Урок русского языка в классе выравнивания по теме "Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)"

Разделы: Начальная школа


Вашему вниманию представлен урок русского языка во 2 классе выравнивания. Это урок приобретения новых знаний.

Основная цель урок – формирования понятия “антонимы”. Данный урок связан с материалом изученным детьми в первом и во втором классе и опирается на знание места и роли прилагательных в языке. Кроме того, на уроке используется материал по развитию речи, что, в конечном счете, помогает работе детей класса выравнивания по всем предметам.

Забота о здоровье детей, использование на уроке комплекса гимнастики позволяет избежать перегрузки учащихся.

При подготовке к уроку были учтены требования программы к знаниям, умениям и навыкам школьников. Были взяты упражнения доступные детям, опирающиеся на имеющийся опыт. Знания, полученные на уроке соответствуют образовательным стандартам современной школы, а так же данный урок связан со стратегией школы и темой над которой работает педагогический коллектив – “Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения”.

Специфика этого урока в том, что данный материал изучается учениками класса выравнивания. Усвоение затруднено наличием задержки психического развития, общим недоразвитием речи, дисграфией, так что материал для анализа и упражнений очень простой и конкретный.

Особой задачей этого урока являлось совмещение требований образовательных стандартов с умственными и физическими возможностями детей на оптимальном уровне.

Дело в том, что в классе выравнивания не могут в полном объеме реализовываться продуктивные методы обучения, а, так же затруднено использование коллективной и групповой форм обучения, поэтому основными методами организации учебного процесса на уроке были наглядные, словесные и практические методы, а основными формами были фронтальная и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Конечно, использование репродуктивных методов не может в полном объеме показать уровень мастерства учителя, но для их использования существуют объективные причины.

При подготовке к уроку учитывались, прежде всего, возможности класса выравнивания и необходимость коррекции определенных сфер мыслительной, волевой и психической деятельности. Для развития зрительной памяти использовано большое количество наглядности в виде опор, иллюстраций. Это помогает задействовать так же и смысловую память. Включение в урок различных видов учебного оборудования значительно снижает утомляемость учащихся на уроке, разнообразит его, способствует поддержанию непроизвольного внимания, а усложнение языкового содержания повышает уровень самостоятельности детей, работает на постепенное ослабление, “свертывание” инструкций.

Планировалось сделать урок единым целым, логически завершенным. Все этапы урока должны были плавно переходить друг в друга, чтобы грамматика воспринималась детьми как наука интересная, а, главное, понятная. Учиться легко, когда получается, поэтому главное на уроках – тренировка и формирование общих учебных навыков, доброжелательные отношения между учителем и учениками, рефлексия на всех этапах деятельности учителя и учащихся.

Структура урока продиктована его типом, а в соответствии с ней ставились и цели урока: образовательные, развивающие и воспитательные.

  1. Ознакомление учащихся с антонимами.
  2. Формирование умения подбирать к именам прилагательным антонимы.
  3. Развитие умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.
  4. Воспитание в детях положительных качеств личности.
  5. Воспитание интереса и любви к русскому языку.

Помимо данных дидактических целей, я ставила цели, продиктованные спецификой психолого-педагогической коррекции:

- развитие памяти, логического мышления, непроизвольного внимания;

- развитие речи учащихся, умения аргументировать свой ответ, умения обосновывать точку зрения;

- развитие умения работать самостоятельно;

- воспитание терпения, настойчивости, воли, уверенности в собственных силах;

- воспитание интереса к процессу поиска решения;

- воспитание потребности в трудовом усилии на основе создания ситуации успеха;

- воспитание умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи в процессе обучения;

- воспитание доброжелательного отношения к мнению другого, умения оказывать и принимать помощь

Все действия учителя на уроке направлены на решение этих задач, так как они соответствуют основной цели создания класса выравнивания – приведение в соответствие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам начальной школы, интеллектуальной и психической сфер деятельности детей.

При планировании урока учитывались особенности класса выравнивания – хорошая работоспособность возможна только при высоком темпе урока, при чередовании различных видов деятельности, участие в работе всех органов чувств, включая осязание.

На основании всего вышеизложенного, хотелось бы пояснить, почему для данного урока выбрана такая структура.

