Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ.

  • Познакомить учащихся с основными признаками имен прилагательных (вопросы, значение, роль в нашей речи).

  • Развивать мыслительную деятельность, речь, творческие способности учащихся.

  • Воспитывать бережное отношение к родному языку.

  • Создать на уроке условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

ХОД УРОКА.

1. Организация начала урока.

ДОЛГОЖДАННЫЙ ДАН ЗВОНОК

НАЧИНАЕТСЯ УРОК.

2. Постановка проблемы. Открытие нового.

  • Сегодня на уроке к нам в гости придет всем известный мальчик.
  • В Цветочном городишке живет коротышка. В синей шляпе, любопытный, непосредственный мальчишка. Он не знает, отчего так огромен небосвод, и зачем на небе ночью звезды водят хоровод. Он немного невезучий, озорной веселый плут. Все его чему-то учат. Дети, как его зовут?

НЕЗНАЙКА!

– Правильно, это он. Вместе с ним мы отправимся в Цветочный город, где вас ждет встреча с новой частью речи. Вы узнаете, на какие вопросы она отвечает и что обозначает.

– Ребята, какие слова из загадки вам помогли узнать Незнайку?

– Из какой книги к нам пришел Незнайка? Кто автор?

(Выставка книг, портрет писателя)

– Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках?

– Вспомните, как описывал Н.Носов Незнайку в своей книге?

… Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.

– Какие слова представляют нам Незнайку?

– Что-то он задерживается. Ой, смотрите, какое-то письмо.

“ОПАЗДЫВАЮ! ЗАСТРЯЛ! ...ЛЕС,…РЕКА,…ЗВЕРЬ,…ГРИБЫ. ПОМОГИТЕ!”

С Л О В О

– Вы что-нибудь понимаете? Какое-то странное письмо. Какой лес? Какая река? Какой зверь? Какие грибы?

– Помогите восстановить письмо, и, тогда, мы спасем Незнайку.

густой, непроходимый, темный,

быстрая, глубокая, широкая,

страшный, огромный, хищный,

ядовитые, несъедобные, горькие

Что вы сделали с помощью вставленных слов?

(Описали предметы, они стали узнаваемы.)

– А вот и я! Здравствуйте, мои милые, красивые, забавные, любимые, ребята! Спасибо, что выручили. Какие волшебные слова вы знаете. А, что они обозначают? (признаки предметов).

– А, т.е., они служат для того, чтобы признать, узнать предмет, да?

А вот Гунька, мой друг, себя не признал.

Однажды Незнайка решил нарисовать портрет Гуньки. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть спокойно на стуле и все время вертелся.

– Не вертись, не вертись,– говорит ему Незнайка, – а то непохоже получится.

– А сейчас получается похоже? – спросил Гунька.

– Г. в испуге.

– Конечно такой, какой же еще?

-А усы, зачем нарисовал, у меня ведь нет усов?

– Ну, вырастут когда-нибудь.

– А нос, почему красный?

– Это, чтобы было красивее.

– А волосы, почему голубые?

– Голубые, – ответил Н. – Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

Очень похоже,– ответил Незнайка и пририсовал ему фиолетовой краской усы.

– Ну-ка, покажи, что получилось!– попросил Гунька, когда Незнайка окончил портрет.

Незнайка показал. (ПОРТРЕТ ГУНЬКИ)

– Да разве я такой? – закричал – Нет, это плохой портрет, – сказал Г. – Дай я его порву.

– Зачем же уничтожать художественное произведение? – ответил Н.

  1. Почему возмутился Г. работой Н.?
  2. Что неверно нарисовал Н.
  3. Какого цвета бывают глаза, волосы, губы?
  4. Что обозначают слова, которые вы называли? (ПРИЗНАКИ)

ОПРЕДЕЛЯЮ Я ПРЕДМЕТЫ

ОНИ СО МНОЙ ВЕСЬМА ПРИМЕТНЫ

Я УКРАШАЮ ВАШУ РЕЧЬ,

МЕНЯ ВАМ НАДО ЗНАТЬ, БЕРЕЧЬ!

– Какая часть речи так может сказать?

ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

– Название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”. Как вы думаете, к чему присоединяется имя прилагательное?

(К имени существительному). Почему?

