Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
- развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
- воспитывать любовь к русской классической литературе, умение работать в команде.
Задачи:
- формирование активной читательской позиции;
- развитие коммуникативных навыков школьников.
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).
Оборудование урока:
- портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
- выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
- аудиозапись произведения М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”;
- карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
- рисунки учащихся к изученным в данном разделе произведениям;
- пословицы;
- сказочные персонажи для оформления доски: кот учёный, дуб, сказочная птица, золотая рыбка.
Ожидаемый результат:
- Обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “Русские писатели”.
- Учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
- Продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
- В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока
- Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
- Объяснение заданий.
- Выполнение практических заданий (работа по группам).
- Оценивание работы.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.
На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.
- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.
- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.
- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас три команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.
III. Работа по группам.
1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.
- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.
- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений. (Приложение 1)
- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 2 балла.
2. Задание “Доскажи словечко”.
- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.
- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя баллами: по одному баллу за каждое правильно названное слово.
Задание команде “Умники и Умницы”
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).
Задание команде “Знатоки”
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).
- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?
- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?
- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?
3. Задание “Отгадай произведение”.
- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.
- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?
- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.
- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл.
Задание команде “Умники и Умницы”
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
Задание команде “Знатоки”
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” -
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
4. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).
- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.
- Ваша задача - мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения эпизод. Одна команда показывает инсценировку, а две другие, узнав произведение и его автора, поднимают табличку с названием. Это задание оценивается максимально в пять баллов. За правильно названное произведение – 1 балл.
1-ая команда “Умники и Умницы” - Л.Н.Толстой “Филипок”;
2-ая команда “Весёлые эрудиты” - А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;
3-ая команда “Знатоки” - И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.
- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание. Все вы заслужили максимальный балл – пять.
5. Задание “Какому произведению соответствуют пословицы?”
- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела “Русские писатели”, которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 балла.
Задание команде “Умники и Умницы”
Много хочешь – последнее потеряешь.
Делу время – потехе час.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание команде “Знатоки”
Один за всех, а все за одного.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
6. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения …?”
- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?
- Кто из вас помнит, как они называются?
- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений. Максимальная оценка задания – 2 балла.
Задание команде “Умники и Умницы”
Пленяет грозного царя.
Злой тоской удручена.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Заедает она пряником печатным.
В сенцах снял шапку и отворил дверь.
Задание команде “Знатоки”
Они играли подле амбара.
Старик ловил неводом рыбу.
- Ребята, вы молодцы, хорошо запомнили значение устаревших слов.
- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?
IV. Итог урока.
1.Выставка рисунков учащихся.
Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.
- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.
- Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?
- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?
- С какими произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?
- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.
2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.
1-ая команда “Умники и Умницы” - 14 баллов
2-ая команда “Весёлые эрудиты” - 15 баллов
3-ая команда “Знатоки” - 18 баллов
Таким образом, команда “Знатоки” получает сегодня звание “Знатоки русской литературы”. Они не только правильно выполняли свои задания, но и помогали двум другим командам. Но остальным ребятам расстраиваться совсем не стоит. Сегодня старались все .
- Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать в команде, общаться друг с другом, помогать, сопереживать.
- Ребята, мне послышался стук в дверь. А вам?
- Давайте посмотрим, кто там.
- Это принесли телеграмму. Но я что-то не могу её прочитать, всё перемешалось. Давайте читать вместе.
Ложь, намёк, да в ней, добрым, урок, молодцам, сказка.
- Ребята, вы догадались, что это?
- Правильно, это поговорка. Но что-то здесь не так. Давайте поставим слова в нужном порядке и прочитаем поговорку.
- Ребята, а на обратной стороне тоже что-то написано. Давайте смотреть.
Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок.
МОЛОДЦЫ !
- Ребята, вы согласны с текстом телеграммы? Я тоже. Вы действительно – молодцы!
3. Рефлексия.
- Перед каждым из вас на парте лежат три клоуна. У них разное настроение: один весёлый, один грустный, один равнодушный. Выберите из трёх одного, настроение которого соответствует вашему настроению на уроке и покажите мне.
- Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.
Перечень используемой литературы
- Даль В. Пословицы русского народа.- М., 1957.
- Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.
- Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Авторы: С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. М., “ВАКО”, 2006.
- Родная речь. 2 класс. Часть1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.М., “Просвещение”,2005.