Если патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание основывается на:
- гражданском долге – внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
- воинском долге – системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верности военной присяге;
- воинском мастерстве – уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
- профессионализме – степени овладения военными специальностями и умения успешно выполнять поставленные задачи.
Не умаляя роли уроков ОБЖ и НВП, которые призваны закрепить уже имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнить новыми знаниями, научить применять на практике полученные знания и умения помогут внеклассные занятия и элективные курсы.
Что думают по этому поводу выпускники, которым возможно предстоит служить в армии?
- Необходимо сделать процесс военно-патриотической подготовки не только полезным, но и интересным.
- Нужно кардинально изменить отношение учителей и администрации школы к преподаванию ОБЖ.
- Увеличить количество часов на ОБЖ в целом и на практические занятия в частности.
- Возродить в школах клуб “Допризывник”.
- Необходимо уделять внимание подготовке по стрельбе и другим военно-прикладным видам спорта.
Если все это воплотить в жизнь, то такое обучение будет предполагать не только военную подготовку, но и психологическую. Занятия должны носить как обучающий, так и воспитывающий характер. Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса необходимо определить исходные методологические позиции.
Задачи стрелковой подготовки – совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков для их последующей трудовой деятельности и подготовка к службе в Вооруженных Силах. Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Учебные занятия включают как теоретическую (политико-воспитательную работу, изучение основ военно-прикладного искусства, воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы), так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, квалификационные соревнования).
Программа кружка “Меткий стрелок”
Задачи:
1. Совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков.
2. Подготовка к службе в Вооруженных Силах.
3. Широкое привлечение детей к занятиям пулевой стрельбой.
Возраст занимающихся в кружке – 14 – 16 лет
Количество занимающихся одновременно – 10 – 12 человек
Перечень учебного имущества, необходимого для занятий:
- пневматические винтовки 4,5 мм ИЖ – 38 - | 6 штук; |
- пневматические винтовки 4,5 мм Р – 512 - | 6 штук; |
- мишень спортивная “П” - | 250 штук; |
- мишень № 6 “б” - | 100 штук; |
- мишени разные - | 100 штук; |
- прицельные станки - | 2 штуки. |
Тематическое планирование:
№ п/п Наименование предмета Количество часов 1. Политико-воспитательная подготовка 3 2. Основы военного дела 10 3. Специальная подготовка по стрельбе 25 Итого 38
Содержание тем (с использованием учебно-методического комплекса кабинета ОБЖ):
1. Политико-воспитательная подготовка. История создания оружия. Виды оружия и их специфика (занятия проводятся на базе школьного музея).
Воинские и патриотические ритуалы. История российских знамен, герба, гимна (видеофильм). История памятников воинской славы родного города.
“Наша история в лицах”. (Использование набора плакатов с описанием: “Герои и военачальники гражданской войны”, “Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны”, “Герои Советского Союза”, “Герои – ДОСААФ”, “Мы – интернационалисты”.
Пост № 1 в городе. Почетная и ответственная миссия несения караула на посту № 1.
2. Основы военного дела. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Совершенствование знаний и навыков по разборке и сборке автомата. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение оружия. Осмотр и подготовка АК и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Строевые приемы с оружием. (Использование плакатов, макетов автоматов, магазинов с патронами).
3. Специальная подготовка.
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов |
1. | Стрелковый спорт. История развития стрелкового спорта. Место пулевой стрельбы в российской системе физического воспитания. Роль снайперов в Великой Отечественной войне. | 1 |
2. | Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. | 1 |
3. | Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Взаимодействие частей винтовки. Уход за оружием. | 1 |
4. | Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. | 1 |
5. | Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований. | 1 |
6. | Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. | 1 |
7. | Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, на стойку. Производство холостого выстрела. | 1 |
8. | Тренировка в стрельбе с упора. Стрельбы из малокалиберной винтовки на 5 м по белому листу 10 на 10 см, затем по мишеням. | 6 |
9. | Тренировка в стрельбе на кучность и результат. Стрельба из ПВ по мишеням. Стрельба на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м с опорой на стол или стойку. Стрельба на кучность и результат и ПВ на 5 м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени “П”. Контроль стрельбы с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям. | 10 |
10. | Квалификационные соревнования. Условия
выполнения упражнения на результат: - упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ – 38 и Р - 512; - дистанция стрельбы – 5 м и 10 м - количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных; - норматив – выбить не менее 40 очков. Стрельба на результат. Подведение итогов соревнований и занятий в кружке. |
2 |
Итого: | 25 |
Стрелковая подготовка, стремление научиться владеть оружием вызывает повышенный интерес у учащихся. Поэтому эта форма работы позволяет заниматься формированием устойчивого интереса к воинской службе, ответственности, дисциплине; развитием морально-психологических, организаторских и других качеств, необходимых человеку в любых видах деятельности. Ребята на занятиях получают представление о военной службе, воинской обязанности и профессии офицера.