Урок начался с организации класса и проверки правильности посадки, что помогает самоконтролю и самодисциплине учащихся.

Для того, чтобы органично перейти к теме урока были использованы персонажи Кузя и Филя. На примере этих иллюстраций учащиеся могут отчетливо видеть противопоставление. Именно этот прием используется и при оформлении опоры-определения, предметных парных картинок, других сказочных персонажей. Находясь длительное время перед глазами учащихся, они позволяют мобилизовать непроизвольное запоминание материала.

На данном уроке были использованы различные виды проверки. Навык анализа выполняемых и выполненных действий и результатов учебной деятельности практически отсутствует у детей с ЗПР, поэтому было использовано такое значительное количество данного вида работы. Кроме того, ребята получают на уроке дополнительную возможность оперировать с мелкими деталями (калька, квадратики, флажки), что помогает развиваться мускулатуре кистей рук, способствует общему развитию школьников и предотвращает перегрузку.

К необходимости использовать мониторинг деятельности учащихся и учителя (Приложение 2) подталкивает опять же специфика работы в классе выравнивания. Невозможно учителю планировать коррекционную работу, если результаты предыдущих уроков не проанализированы. Поэтому использование сигнальных квадратов, флажков, составление таблиц мониторинга – объективная необходимость. Это очень экономит время на уроке, позволяет сформировать у ребенка культуру общения с одноклассниками. Сам факт, что ребенок в классе выравнивания имеет собственное мнение и может его обосновать – уже достижение. Постоянная сверка с образцом формирует адекватную самооценку, а уверенность, что в трудной ситуации или при обнаружении пробела в знаниях ребенок получит своевременную помощь учителя, позволяет снизить уровень общей школьной тревожности. После проведения урока все данные заносятся в таблицу и тщательно анализируются учителем. По таблицам наглядно видно, какие задания вызвали наибольшие трудности и нуждаются в дополнительной проработке, какие понравились и могут быть использованы для дальнейшей работы, насколько адекватно ребенок оценивает свою деятельность. То есть, мониторинг позволяет выявить пробелы в знаниях и наметить перспективы дальнейшей работы.

Конечно, подобную практику (работа не в тетрадях) не нужно использовать на всех уроках, но на уроках с большим количеством тренировочных упражнений такая практика, из-за низкого темпа письма у детей в классе выравнивания, абсолютно оправдана, так как экономия времени колоссальная и детям не скучно.

Особенного внимания заслуживает использованный на уроке прием взаимопроверки. В классе выравнивания огромное значение имеет формирование благоприятного климата в коллективе, поэтому совместная работа над учебными задачами не только раскрепощает детей, но и помогает им овладевать продуктивными приемами работы. Ведь ученику придется объяснить товарищу, где он допустил ошибку и доказать свое мнение.

Похвала детей в процессе проведения урока и при подведении итогов создает положительный эмоциональный настрой и повышает эффективность работы учащихся на следующих уроках.

При планировании урока учитывалось, что конструктивная и плодотворная работа возможна только при доброжелательном стиле общения учителя и учеников, создании ситуации успеха, а так же бесспорным является благоприятное влияние атмосферы сотрудничества на процесс достижения цели.

При изготовлении наглядности соблюдались основные требования к ней предъявляемые: яркость, четкость, Доступность, схематичность, дозировка (оптимальное количество, чтобы не перегрузить урок избыточным количеством наглядного материала), эстетичность, ее правильное размещение на доске (Приложение 3) и на партах учеников.

В соответствии с требованиями школьной гигиены, запланирована динамическая пауза в тот момент, когда утомляемость, в результате работы, является наивысшей.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА:

Прилагательные противоположные по смыслу (антонимы).

ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с антонимами; формирование умения подбирать к именам прилагательным антонимы; развитие умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи; развитие памяти, логического мышления, непроизвольного внимания; развитие речи учащихся, умения аргументировать свой ответ; развитие умения обосновывать свою точку зрения; развитие умения работать самостоятельно; воспитание в детях положительных качеств личности; воспитание интереса и любви к родному языку; воспитание терпения, настойчивости, воли; воспитание уверенности в собственных силах; воспитание интереса к процессу поиска решения; воспитание потребности в трудовом усилии на основе создания ситуации успеха; воспитание умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи в процессе обучения; воспитание доброжелательного отношения к мнению другого, умения оказывать и принимать помощь.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения клоунов Фили и Кузи; планшет с определением понятия “антонимы”; парные предметные картинки; изображения Феи и Колдуньи; планшеты с названиями этапов урока; рабочие листы с заданиями; планшеты с антонимами для проверки задания №1; таблица “Правильно – неправильно”; конверты с сигнальными квадратами и флажками из самоклеящейся бумаги; конверты с ключами для проверки задания №2; образец кальки для проверки задания №3; калька со схемой у каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ.

Начинаем урок русского языка.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

(Учитель.) Сегодня на уроке мы будем путешествовать в нашей любимой стране - стране языкознания. Мы узнаем много нового и интересного, а имя прилагательное откроет сегодня для нас еще одну свою тайну.

К нам на урок пришли два друга, два клоуна Филя и Кузя.

На улице было прохладно. Клоуны были одеты по-разному.

(Учитель инсценирует диалог между героями, изображения которых помещены на доске.)

Филя: Ну и жарко!

Кузя: Да ты что, холодно!

Филя: Я весь покраснел.

Кузя: А я посинел.

Филя: Ты что такой кислый?

Кузя: А ты что, сладкий?

Филя: Нет, я веселый. А что это мы все спорим? Жарко – холодно, кислый – сладкий. Очень интересные пары слов получились. Может быть, они как-нибудь называются?

Кузя: Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

(Учитель помещает на стенд “Запомни” планшеты с надписями.)

(Учитель.) Эти слова-спорщики, слова противоположные друг другу по смыслу называются антонимами. Это тема нашего урока.

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

а) актуализация имеющихся знаний;

Давайте вспомним, что обозначают имена прилагательные.

(Ученик.) Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

(Учитель.) Правильно. Имена прилагательные могут противопоставляться друг другу по различным признакам.

б) подбор антонимов на основе предметных картинок;

(Учитель демонстрирует парные картинки и предлагает детям подобрать названия признаков, противоположных по смыслу.)

(Учащиеся.) Это яблоко маленькое, а это большое.

(Учитель.) По какому признаку мы противопоставляем предметы?

(Учащиеся.) Мы противопоставляем предметы по размеру.

(Учащиеся.) Этот гном веселый, а этот грустный. Мы противопоставляем настроение.

(Учащиеся.) Лето жаркое, а зима холодная. Мы противопоставляем времена года по температуре.

в) игра “Фея и Колдунья”;

(На протяжении всего урока учитель закрепляет на стенд “Сегодня на уроке” планшеты, на которых написаны этапы урока.)

(Учитель.) Чтобы лучше запомнить материал, давайте поиграем с вами в игру “Фея и Колдунья”. (Учитель закрепляет на стенде планшет с надписью и открывает на доске изображения волшебниц.)

Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Фея и Колдунья.

Колдунья была… ЗЛАЯ, а Фея…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Фее справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.

КОЛДУНЬЯ (говорит учитель) ФЕЯ (говорят ученики)
Я хочу, чтобы все дети были: Я хочу, чтобы все дети были:
злыми добрыми
больными здоровыми
слабыми сильными
грустными веселыми
жадными щедрыми
грязными чистыми
глупыми умными
трусливыми смелыми и т.д.

(Учитель.) Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать.

Работа на данном уроке построена таким образом, что дети не выполняют задания в тетрадях, а работают на листах с заданиями, в которых предусмотрено место для исправления ошибок и рефлексии. (Приложение 1)

г) задание №1;

(Учитель.) Запишите, пожалуйста, на рабочем листе свою фамилию и имя. (На стенде крепится планшет).

Давайте прочитаем, какое задание нам нужно выполнить. Правильно, вам нужно закончить предложения. Как называются слова противоположные по смыслу? Правильно, антонимы. Приступайте к выполнению задания.(Дети выполняют задания самостоятельно. На доске помещены планшеты с ответами, но они пока закрыты и ученики не имеют возможности их видеть.) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Учитель открывает столбик планшетов, помещенный на доске.)

