На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.
Вместе с тем у меня как у учителя-практика давно сложилось понимание ценности такого результата преподавания физики, как познавательная самостоятельность учащихся. Формирование познавательной самостоятельности является актуальным и основано на развитии у детей способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности. Это позволит ребятам научиться принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Уроки, представленные на фестиваль, предполагают такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала, а также повышению знаний, умений и навыков.
Учитель на данных уроках выступает в роли организатора, действуя скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. Вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между самими учащимися, что создает благоприятную среду для развития, самопознания и самовыражения личности.
На традиционном уроке его цель ставит учитель, но зачастую она не совпадает с целью ученика. Поэтому очень важным является формирование у обучаемого умения постановки цели. На данных уроках тема и цель определяется самим учеником, учитель может только направить его в нужном направлении.
При планировании уроков я не делаю акцент на каком-либо одном методе или технологии преподавания. Для достижения познавательной самостоятельности учащихся необходимо умело пользоваться возможностями и объяснительно-иллюстративных методов обучения, и проблемного, и проектного, и блочно-модульного обучения и некоторых других.
На всех ступенях преподавания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В седьмых классах преобладает использование объяснительно-иллюстративных методов, образцы различных познавательных действий, демонстрируемых учителем. Проблемное и проектное обучение выполняет вспомогательную функцию, на основе которой достигается высокая прочность освоения знаний, умений, навыков и высокая мотивация к изучению физики.
В 7-8-ых классах объяснительно-иллюстративное обучение в равной мере сочетается с проблемным обучением. Учащиеся в этом возрасте более ориентированы на поиск и сотрудничество в нем. При этом опыт изучения физики в предшествующем классе позволяет успешно включаться в него, глубже осмысливать изучаемый материал, осваивать при этом широкий спектр интеллектуальных операций (приемы и методы продуктивного познания: сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.п.), а также методы моделирования, физического и теоретического эксперимента и т.п.).
В 9-11-х классах наряду с объяснительно-иллюстративным и проблемным обучением значительное место в изучении физики занимает проектное обучение. Помимо того, что оно в большей мере делает востребованным и формирует обобщенные способы решения учебных задач, оно также ближе всего к специфике профессиональной деятельности в сфере познания физических закономерностей.
Представленные уроки иллюстрируют применение метода проектов в рамках одного урока. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Применение метода проектов позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д.
Урок по теме “Тепловые двигатели” 8 класс
Цель урока: выяснить устройство теплового двигателя; познакомить с многообразием двигателей; сформировать умение групповой работы.
Конспект урока | Деятельность учащихся |
Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание, у нас снова чистая доска. Что обычно мы пишем на доске? Число, тему. Верно. Даю вам задание. Прочитайте текст - стр. 52 пр. 21, II абзац. |
Читают текст |
Для чего вы прочитали этот текст? Для того чтобы написать тему урока. Слушаю ваши предложения темы урока. Итак, наиболее оптимальным вариантом темы является тема, предложенная Юлей “Устройство и принцип работы тепловых двигателей”. Запишем ее в тетрадь. |
Формулируют тему урока |
Связана ли она с предыдущей темой? Да, т.к. мы изучали парообразование. Вы определились с темой урока. Что является следующим этапом нашей работы? |
Повторение ранее пройденного материала |
Сформулировать цель урока Правильно, давайте сформулируем и запишем в тетрадь свою цель по изучению новой темы. Послушаем, какие варианты у вас получились. Изучить тепловые двигатели, принцип работы ДВС и т.д. Обобщив вышесказанное, запишем цель урока.