-Эти знания помогут выполнить следующее задание.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

5. Работа в тетради.

Допишите к прилагательным подходящие по смыслу существительные. (Письмо с комментированием)

карие …, каштановые …, русые …, голубые … , алые … , черные …

(Взаимопроверка + фронтально)

– Ребята, кто из вашего класса обладает такими признаками?

– Какие вопросы можно поставить к данным именам прилагательным?

– Для чего нужны имена прил.? (Это часть нашей речи, которая делает ее красивее, богаче, образнее).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

– Незнайка пробовал свои способности и в литературе. Написал сочинение. И вот однажды на светлой солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников и на Незнайку тоже, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное,– вздыхало Небо.

– А ко мне привязалось слово ровная,– чуть не плакала Дорога.

– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная,– безнадежно говорила Сказка.

– А я только звонкая,– сказала Песня.

– Что тут будешь делать?– вздохнули все вместе.– Может быть, ребята нам помогут?

– Что, ребята, поможем существительным? Подберите другие прилагательные, которые смогли бы описать эти предметы.

(Задание выполняется у доски, по группам, от каждой группы по одному человеку, цепочкой, выходят и записывают по одному слову.)

-А теперь составьте и запишите предложение с использованием данных прилагательных. (Работа по группам)

ИТОГ. Обратите внимание, насколько красивее, эмоционально-окрашенные

получаются предложения. Для чего же нужны прилагательные?

– А сейчас мы с вами сыграем в любимую игру Коротышек из Цветочного города. Напишите текст из 3-4 предложений и пропустите в нем все имена прилагательные, но оставьте для них место. Этот текст не показывайте другим играющим .Пусть остальные называют любые прилагательные, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочитайте, что получилось. Почему текст получился смешным? ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДОЛЖНЫ ПОДХОДИТЬ ПО СМЫСЛУ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОТОРЫЕ ОНИ ОПИСЫВАЮТ. НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ БЕЗДУМНО.

– Как вы думаете, кто из Коротышек мастер на выдумку таких небылиц? (Незнайка). Вот и вам удалось побывать в роли жителей Цветочного города.

Вы, как настоящие художники слова разрисовали свои тексты. А помогла вам художница …

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Она и с существительным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

ИТОГ.

Какое открытие вы совершили сегодня на уроке? (открыли новую часть речи)

– Как она называется? На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает? С какой частью речи согласуется?

– Как изменяется?

– Кто сможет рассказать все, что запомнил об имени прилагательном?

– Вы, как настоящие ученые совершили открытие в морфологии (это наука, изучающая части речи). А теперь давайте проверим, совпадает ли ваше открытие с правилом из учебника с.209.

3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Т Е К С Т

– Продолжим наше путешествие. И сейчас мы зайдем в гости к Мушке.

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

– Мушка любит, чтобы все вокруг было яркое, красочное, чтобы радовало глаз, сияло добротой и любовью. Она для вас нарисовала 4 картины.

ЛАНДЫШ РОЗА СОЛНЦЕ ДЕТИ

(Задание выполняется по группам)

– Составить связанный текст-описание из 3-4 предложений, используя как можно больше прилагательных.

(При проверке попытаться объединить тексты всех групп в один)

4. ИТОГ УРОКА.

– Подходит к концу наше путешествие по Цветочному городу. Понравилось оно вам? С какой частью речи встретились?

– На какие вопросы она отвечает?

– Что обозначает?

– Для чего нужна?

– Кто сможет повторить все об им. прил.?

– Ребята, а кто самый умный из Коротышек в Цветочном городе? (ЗНАЙКА)

– Он наблюдал за нашим путешествием и решил включить вас в свой Ученый совет и вручает вам медали “Самому умному”. Музыка.

ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА

Существительное – школа, просыпается – глагол,

С прилагательным веселый новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, бьет числительное семь.

За ученье без сомненья, приниматься надо всем.

Мы наречием отлично на уроках дорожим, соблюдаем мы привычно дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, нам их надо повторять. И при этом не лениться и ни часу не терять!

После школы, как известно, мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны междометья ох и ах.

А потом у теплой печи повторяем части речи!

– На уроках русского языка вы будете продолжать знакомиться с частями речи. Узнаете много интересного. А наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.