Одним из приёмов проникновения в своеобразие художественного мышления и эмоционального переживания ученика служит включение “уроков-путешествий”. Музыкальные путешествия органично дополняют занятия по празднично-обрядовой культуре и расширяют представления детей о музыкальном и художественном наследии народов мира, способствуют развитию творческих способностей. Такие уроки помогают проникнуть в национальную, самобытную культуру разных народов, переместиться в различные исторические эпохи, пройти путь сказочных дорог волшебной страны, побывать на природе.
Занятия этого типа являются прообразом курса мировой и художественной культуры, но всё же главенствующее место в них занимает собственно музыка. Раскрытию специфических проявлений в разных искусствах, эпохах, культуре разных стран и народов способствует тщательно подобранный материал из области живописи, литературы (поэзии, прозы), музыки.
Такой материал способствует созданию мультимедийных уроков.
Целью этих занятий является приобщение учащихся к вершинам достижений человеческого духа в области музыки и других видов искусств, ставших общезначимым достоянием всего человечества, на пути художественного освоения мира школьниками. Занятия этого типа призваны решать серьёзные проблемы музыкального воспитания детей, их творческого развития и развития интереса к музыке и другим видам искусства.
Необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста испытывают тягу к сказке, чуду, волшебству.
Чтобы заинтересовать учеников среднего звена поиском и исследованиями в области музыки, на помощь приходят “уроки-путешествия”. На таких уроках учащиеся могут быть детективами или путешественниками, экспертами или художниками; находить и доказывать с помощью улик, фактов имя композитора, название произведения, тайну их жизни и т. д. Временной вектор музыкального путешествия задаётся самый разнообразный. Так, например, музыкальное путешествие в Японию раскрывает многообразие жизни, традиций музыки и культуры японского народа, трагедии, связанной с взрывом атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Путешествие в сказочный зимний лес погружает детей в решение загадок, преодоление на пути трудностей, встрече с лесными жителями, сказочными персонажами, импровизации и сочинительству движений, ритма, мелодий и т.д.
Благодаря такому подходу, у детей формируется стойкий интерес к музыке, целостное представление о специфике музыкально-художественной культуры той или иной страны в различные исторические эпохи, развиваются навыки творческо-поисковой деятельности.
В ходе данного типа занятий решается целый комплекс задач:
- эмоциональный отклик детей на своеобразия музыкально-культурной жизни страны в конкретную художественно-историческую эпоху;
- установление у детей ассоциативного ряда связей между шедеврами различных видов искусств того или иного исторического периода (музыки, литературы, живописи);
- выражение эмоционального и национального колорита музыкальных произведений в пластике и жестах детей;
- развитие творческих способностей на уроке, эмоциональной отзывчивости и творческой активности, импровизации и сочинительству;
- восприятие детьми тембров наиболее популярных в стране музыкальных инструментов как своеобразной визитной карточки данной страны;
- восприятие детьми специфики выразительных и мелодико-интонационных оборотов в песенном творчестве разных народов;
- знакомство детей с самобытным творчеством выдающихся представителей исполнительской и композиторской школ.
Задача учителя заключается в том, чтобы донести до учеников специфику интонационной сферы творчества композитора или музыкальной культуры народа. Восприятие детьми выразительности интонационной природы музыки в органичном единстве таких звуковых параметров, как тембр, динамика, высота, длительность, штриховая основа, мелодическая интервалика, фактура, метроритм на примере всего нескольких произведений, принадлежащих к одному стилевому направлению, служит компасом в мировом пространстве культуры.
Особое значение на занятиях данного типа придаётся живописным шедеврам и образцам литературно-поэтического творчества, соответствующих и дополняющих интонационно-смысловой контекст произведений музыкального искусства. Таким образом, приобретенные знания способствуют развитию чувства уважения к культуре других народов.
Занятия в форме “урока – путешествия” развивают способность детской души откликнуться на музыку, преодолевающую границы географии и звучащую сквозь пласты времён.
Методическая разработка урока музыки
(7 класс, 3 четверть, по программе “Музыка” (В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т. И. Кичак))
Пояснение к уроку.
