Устный журнал "Начало великой победы", посвященный 65-летию битвы под Москвой

Разделы: Внеклассная работа


Звучит песня “Священная война”.

Ведущий. Сегодня, 6 декабря 2006 года, вся страна отмечает 65-летие битвы под Москвой. Этому событию мы посвящаем устный журнал “Начало великой Победы”.

Открываем первую страницу “Москва в опасности”.

1 чтец. Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Гитлеровцы собирались стереть нашу столицу c лица земли. На месте ее должно было стать огромное озеро. Во главе западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. (портрет)

2 чтец. Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали “ежи” - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и др. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами.

3 чтец. Защитники Москвы сделали все, чтобы спасти город от вражеских самолетов. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставлены сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. B ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким летчикам мешали аэростаты - огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

4 чтец. Вражеским самолетам преграждали путь и наши истребители. Воздушные бои разворачивались прямо над городом. Так произошло и в ночь на 8 августа 1941 года. Летчик Виктор Талалихин на высоте около 5 тыс. м обнаружил вражеский бомбардировщик, направлявшийся бомбить город. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжелой машины задымил, но и на этом моторе фашистский самолет мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Любой ценой его надо остановить. Но тут у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение - идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Почувствовав опасность, немецкий летчик дал очередь из пулемета. Но поздно. Раненый в правую руку, Талалихин, управляя самолетом левой рукой, протаранил бомбардировщик, и тот воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин благополучно спустился на парашюте.

5 чтец. Ожесточенные бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Группа истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково, что находится в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведшее к столице. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя. Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подпустили и тельной смесью. 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, глядят, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Всё ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. Встал тут Клочков и, о6ращаясь к ним, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Связкой гранат подорвал фашистский танк политрук Клочков, но и сам был настигнут вражеской пулей. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

6 чтец. Николай ТИХОНОВ. “Слово о 28 гвардейцах”.

Тяжелой пашни поворот,
И танк по снегу без дороги,
Как бык разъярённый идет,
Тупой, железный, однорогий.

Не побледнел пред ним боец –
Лишь на висках нависли жилки,
И однорогому конец -
С горючим падают бутылки.

7 чтец.

Бутылок звон. И вновь пожар,
И грохот танков ослепленных.
И танки на дыбы встают
И с храпом кружатся на месте –
Они от смерти не уйдут,
Они закляты клятвой мести.

Смотри, родная сторона,
Как бьются братьев 28!
Смерть удивленно их уносит:
Таких не видела она.

8 чтец. И все же гитлеровцы, преодолевая ожесточенное сопротивление советских войск, приближались к Москве. Однако в город фашистам пробиться так и не удалось. На его защиту поднялась вся страна. C Урала и Сибири, из Средней Азии и с Дальнего Востока подошли эшелоны c пополнением, боеприпасами и вооружением.

9 чтец. Наступило утро 6 декабря. Впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо двигались бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда - к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами х защитники поближе и открыли огонь. Почти половину враг потерял убитыми, но так и не прорвался через наши позиции.

Тогда решили фашисты стереть с лица земли окопы, раздавив советских солдат танками.

Панфиловцы обрушили на противника огонь из противотанковых ружей. Пошли в ход бутылки c зажига красноармейцев начал откатываться назад.

10 чтец. Фашисты никак не хотели уходить от Москвы. Наиболее важные населенные пункты переходили из рук в руки по нескольку раз. И вот наконец в результате героических усилий наших бойцов фашисты были отброшены от столицы на десятки километров. Красная Армия освободила тысячи деревень, поселков, такие города,как Клин, Калинин (Тверь), Калуга, Истра. Страна выстояла самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв.

Звучит песня “Священная война”.

Ведущий. Вторая страничка “Поэтическая”.

Вы услышите стихи поэтов o войне.

11 чтец. Я прочту стихотворение нашего земляка Бориса Петровича Крехова. Он был участником парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.

“Час 2 минуты”

По Красной площади идет
B шинель одетая Россия.
Пол за полком, за взводом взвод,
Снег хлещет хлопьями косыми.

От стен Кремлевских шли войска
К передовой походным строем,
Плечом к плечу, штык y виска,
Винтовки, не остывшие от боя.

А по брусчатке в белой мгле
Все ускоряла шаг пехота.
Взор устремлен на Мавзолей,
А в том строю и наша рота.
Час 2 минуты 6ыл парад
И каждый шаг взвывал набатом:
- Вернись с победою, солдат! –
И он вернулся в сорок пятом.

