ЦЕЛЬ.
Познакомить учащихся с основными признаками имен прилагательных (вопросы, значение, роль в нашей речи).
Развивать мыслительную деятельность, речь, творческие способности учащихся.
Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Создать на уроке условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
1.
Организация начала урока.ДОЛГОЖДАННЫЙ ДАН ЗВОНОК
НАЧИНАЕТСЯ УРОК.
2.
Постановка проблемы. Открытие нового.- Сегодня на уроке к нам в гости придет всем известный мальчик.
- В Цветочном городишке живет коротышка. В синей шляпе, любопытный, непосредственный мальчишка. Он не знает, отчего так огромен небосвод, и зачем на небе ночью звезды водят хоровод. Он немного невезучий, озорной веселый плут. Все его чему-то учат. Дети, как его зовут?
НЕЗНАЙКА!
– Правильно, это он. Вместе с ним мы отправимся в Цветочный город, где вас ждет встреча с новой частью речи. Вы узнаете, на какие вопросы она отвечает и что обозначает.
– Ребята, какие слова из загадки вам помогли узнать Незнайку?
– Из какой книги к нам пришел Незнайка? Кто автор?
(Выставка книг, портрет писателя)
– Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках?
– Вспомните, как описывал Н.Носов Незнайку в своей книге?
… Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.
– Какие слова представляют нам Незнайку?
– Что-то он задерживается. Ой, смотрите, какое-то письмо.
“ОПАЗДЫВАЮ! ЗАСТРЯЛ! ...ЛЕС,…РЕКА,…ЗВЕРЬ,…ГРИБЫ. ПОМОГИТЕ!”
С Л О В О
– Вы что-нибудь понимаете? Какое-то странное письмо. Какой лес? Какая река? Какой зверь? Какие грибы?
– Помогите восстановить письмо, и, тогда, мы спасем Незнайку.
густой, непроходимый, темный,
быстрая, глубокая, широкая,
страшный, огромный, хищный,
ядовитые, несъедобные, горькие
– Что вы сделали с помощью вставленных слов?
(Описали предметы, они стали узнаваемы.)– А вот и я! Здравствуйте, мои милые, красивые, забавные, любимые, ребята! Спасибо, что выручили. Какие волшебные слова вы знаете. А, что они обозначают? (признаки предметов).
– А, т.е., они служат для того, чтобы признать, узнать предмет, да?
А вот Гунька, мой друг, себя не признал.
Однажды Незнайка решил нарисовать портрет Гуньки. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть спокойно на стуле и все время вертелся.
– Не вертись, не вертись,– говорит ему Незнайка, – а то непохоже получится.
– А сейчас получается похоже? – спросил Гунька.
– Г. в испуге.
– Конечно такой, какой же еще?
-А усы, зачем нарисовал, у меня ведь нет усов?
– Ну, вырастут когда-нибудь.
– А нос, почему красный?
– Это, чтобы было красивее.
– А волосы, почему голубые?
– Голубые, – ответил Н. – Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.
Очень похоже,– ответил Незнайка и пририсовал ему фиолетовой краской усы.
– Ну-ка, покажи, что получилось!– попросил Гунька, когда Незнайка окончил портрет.
Незнайка показал. (ПОРТРЕТ ГУНЬКИ)
– Да разве я такой? – закричал – Нет, это плохой портрет, – сказал Г. – Дай я его порву.
– Зачем же уничтожать художественное произведение? – ответил Н.
- Почему возмутился Г. работой Н.?
- Что неверно нарисовал Н.
- Какого цвета бывают глаза, волосы, губы?
- Что обозначают слова, которые вы называли? (ПРИЗНАКИ)
ОПРЕДЕЛЯЮ Я ПРЕДМЕТЫ
ОНИ СО МНОЙ ВЕСЬМА ПРИМЕТНЫ
Я УКРАШАЮ ВАШУ РЕЧЬ,
МЕНЯ ВАМ НАДО ЗНАТЬ, БЕРЕЧЬ!
– Какая часть речи так может сказать?
ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”. Как вы думаете, к чему присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному). Почему?
-Эти знания помогут выполнить следующее задание.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
5. Работа в тетради.