На уроке организуется заочное путешествие в Германию, которое погружает детей в атмосферу этой страны XVII века, с её готической архитектурой, историческими событиями того времени, знакомит с жизнью и творчеством великого композитора, звучанием полифонической музыки в исполнении И.С. Баха.
Целью занятия является развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха и народной немецкой музыки.
Задачи занятия:
- реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
- развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;
- формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
- восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.
Основные направления музыкально-культурного развития:
Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества;
Вокал – выразительное исполнение произведения “Весенняя песня” И.С. Баха, пение по нотам “Гусята” (народная немецкая песня).
Пластика движения – поиск выразительных движений под музыку “Шутка” И.С. Баха; умение простучать ритм полифонии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация, DVD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие с классом.
2. Путешествие в полифонию.
Учитель: Ребята, помогите разобраться, о каком композиторе идет речь в высказывании испанского музыканта и композитора Пабло Казальса: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.
Если дети затрудняются, то учитель предлагает отправиться в путешествие.
Учитель: Ребята давайте с вами отправимся в путешествие, чтобы выяснить фамилию этого композитора (см. Приложение 1, слайд1. Германия, 1648 года).
Учитель: Скажите ребята, какие исторические события происходили в Германии в этот период жизни, может быть, кто-то из вас знает историю этого времени?
Дети либо учитель:
Европа была раздираема войнами, а Рейх был в упадке.
В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя война, но император Священной Римской империи Фердинанд II потерял в ней большую часть своей силы — более 300 областей и провинций, которые, собственно, и составляли мощь его империи. И теперь эта огромная раздробленная сеть городов и областей управлялась местными правителями — либо представителем церкви, либо городским Советом, либо просто дворянином.
Музыканты тогда были в услужении у правителей. Их работой было исполнять музыку во время религиозных праздников, городских торжеств, или развлекать придворных.
Учитель: Может быть, вы можете по этой подсказке компьютера уже определить фамилию композитора? Если нет, мы продолжаем наше путешествие по XVII веку (Слайд 2. Изображение Иоганна Баха в детском возрасте).
Учитель: Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?
Дети: На экране мальчик лет 10-11, он переписывает ноты, пишет пером, низко наклонившись.
Учитель: Хорошо, может ли кто-нибудь из вас узнать будущего композитора по этому изображению? Продолжаем наше путешествие по Германии Слайд3. (Многочисленная семья Бахов).
Звучит музыка И.С. Баха “Прелюдия до мажор”.
Дети: Многочисленной музыкальной семьёй в Германии в XVII-XVIII веке была семья Бахов.
Учитель: Замечательно, молодцы. А что мы с вами можем рассказать об этом немецком композиторе?
Дети: И. С. Бах – немецкий композитор, живший в конце 17 – начале 18 века (1685-1750г).
Композитор, клавесинист, сочинявший во всех музыкальных жанрах (кроме оперы), он жил в эпоху барокко. У И.С. Баха рано умерли родители, и его воспитывал старший брат Кристоф. Слайд 4. (И.С. Бах и К.И. Бах).
По ходу урока задается домашнее задание, направленное на расширение знаний о композиторе – найти в ресурсах интернета ответ на вопрос: почему в 1708 году И.С. Бах попадает в тюрьму?
Учитель: Все правильно, а что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?
Исполняется фрагмент фуги. Предлагается выяснить, как развивается мелодическая линия произведения. Какой это склад: гамофонно-гармонический или полифонический?
Дети: Звучала полифония – многоголосие.
Учитель: Вы слушали фрагмент произведения, а теперь послушайте все произведение “Прелюдия и фуга ре минор” (Слайд 5, 6. Один из первых органов И.С. Баха, И.С. Бах за инструментом).
Какой музыкальный образ несет это произведение (отталкиваясь от характера, настроения, чувств)?
Дети: Это произведение известно и в наше время, оно звучит в телевизионной передаче “Человек и закон”. Прелюдия строгая, помпезная, величавая, а фуга стремительная, быстрая, несмотря на органное звучание, острая и точная.