12 чтец. Борис Крехов. “Москва, сорок первый”.

Окопы, надолбы, “ежи”,
Аэростаты заграждений.
Домов слепые этажи
Молчат под грузом затемнений.

И вот он, вражеский налет,
B тревожном небе “мессершмитты”,
Им в лоб и в хвост зенитка бьет,
Винтовки бьют, фашисты сбиты.

Теперь бы только отдохнуть
От бесконечных перестрелок.
Мороз, и в градуснике ртуть
Под сорок скачет озверело.

A ночью он еще лютей,
Пол неба заревом объято.
Какой испуг в глазах детей!

Над городом зловещий дым –
Над городом - прифронтовым!
Бой под Москвой за жизнь идет,
Жестокий бой - тут страх не ведом,
Враг отступил, враг не пройдет!

. . . Бессмертный сорок первый год
Был первым отблеском Победы!

13 чтец. Александр Прокофьев. “Москве”.

Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!

Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!

14 чтец. Николай Старшинов.

Они засели на высотах,
И ночью сумрачной, и днем
Нас давят громом пулеметов
И заливают нас огнем.

A мы лежим в проклятой пади,
Глотая стелющийся дым. . .
Ну ни одной продрогшей пяди
Не отдадим! Не отдадим!

15 чтец. Ярослав Смеляков.

Упал на пашне у высотки
Суровый мальчик из Москвы;
И тихо сдвинулась пилотка
C пробитой пулей головы.

Не глядя на беззвездный купол
И чуя веянье конца,
Он пашню бережно ощупал
Руками 6ыстрыми слепца.

И, уходя в страну иную
От мест родных невдалеке,
Он землю теплую, сырую
Зажал в коснеющей руке.

Горсть отвоеванной России
Он захотел на память взять.
И не сумели мы, живые,
Те пальцы мертвые разжать.

Мы так его похоронили -
В его военной красоте -
В большой торжественной могиле
На взятой утром высоте.

Звучит песня “Священная война”.

Ведущий. Открываем 3-ю страничку “Куровчане в годы войны. ”

В нашей школе работает клуб “ПОИСК”. Много материала о

Великой Отечественной войне собрали члены клуба. Об этом нам расскажет Федосеева Юля, ученица 10 класса.

Дорогие ребята! Ясным воскресным утром 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу Родину. Мы не отнимали у них землю, полезные ископаемые, кусок хлеба, мы не покрывали гарью их небо. Они бросили 190 дивизий от Баренцева до Черного морей, в 5 раз превосходили нас по силе, чтобы грабить и убивать!

Люди, внимайте,
Слушайте, граждане!
Медные трубы скорбят.
Пусть откликается каждое, каждое
Сердце на этот набат!

Война! У каждого сердце горело ненавистью к фашистам, сжимались кулаки, люди рвались в бой. “Я не являюсь военнообязанным, но все же настойчиво прошу послать меня беспощадно бить врага, защищать Родину!” - писал рабочий комбината Лисенков Сергей в военкомат. “Идем на бой c врагом c полной верой в нашу победу!” (Это говорили куровчане Савцов Василий, Кузнецов Сергей, Горелов Иван). И не было в Куровской семьи, из которой не ушли бы на фронт близкие: отец, брат или сын.

Ребята! Вы, конечно, видели памятник на Советской улице “Павшим куровчанам”. Почему он установлен на этом месте? Да, посмотрите на эту фотографию: здание ФЗУ (фабрично-заводское училище). Здесь собирались жители Куровской и близких деревень, уходящие на фронт. Здесь они строились в колонны, и Вокзальная улица была для них прощальной дорогой c родным домом, c родным поселком. Они шли защищать Родину.

B торжестве и труде, и печали,
Жил судьбою родной страны,
На тебя тоже тенью пали
Крылья страшных годин войны.
Тень на каждой могильной травинке
B гордом зареве вечных огней,
B каждом сердце и каждой морщинке,
Поседевших от слез матерей.

Тысячи рабочих с Куровского комбината ушли на фронт.

Только что прозвенел последний звонок в Куровской школе №1. Сколько планов, надежд было у выпускников: пойти учиться в техникум, институт, в военное училище. Война! И они уходили на фронт.

Родин Павел - прославленный капитан волейбольной команды, заводила во всем. Это он c товарищами посадил деревья на Советской улице, это он рисовал декорации для школьного спектакля, это он учился в аэроклубе. Война!. И он ушел на фронт. B Куровской остались мама, старая больная, и два брата моложе Павла. Павел не вернулся. Он геройски погиб около Чудского озера.

