Цели:
1. Расширить знания, полученные на уроках истории и на уроках внеклассного чтения по литературе.
2. Воспитание любви к истории государства – своей Родины.
Оборудование урока: Обстановка графских покоев, костюмы участников ассамблеи, газета, портрет Петра I, схема управления государством, выставка образцов, присланных в мануфактуру, магнитная доска с расположением фигур воинов в битве под Полтавой.
Ход урока: звучит музыка Баха (фуга).
Вступительное слово учителя литературы и истории, которые кратко сказала о предыдущей работе по ознакомлению и изучению петровского времени и поставили цели и задачи урока.
Слово предоставлено ученице:
Она читает отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы…”
Виждитель мира искони
Своими положили судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Через все препятства он вознес
Главу, победами венчанну
Россию грубостью попранну
Собой возвысил до небес
В полях кровавых марс страшился
Свой меч в петровских зря руках
И стрепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укреплена
И зданиям окружена
Сомненная Нева текла:
“Или я ныне позабылась
И с одного пути склонилась,
Которым прежде я текла”,
Тогда божественны науки,
Через горы, реки и моря
К России простирали руки,
Сему монарху говоря:
“Мы с крайним тщанием готовы
Предать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды!”
Уже Россия ожидает
Полезным видеть их труды.
I ведущий:
Поэтический гений Пушкина еще на заре своего рассвета дал поистине удивительное определение XVIII веку в России.
Пятнадцатилетний лицеист в своей торжественной оде “Воспоминание о царском селе” писал о только что отошедшем столетии:
“О громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян…”
А ровно через 20 лет, размышляя о минувшем веке, Пушкин в одной из своих статей написал знаменитые слова: “Россия вошла в спущенный корабль при стуке топора и громе пушек”.
II ведущий:
Трудно более чуткую и емкую характеристику тома периода российской истории, когда за короткое время Россия из отсталого состояния в области экономики, политики и культуры вышла на рубежи передовых Европейских стран.
Поразительно изменился обмен страны, начиная от внешности и одежды ее населения. Определяющим этапом в жизни русского народа в XVIII века оказался период петровских преобразований.
Скачку, совершенному в те годы, страна была обязана трудовым и ратным подвигам простых людей – пахарей и ремесленников, рабочих мануфактур и солдат. А в центре преобразовательных начинаний находился Петр – личность необыкновенная. В нем уживались гениальные способности и великое трудолюбие с привычками самовластного деспота. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Руки его вечно были в мозолях. Он сам хотел узнать и освоить всякое дело. Он в совершенстве знал четырнадцать ремесел. В Голландии получил звание корабельного плотника. В Англии – инженер. Французская академия наук избрала его своим членом.
I ведущий:
В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга, под землей в шагах, прикованные к тачкам.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны, строить корабли и мануфактуры, царь все время увеличивал налоги на простое население.
Недаром А.С. Пушкин говорил, что указы Петра “писаны кнутом”, а в царстве проступал самовластный помещик.
Но Петра I вошел в истории под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране. С них начался путь России из отсталости.
II ведущий:
Граф Нестеров рассказывает нам об устройстве госаппарата.
“Петровская эпоха!” Большой след она оставила в истории государства российского. Заново перепахала устои Древней Руси. И началась с
преобразования государством. Был создан новый прогрессивный аппарат – сенат. Сенат стал высшим законодательным, распорядительным органом
государства Российского. Были введены коллегии о должность генерал – прокурор. Отменены были частично и беспорядочные законы в стране.
III ведущий:
в конце 1718 года население столицы было извещено о введении ассамблей. Ассамблея, разъяснял царь в указе – слово французское, что означает “собрание”. Ассамблеи устраивались поочередно у богатых вельмож. Прийти в ассамблею мог каждый знатный или богатый человек без приглашений. Начиналась ассамблея в 5 часов вечера, а заканчивалась в 12 часов. Здесь обсуждались вопросы деловой жизни, играли в шашки, курили трубки, беседовали, танцевали.
Дворянские жены и дочери раньше сидели взаперти, теперь посещали ассамблеи.
На прошлой недели ассамблея проходила у князя Долгорукова. А сегодня мы побываем на ассамблеи у князя Дмитрия Михайловича Голицына.
Петр:
(проецируются картины Левицкого)
Давно я не слышал петербургских новостей, какие вести со строительства новой столицы?
Д.М. Голицын:
Великий государь, Петр Алексеевич, сегодня ко мне пожаловали “деловые мужи”: архитектор Земцов, князь Меньшиков; И.Т. Посошков, и прочее, их жены да чада.
Князь Земцов (архитектор) рассказывает о строительстве Петербурга:
Полностью уже закончилось строительство, военно-крепостных сооружений – Петропавловской крепости и административной верфи. В самой крепости заканчиваются работы, заложенной Вами церкви имени апостолов Петра и Павла.
Петр, прерывая Земцова:
“Содержать сию цитадель божьей, аже случится, хотя до последнего человека”.
Земцов продолжая:
“Архитектор Европкин, как вы знаете, запроектировал систему лучших улиц: Невского, Вознесенского проспектов, Гроховской улицы.
Проектируются здания нынешнего Ленинграда, построенные во время Петра. В тоже время читается отрывок из “Медного всадника”:
И юный град,
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи благ,
Вознесся пышно,
Где прежне финский Рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова
Прошло сто лет… и до слов… насквозь прострелянных в бою.