Учитель: Серьёзности поставленных проблем и характеру органной прелюдии И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”. (Слайд 7. “Голос человека”).
Пройдя у старой ратуши дозором,
Ночная стража гасит фонари
Над городом, над крыш его простором,
Все небо – в оперении зари.
Уже порозовели черепицы,
Осел туман у крепостных ворот,
И вновь перекликаются синицы,
О том, что утро новое встаёт.
Глухими переулками к предместью,
К ещё не разбудившейся реке,
Спускается, постукивая тростью,
Сухой старик в косматом парике.
Пред ним собор свои возносит стрелы,
Он кажется чудовищно немым,
Торжественный, в веках окаменелый,
Плывущий в предрассветный дым.
У низкой двери бокового свода,
Старик устало замедляет шаг,
Звенит ключом, труднее год от года,
На хоры путь сквозь паутинный мрак.
Но вот уже за кисеей тумана
Блеснули трубы - прямоствольный лес
Высокого и стройного органа
Под гулким скатом каменных небес.
Долой камзол, парик! И поединок,
С регистрами, вздохнувшими навзрыд,
Он начинает. Тонкий луч пылинок
По глянцевидной лысине скользит.
Он здесь один над немотой органа,
Пускай воскреснет всё, что отошло!
Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,
И вей прохладой, времени крыло!
Всё, что цвело и мучило когда-то,
Что брошено раздумьем на весы,
Широким гулом скорбного раската
Разносит приглушённые басы.
Неудержимо рвётся воздух пленный,
По горлу труб под натиском мехов,
Смятеньем человеческой вселенной
И музыкой – гармонией миров.
Торжественно вдыхает грудь органа,
И катят волны в солнечной пыли,
Поёт о море жизни “голос человека”,
О радостях и горестях земли.
Вслушиваясь в это стихотворение, можно ли сравнить его с органной музыкой, установить параллель между прелюдией И.С. Баха и стихотворением Р. Рождественского? (Предложить вопрос на обсуждение ребятам). А мне хотелось бы добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.
Учитель: Давайте ребята создадим свою ритмическую полифонию и исполним её. (Работа по карточкам).
Раздаются деревянные палочки, и создается ритмический оркестр, состоящий из 3 групп. Исполняется ритмический рисунок.
Учитель: Музыка с детства завладела И.С. Бахом. Ему очень нравились народные немецкие песни, он любил ходить со своим отцом на деревенские свадьбы. Послушайте одну из любимых народных песен Баха и скажите, какой ритм, характер у песни “Гусята”? (Исполнение песни)
Дети: Ритм танца, трёхдольный, характер музыки шутливый, озорной и т.д.
Учитель: Простучим ритм этой песни (пение песни по нотам и со словами).
Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня” (исполнять песню, слушая друг друга, верно брать дыхание, следить за ровным звучанием хора, обратить внимание на звукообразование и чистоту интонирования).
Учитель: Скажите, Бах писал только исключительно серьёзную, церковную музыку?
(Слайд 8, 9. Светская жизнь И.С. Баха, собор св. Фомы).
Дети: Нет, у него есть светские произведения, танцевального, весёлого характера.
Слушаем “Шутку” из сюиты №2 И.С. Баха. Беседуем по этому произведению, выясняем характер произведения (полифония или гамофонно-гармонический склад).
Выясняем, что склад гамофонно-гармонический, подтверждая это, слушаем в вокальном исполнении.
Учитель: Поскольку мы выяснили, что это музыка танцевального характера, попробуйте придумать танцевальные движения, не забывая о веке, в котором была сочинена музыка. Какой танец можно под неё исполнить?
Дети: Скорее всего, танец менуэт.
Придуманные движения воплощаем в жизнь, т.е. танцуем под музыку.
3. Вывод по уроку (Слайд 10. Портрет И.С. Баха).
Учитель: Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот портрет, вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?
Дети: Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор очень много сделал в музыке, написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных трудностей Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты.
Рефлексия
Учитель: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Понравился ли вам урок? Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?