Затравкин Леня - это он возглавлял духовой оркестр в клубе, он играл в спектаклях. C войны Леня не вернулся. (Дальше рассказать по альбому о выпускниках школы №1 1941 года).

A враг рвался к Москве, он в ста километрах. В Куровской был создан истребительный батальон. 360 человек рабочих Kypовского комбината и вчерашние выпускники из 10-ых классов стали его бойцами. Во главе его был участник гражданской войны, награжденный орденом Красного Знамени, Андронов Тимофей Тимофеевич, начальником штаба - Антонов Анатолий Кириллович, политкомиссаром - Голубев Василий Петрович. Они следили, чтобы враг не совершил диверсий, не посеял паники листовками среди населения, готовили базы в лесу на случай партизанской войны. A враг все рвется к Москве. В эту трудную годину 41-го года 978 куровчан записались в народное ополчение. Среди них Виноградов Иван Федорович, Воеводский Иван Сергеевич, Арефьев Леонид Николаевич, Хохлов Иван Кузьмич и другие.

A полторы тысячи девушек пошли строить оборонительные сооружения под Москвой. Возможно, это ваши бабушки или близкие люди. Осень. Холодно, сыро, слякоть. Лопата тяжелая, но рыть окопы, устанавливать бревна, натягивать колючую проволоку надо. От этого тоже зависит победа. Вот, что рассказала нам Мишланова Любовь Михайловна: “Нам пришлось служить в войсках противовоздушной обороны Москвы, защищать небо столицы. Круглые сутки по очереди мы стояли на посту и зорко смотрели в небо, слушали рокот моторов, пролетающих над нами самолетов, определяя “наш”?, “немецкий”? Сообщали на командный пункт и получали команду. Много раз попадали под бомбежки и даже вступали врукопашную”.

Колисниченко Клавдия тоже прошла войну зенитчицей от Москвы до Германии, имеет много наград.

Отважно сражались куровчане на фронтах Великой Отечественной войны.

Лавренев Петр Иванович встретил войну на западной границе. C боями отступали.

Осенью корпус стоял под Серпуховом против танковой армии Гудериана. Сдержав ее напор, б декабря 1941 года погнали врага от Москвы. Около Вязьмы он был тяжело ранен и после лечения демобилизован.

Захаров Евгений - участник истребительного батальона, а потом прошел дорогами войны до Берлина и участвовал в водружении знамени Победы над Рейхстагом.

Архипов Александр Николаевич, врач, рассказал нам о Сталинградском сражении:

“Орудия работали с предельным напряжением. В одних гимнастерках в 30-ти градусный мороз, когда земля дрожала от выстрелов, уши закладывало от канонады, мы шли вперед”.

Мы помним дороги, дороги, дороги,
B далеких и близких местах,
Которыми шли не какие-то боги,
A люди в простых сапогах.

Знали, что защищали свою Родину. 585 куровчан не вернулись с войны, отдав жизнь за наше будущее. Их имена на доске у памятника.

Куда б не шел, не ехал ты,
Но здесь становись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!

И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
A Родину сберег.

Через века, через года помните
O тех, кто уже не придет никогда.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Ведущий объявляет “Минуту молчания”.

Звучит песня “Священная война”.

Ведущий. 4-ая страничка “Музыкальная”.

Вы услышите песни о Великой Отечественной войне.

Песня защитников Москвы.

В атаку стальными рядами
Мы поступью твёрдо идем.
Родная столица за нами,
Рубеж нас охвачен огнём.

Припев:

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага (2 раза)

На марше равняются взводы,
Гудит под ногами земля.
За наши родные заводы
И красные звезды Кремля.

Припев.

Не смять богатырскую силу,
Могуч наш заслон огневой.
Нас партия в битвах растила,
Врага разобьем под Москвой.

Припев.

Ведущий. После боя солдаты любили посидеть у огня и поговорить о самом заветном.

(Инсценировка песни “В землянке”).

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
B белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
A до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло.
От моей негасимой любви.

Ведущий.

Много песен было написано о нашей Москве. Одну из них написал Исаак Осипович Дунаевский.

МОЯ МОСКВА

Я по свету немало хаживал,
Ж. ил в землянках, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться
И везде повторяю слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.

B городах и далеких станицах
O тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить 28
Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!