Раздел: Рукоделие. Вязание крючком.
Класс: 7.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели:
- систематизировать и обобщить теоретические знания;
- научить окончательной отделке изделия;
- развивать навыки вязания крючком;
- закреплять навыки чтения схем;
- применять различные способы вязания;
- вырабатывать усидчивость и аккуратность;
- воспитывать любовь к рукоделию.
Оборудование: образцы, журналы по вязанию, схемы, пряжа, крючки.
Оформление кабинета: Выставка работ учащихся других классов (половики, кружки, салфетки, полотенца, шали джемперы и т.д.), самовар, стол сервированный к чаю.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас заключительный урок по разделу рукоделие. Ваша задача завершить начатое изделие до конца, научиться окончательной отделке изделия.
А урок мы проведем не совсем в обычной форме. Представьте себе русскую избу – настоящие крестьянские посиделки. На них шли неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла.
- Какие виды рукоделия вы знаете? (Ответы учащихся).
А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.
Все правильно! Вот и в толковом словаре живого великорусского языка Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Так вот: для “россказней” и пригодятся ваши знания и сообщения о вязании крючком.
- Ну а я с вашего разрешения выступлю в роли хозяйки.
Доброго вам здоровья, гости дорогие! Спасибо что зашли на огонек. Располагайтесь, как кому удобно, а те кто трудится должны помнить о правилах безопасности.
Выступление ученицы - правила технике безопасности
Практическая работа: вязание изделия по схемам. В процессе работы девочки исполняют песню.
Ремесло прядения возникло в доисторические временно: остатки льняной пряжи археологи находят в раскопках свайных построек. А глагол прясть по происхождению общеславянский – это значит тянуть из кудели волокна, скручивать из них нить.
Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон, в результате прядения получается пряжа – льняная, шерстяная, бумажная. От глагола прясть образовались названия пряха, прялка.
- Можете сами сказать, что значат эти слова? (ответы учащихся)
Прялка - это приспособление для ручного прядения
Пряха - рукодельница, которая прядет. В классе девочки знакомятся с процессом прядения, который выполняет приглашенная женщина.
Игра “закончи пословицу”.
Один за всех, … (все за одного).
Один в поле - … (не воин).
Одной рукой узла … (не завяжешь).
Одна пчела немного … (меду натаскает).
На словах и так и сяк, …(а на деле никак).
На словах города берет, … (а на деле ни шагу вперед).
Не храбрись словом, … (покажи делом).
Щедр на слова, …(да скуп на деле).
Крючок для вязания можно назвать волшебным инструментом! С его помощью можно создать и одежду, и предметы. Полезные в быту, и даже произведения искусства.
Демонстрация изделий связанных изделий.
Выступление ученицы - сведения о крючке.
Анаграммы: ОЧККЮР, ВЕРУКОЖ, ТОРТЖАКИ.
Выступление ученицы - сведения о нитках.
Исполнение танца “Сударушка”.
Выступление ученицы - сведения о подборе ниток и крючков.
Песня.
Выступление ученицы - сведения об основных приёмах вязания.
Физ. минутка
Выступление ученицы - сведения о видах вязания крючком (по кругу, рядами, ажурное, филейное)
Игра “Узнай пословицу по ее концу”.
“… , все перетрут”. (Терпение и труд , …)
“… , то и пожнешь”. (Что посеешь, …)
“… , славен делами”. (Славен человек не словами, …)
“… , кто весь делу отдается”. (Мастерство тому дается, …)
“… , не знают скуки”. (Умелые руки, …)
“… , потехе - час”. (Делу – время, …)
“… - мастером будешь”. (Люби дело - …)
“… - переделывать” (Наскоро делать - …).
Уход за вязаными изделиями крючком.
- Стирка зависит от волокнистого состава пряжи.
- Сильно выжимать, выкручивать не желательно (в полотенце).
- Что бы изделие держало форму его крахмалят (1 ст. л. крахмала на 1 л. воды, заварить как кисель, добавить уксус 1ст. л.)
- Растянуть на раме, проутюжить.
- Если нужно подобрать фон, рамку.
Загадки.
На осине сижу,
сквозь клену гляжу,
березой трясу. (Прясть)Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. (ножницы)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы)Пять мешочков шерстяных -
Греются братишки в них. (Перчатка)Чтоб не мерзнуть пять ребят
В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать. (Варежки)Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез
Не забуду и про нос. (Носовой платок).В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)В небо дыра, в землю дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар)
Чаепитие.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славный чудо эликсир.
Вопросы для закрепления.
- Скрученные волокна (нить)
- Сырье для пряжи (волокно)
- Ручной инструмент для вязания (крючок)
- Процесс изготовления изделия из нитей (вязание)
- Что означает № крючка? (диаметр в мм.)
Итог урока. Демонстрация завершенных изделий.
О различных видах рукоделия можно узнать из книги “Русское народное прикладное искусство”.