Допишите к прилагательным подходящие по смыслу существительные. (Письмо с комментированием)
карие …, каштановые …, русые …, голубые … , алые … , черные …
(Взаимопроверка + фронтально)
– Ребята, кто из вашего класса обладает такими признаками?
– Какие вопросы можно поставить к данным именам прилагательным?
– Для чего нужны имена прил.? (Это часть нашей речи, которая делает ее красивее, богаче, образнее).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– Незнайка пробовал свои способности и в литературе. Написал сочинение. И вот однажды на светлой солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников и на Незнайку тоже, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное,– вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная,– чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная,– безнадежно говорила Сказка.
– А я только звонкая,– сказала Песня.
– Что тут будешь делать?– вздохнули все вместе.– Может быть, ребята нам помогут?
– Что, ребята, поможем существительным? Подберите другие прилагательные, которые смогли бы описать эти предметы.
(Задание выполняется у доски, по группам, от каждой группы по одному человеку, цепочкой, выходят и записывают по одному слову.)
-А теперь составьте и запишите предложение с использованием данных прилагательных. (Работа по группам)
ИТОГ. Обратите внимание, насколько красивее, эмоционально-окрашенные
получаются предложения. Для чего же нужны прилагательные?
– А сейчас мы с вами сыграем в любимую игру Коротышек из Цветочного города. Напишите текст из 3-4 предложений и пропустите в нем все имена прилагательные, но оставьте для них место. Этот текст не показывайте другим играющим .Пусть остальные называют любые прилагательные, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочитайте, что получилось. Почему текст получился смешным? ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДОЛЖНЫ ПОДХОДИТЬ ПО СМЫСЛУ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОТОРЫЕ ОНИ ОПИСЫВАЮТ. НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ БЕЗДУМНО.
– Как вы думаете, кто из Коротышек мастер на выдумку таких небылиц? (Незнайка). Вот и вам удалось побывать в роли жителей Цветочного города.
Вы, как настоящие художники слова разрисовали свои тексты. А помогла вам художница …
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Она и с существительным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
ИТОГ.
Какое открытие вы совершили сегодня на уроке? (открыли новую часть речи)
– Как она называется? На какие вопросы отвечает?
– Что обозначает? С какой частью речи согласуется?
– Как изменяется?
– Кто сможет рассказать все, что запомнил об имени прилагательном?
– Вы, как настоящие ученые совершили открытие в морфологии (это наука, изучающая части речи). А теперь давайте проверим, совпадает ли ваше открытие с правилом из учебника с.209.
3.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.Т Е К С Т
– Продолжим наше путешествие. И сейчас мы зайдем в гости к Мушке.
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
– Мушка любит, чтобы все вокруг было яркое, красочное, чтобы радовало глаз, сияло добротой и любовью. Она для вас нарисовала 4 картины.
ЛАНДЫШ РОЗА СОЛНЦЕ ДЕТИ
(Задание выполняется по группам)
– Составить связанный текст-описание из 3-4 предложений, используя как можно больше прилагательных.
(При проверке попытаться объединить тексты всех групп в один)
4.
ИТОГ УРОКА.– Подходит к концу наше путешествие по Цветочному городу. Понравилось оно вам? С какой частью речи встретились?
– На какие вопросы она отвечает?
– Что обозначает?
– Для чего нужна?
– Кто сможет повторить все об им. прил.?
– Ребята, а кто самый умный из Коротышек в Цветочном городе? (ЗНАЙКА)
– Он наблюдал за нашим путешествием и решил включить вас в свой Ученый совет и вручает вам медали “Самому умному”. Музыка.
ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА
Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным веселый новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, бьет числительное семь.
За ученье без сомненья, приниматься надо всем.
Мы наречием отлично на уроках дорожим, соблюдаем мы привычно дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы, нам их надо повторять. И при этом не лениться и ни часу не терять!
После школы, как известно, мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны междометья ох и ах.
А потом у теплой печи повторяем части речи!
– На уроках русского языка вы будете продолжать знакомиться с частями речи. Узнаете много интересного. А наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.