Необходимо отметить, что, во втором предложении, учащиеся, наряду с антонимом жаркое, могут подобрать антоним теплое. Это не является ошибкой. Учителю необходимо попросить детей вспомнить, как называются слов близкие по смыслу – синонимы.

(Учитель.) Рядом с выполненным заданием находится пустой квадратик. Обратите внимание на таблицу на доске.

У вас на партах находятся конверты с зелеными и красными квадратиками. Я предлагаю вам еще раз внимательно проверить выполненное задание и наклеить зеленый или красный квадратик рядом со своим заданием. Зеленый – если вы выполнили задание без ошибок, красный, если вы допустили ошибку. Так я смогу, когда буду проверять вашу работу, определить, где вам нужна помощь. (Квадратики выполнены из самоклеящейся бумаги и, поэтому, легко крепятся на лист.)

д) задание №2;

(Учитель.) Давайте выясним, какие же краски вносят прилагательные-антонимы в нашу речь. (На стенде крепится планшет с надписью.)

Прочитайте задание №2. Что нам нужно сделать? Правильно, Заменить выделенные прилагательные противоположными по смыслу. Запишите на месте пропусков антонимы.

(Дети записывают антонимы.) Сравните два текста, что вы видите? (Ученики.) Смысл изменился на противоположный. (Учитель.) Проверить это задание вам поможет ключ, который лежит в конверте, присланном Феей. (Ученики достают из конверта, находящегося каждого ученика, ключ, на котором записаны ответы и проверяют выполненное задание.)

Наклейте красный или зеленый квадратик в пустую клетку.

е) динамическая пауза;

Высоко под облаками

Мы летали, мы летали.(Плавные покачивания с ноги на ногу, на носках и движения рук

над головой из стороны в сторону.)

Низко, низко от земли

Мы ползли, мы ползли. (Приседания на корточки с имитацией ползания по-пластунски.)

ж) задание №3;

А теперь, мы выполним задание №3”. (На стенд крепится планшет с надписью.)

Вам необходимо соединить антонимы карандашом. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно.) У каждого из вас на парте есть калька, наложив которую на линии, начерченные вами, можно проверить правильность выполнения задания №3. (Ученики производят проверку и заполняют пустой квадрат рядом с заданием.)

з) задание №4;

(На доске крепится планшет с надписью.)

(Учитель.) Прочитайте задание №4. Выполните его. (Ученики самостоятельно выполняют задание.) А проверим это задание следующим образом. Я предлагаю вам поменяться своими работами и проверить, как ваш товарищ справился с заданием. После окончания работы, тот, кто проверял, закрепляет соответствующий сигнальный квадратик. (Ученики меняются работами и выполняют проверку.)

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

(Учитель.) Итак, ребята. Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Какие тайны вам сегодня открыло имя прилагательное? (Учитель выслушивает ответы детей.) Для того, чтобы я могла использовать в нашей работе задания, которые вам нравятся, я попрошу вас взять из конвертов, которые находятся у вас на партах сигнальные флажки и прикрепить их к тому заданию, которое вам больше всего понравилось на уроке. (Ученики встают со своих мест и прикрепляют флажки на стенд “Сегодня на уроке” рядом с тем заданием, которое им наиболее понравилось на уроке.)

Спасибо за урок, ребята. Урок окончен.

Список использованной литературы.

  1. Волков, А. М. Волшебник изумрудного города: Сказочная повесть / Худож. Л. Владимирский.-М.:Дом,1992.-176с.:ил.80. – Москва: Дом,1993.173с.: - ISBN 5-270-01719-9
  2. Зеленина Л. М. Русский язык. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ Л. М. Зеленина, Т. Е.
  3. Хохлова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 158 с. : ил. – ISBN 5-09-015067-2
  4. Русский язык. 2 класс: Поурочные планы. 1 полугодие по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой / Авт.-сост. И. В. Перекрестова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 142 с. ISBN 5- 7057- 0587-5
  5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе: Пособие для учителя трехлет. Нач. шк.-4-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.-192 с.-ISBN 5-09-002908-3.
  6. Рик Т.Г. Здравствуйте, имя прилагательное – М.:РИО “Самовар”, 1996 г. Текст и иллюстрации, Т.Рик ISBN 5-85066-006-2