Земцов продолжает:
Однако на строительстве города не хватает ни плотницкого инструмента, ни тачек, ни телег, и люди таскают землю в полах своего кафтана, бревна тащут волоком, а землю роют зачастую руками. Многие крестьяне бегут, но мы их ловим, бьем кнутом, рвем ноздри, заковываем в цепи. И болезни усиливаются с каждым днем, лекарей нет и не было. Однако лекарство идет вход; аптекарь Леевкан пустил в ход водочную настойку; настойка дорогая, но расходуется очень быстро, народ пьет от болезней и от горя.
Ведущая:
“Послушайте байку народную, может это на самом деле было правда, больно все схоже с характером Петра I. (разыгрывается сцена)
Петр I: А ну-ка, поведай, что народ говорит про Петербург?
Шут: А бить не будешь, государь?
Петр: Говори!!! (шут отошел к двери)
Шут: Говорит народ такое, государь! (скороговоркой говорит, размахивая колпаком)
С одной стороны - море,
С другой стороны – горе,
С третьей – мох,
С четвертой – ох!
Вот оно как!
Слово изнутри обожгло Петра. Дернул он головой влево, дернул вправо, метнул гневный взор на шута, да вспомнил, что не время гневаться.
Петр:
Далек я от Петербургских новостей, занят военной баталией. На днях приехал из – под Полтавы, со мной был граф Репнин из военной коллегии. Доложи граф, как происходила вся викторина.
Граф Репнин по схеме рассказывает о Полтавской битве:
Знаменитая Полтавская битва началась на рассвете 27 июня 1709 года. План шведов состоялся в том, чтобы проникнуть в русский лагерь и застать их врасплох. Но конница Меньшиков ему помешала этому. Она поспешно стала отступать, тем самым заманивала противника к редутам. Там они понесли большие потери, и поредевшим войскам был нанесен решающий бой. Петр вывел свои войска из укрепленного лагеря и построили их в боевом порядке.
В 9часов обе армии двинулись друг на друга.
(из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”…)…И грянул бой…
Под Полтавой русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм, а царь и его военачальники, прекрасные полководческие способности.
Посошков:
“Да, в экстренном выпуске газеты “Ведомость” от 2 июля 1709 года, об этой баталии сообщалось в письме царевичу Алексею (читается номер газеты, Посошков рассказывает о Ведомостях).
Во время XVII века в России не было своих газет. При Петре I стала выходить первая в Росси печатная газета.
Первый номер “Ведомостей” вышел в Москве, от 2 января 1703 года. Царь сам участвовал в издании газеты. Подбирал для нее иностранный материал. Правильный текст.
До 1710 года “Ведомости” печатались церковнославянским шрифтом. С 1710 года Петр ввел гражданский шрифт более простой и легкий для течения, па числа стали обозначаться не церковными буквами, а арабскими цифрами.
(Читая 3 номера в газеты. В 3 – м номере заостряется внимание на повеление Петра привозить “ необыкновенные чуда” в Петербург) и именно с этих экспонатов начал свое существование первый музей, образованный Петром – Кунсткамера, которая действует поныне.
Слово предоставляется мануфактурщику, который рассказывает, откуда и какие товары привезены.
I ведущий: Далее поведем рассказ об образовании.
Большие перемены произошла в области просвещения, культуры, науки. Жизнь властно требовала подготовки своих специалистов: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов и многих других. Для изучения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий, по возращению на Родину их ждал суровый экзамен.
В 40 – х России были открыты “Цифирные школы” низшей ступени.
Более обширных знания по геометрии, алгебре, черчению, астрономии давала школа математических и навигационных наук в Москве. В Петербурге была создана Морская академия.
На Урале и в Карелии создаются горные училища.
Основываются учебные заведения, где главным предметом были иностранные языки.
Появляются два молодых отрока Буйносов – сын боярский и Курносов – сын боярский.
Сценка “Чему молодые бояре за границей учились” из книги для чтения по истории нашей Родины” С.П.Алексеева.
III ведущий:
Не только грамотным хотел видеть Петр молодых людей, но и культурным. Он сам составил инструкцию, которая излагала правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Свод этих законов назывался “Юности честное зерцало”.
При жизни Петра этот свод издавался трижды. Вот некоторые правила из этой книги.
(Читаются правила из книги “Юности честное зерцало”)
Прочно Петр вводил в Россию европейскую культуру, одежду, танцы.
(звучат 5 – ая фуга Баха, а затем по просьбе Петра “дамы” и “кавалеры” танцуют минуем) Петр благодарит танцующих, затем обращается к поэтом и писателям, сидящим за особым столом.
“А вы, ваятели изящной словесности, чем порадуете нас? (слово берет благородный старец в одежде служителя и культа Феофан Прокопович)
Расскажу о многолитный муж “ историю о российском матросе Василий Корнетском”. (рассказывает отрывок)
За ним слово берет Тредиаковский, читает “ Стихи похвальные России”Стих Кантемира “Гордого нового дворянина” читает одна из дам.
Итогом урока служит чтением стихотворением Ломоносова “Надпись к статуе Петра”. (проецируется Памятник Петру 1):
Се образ изваян премудрого героя,
Что ради поданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и, царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил.
Рожденный к скипетру простер работе руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил войну в трудах,
Землях далеких был и странствовал в морях,
Художников собрал обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов
И словам, - се есть Петр
Отечества отец!
Земное божество Россия почитает
И сколько алтарей перед знаком
Сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
В это время показывается диапозитив “Памятник Петру I”
В заключении хозяин дома Д.М. Голицын благодарить гостей, посетивших его дом:
Спасибо всем гостям,
Порадовавшим нас.
Государю нижайший наш поклон
И пожелание благ господних.
Еще придите душу веселить, - мои хоромы встретят радостию вас.