заражения окружающей среды?
- Каково влияние на здоровье человека пестицидов, инсектицидов, гербицидов?
- Какие факторы угрожают видовому разнообразию на планете?
- Каковы глобальные последствия осушения болот?
- Какие существуют доказательства глобального изменения климата?
- Какие меры могут решить проблему кислотных дождей?
- В чем положительные и отрицательные стороны парникового эффекта?
- Каковы основные принципы международного сотрудничества в решении экологических проблем?
- Какие международные организации уделяют большое внимание природоохранной деятельности?
- Какие существуют источники загрязнения и загрязнители?
- Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно учитывать?
- Чем характеризуется экологическая культура, мышление?
- Какие вопросы решает глобальная экология?
Литература
- Александров А.П. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1995.
- Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. М., издательство АНСССР, 1963.
- Вернадский В.И. Биосфера. М., “Мысль”, 1967
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. окружающая среда и ее охрана. М., “Просвещение”, 1985
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. М., “Дрофа”, 2001.
- Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. Ижевск, 2000
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., “Дрофа”, 2001
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. М., “Дрофа”, 2001