Цели урока:
- Обобщить и систематизировать уже имеющиеся у учащихся знания о периоде правления Александра I, смоделировать альтернативы развития России.
- Продолжить работу по формированию у обучающихся навыков работы с первоисточниками, умение анализировать полученный материал, делать выводы, умение донести до аудитории итог своей работы.
- Воспитывать чувство ответственности, критического отношения к себе.
Оборудование урока:
Столы расставлены в форме буквы “П”.
На доске – тема урока и эпиграф: “Александр был задачею для современников: едва ли он будет разгадан и потомством” (Н. Греч).
Для работы с наглядностью – рисунок:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —>
План урока:
1. Правление Александра I. Возможности и результаты.
2. Оценка правления Александра I. Работа с документом.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен периоду истории России, который до сих пор неоднозначно оценивается историками. Используя наши знания, мы попытаемся дать оценку правления Александра I и определить возможные альтернативы развития страны в правление этого императора.
Последовательность событий, которые сменяют друг друга и являются результатом деятельности многих поколений людей, мы называем историческим процессом. В его основе лежат исторические факты, явления общественной жизни. Исторический процесс складывается из поступков отдельных личностей, действий объединений людей и деятельности народных масс.
Общество всегда находится в непрерывном развитии и изменении. Скорость этих изменений и развитие каждой страны индивидуально. Вместе с тем все они принадлежат единому историческому движению.
Что же представляла собой Россия в начале XIX века? Из чего складывался ее исторический путь?
Выступление группы учащихся с сообщением о развитии России в начале XIX века. В ходе рассказа на доске появляется следующая аппликация:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
На камень прикрепляются таблички: САМОДЕРЖАВИЕ, СОСЛОВИЯ, КРЕПОСТНОЕ ПРАВО.
Учитель. Самодержавная Россия, с ее культурными традициями жизни народа, все больше вступала в противоречия с европейскими идеями о свободе личности, деятельности государства как гаранта свобод, закрепленных законом.
Давайте вспомним из курса обществознания два способа ускорения общественного прогресса (реформы, революции).
Чтобы ликвидировать отставание России были необходимы либо реформы (молот на аппликации), либо революционный взрыв (огонь).
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
Для того чтобы не потерять политический престиж и шагать в ногу с Европой, Россия должна была принять идеи либерализма.
Как это сделать? Какой способ ускорения общественного процесса выбрать? Эта нелегкая задача встала перед Александром I.
Рассказ учеников об императоре, деятельности М. Сперанского и А. Аракчеева.
Учитель. Событие, которое окончательно определило позицию Александра I по отношению к либерализму и самодержавию – Отечественная война 1812 г. Особую роль в ней сыграло российское крестьянство.
Учащиеся раскрывают роль крестьянства в Отечественной войне, знакомят с надеждами на изменения жизни после войны.
Учитель. Острота крестьянского вопроса в России (сохранение крепостного права, политическое и гражданское бесправие крестьян) не могли оставить равнодушными думающих и образованных людей. Участники заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. могли воочию убедиться в достоинствах либеральных преобразований. Одним из главных действующих лиц этих изменений в Европе был Наполеон.
Ученики рассказывают о реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г.
Учитель. К концу царствования Александра I надежды на осуществление реформ “сверху” растаяли. На смену идеала реформ приходит революционный либерализм (изображение молота на доске перечеркивается).
Учащиеся представляют движение декабристов и альтернативы возможного развития России в случае их успеха.
Учитель. Выступление декабристов стало примером гражданского мужества и самоотверженности. Их поражение и разгром восстания Черниговского полка сделали невозможным использование революционного пути в России для преодоления политических и экономических противоречий (перечеркивается изображение взрыва).
Что остается? Какой путь теперь изберет Россия?
Ученики отвечают, что сохранится все в традициях российской жизни. На доску к аппликации прикрепляется рисунок мужика, тянущего камень за собой.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
Учитель. Самодержавие ориентируется на сохранение традиционных ценностей, на идеи консерватизма. Трижды Россия могла изменить ход своего развития (успешность реформ М. Сперанского, по итогам войны 1812 г., при успехе выступления декабристов). А в итоге в 1826 г. начинается эпоха николаевской реакции.
Как оценить правление Александра I?
Работа с документами.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О ЦАРСТВОВАНИИ АЛЕКСАНДРА I.
Н.И.ГРЕЧ.
“Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую ценсуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душ: Александра невыносимую тяжесть, с которой он пошел в могилу.
Александр был задачей для современников: едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате.
Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все: люди извратили и испортили все, что могли”.
В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ.
“…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.
В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности… Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили”.
А.В.ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ.
“Царствование Александра представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено…
Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, кокой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла”.
Вопросы к документам:
- С чьим мнением вы склонны согласиться?
- Приведите факты, которые подтверждают вашу точку зрения и мнение историка.
Обсуждение документов, подведение итогов урока.