|
Формулируют цель урока |
Как организовать нашу работу по
достижению поставленной цели? Давайте разобьемся на группы, каждая будет изучать свой двигатель, а затем нам расскажет о нем, а все остальные запишут самое главное в тетрадь; каждый приготовит рассказ о тепловом двигателе. Мы выслушали ваши предложения. Какие из них вы считаете наиболее оптимальными? Наиболее оптимальным будет разбиться на группы. |
Определяют пути реализации цели |
Какой будет результат нашей работы? Мы изучим все четыре двигателя. |
Прогнозируют результат |
Для изучения теплового двигателя вам
будет дан комплект материала и чистый лист. Для
чего чистый лист? Делать рисунки к выступлению Для определения типа двигателя, который вы будете изучать, выберите карточку с названием теплового двигателя. Раздается комплект, дети работают. |
Выбирают оборудование для выполнения
задания; выполняют задание (принимают решения). |
Готовы? Каждая группа выходит и
показывает продукт своей деятельности. Чтобы определить порядок выхода групп, на карточке написан порядковый номер выступления. Те группы чьи темы совпадают, дополняют и обобщают рассказ своих товарищей. |
Презентация приготовленного материала |
Итак, мы получили информацию о
различных тепловых двигателях. Но вернемся к
цели нашего урока. Достигли ли мы всех целей? Нет, мы узнали о тепловых двигателях и их принципе работы, но нужно их еще сравнить |
Рефлексия работы |
Давайте сравним. Что будем сравнивать? Строение и принцип работы Что общего в строении этих двигателей? У них есть лопасти Кто из ребят согласен? Я не согласна, у нас нет лопастей, у нас поршень. Есть ли у них общее в строении? В строении общего нет, т.к. у одних лопасти, а у других поршень. Есть ли общее в принципе работы? Да, во всех двигателях работает пар, и происходит переход из внутренней энергии в механическую |
Сравнение, анализ проделанной работы |
Сейчас, после всего изученного, мы
сумеем описать любой двигатель. Давайте составим
схему, по которой описывается любой прибор.
В какой последовательности расположены элементы схемы? |
Вывод обобщенной схемы описания прибора |
Давайте еще раз посмотрим на цель
нашего урока. Достигли ли мы ее? Да. |
Рефлексия |
Чьи ответы вам особенно понравились и почему? | Взаимооценка |
Давайте определим домашнее задание. Урок окончен. Спасибо всем за активное участие. |
Планирование домашнего задания |
Тема: “Тепловые явления в природе и технике”
Цель урока: повторить и закрепить тепловые явления: теплопроводность, конвекция, излучение; развить фантазию; сформировать умение групповой работы.
Ход урока
Здравствуйте! Надеюсь, вам сегодня уютно и тепло в этом кабинете! С теплом у нас связано ощущение солнечного летнего дня, домашнего уюта. Даже в оценке человеческих отношений мы часто используем это понятие.
Вот и тема нашего урока “Тепловые явления в природе и технике”
А какие способы передачи теплоты мы изучили?
Теплопроводность, конвекция и излучение.
Часто ли эти процессы встречаются в жизни? (Да)
Как влияют они на жизнь нашей планеты? Действительно, животные и растения могут нормально развиваться в различных тепловых условиях. Но факторы внешней среды изменяются, если в них сбрасывать промышленные и бытовые отходы. Со временем это приведет к изменению климата. Тепловое загрязнение среды нарушает устойчивость природных процессов и ухудшает условие жизни человека, животных и растений. С каждым годом растет население планеты и увеличивается потребность человека в тепле и уюте. Но человечество - понятие абстрактное, а вы как граждане своей страны уже сейчас в состоянии решить проблему конкретного человека. Давайте испытаем наши возможности. (На доске необходимо повесить увеличенные рисунки с карточек)
С проблемой столкнулась Маша – лед в ее руках очень быстро растаял. Проблема возникла у дяди Пети: он не знает из каких материалов построить дом на даче и как сделать так, чтобы он был теплый. С проблемой столкнулась баба Поля: сварила суп, но очень горячий в холодильник ставить нельзя, срочно нужно охладить. Просит помощи Оля: ожидаются заморозки, как ей сберечь рассаду, высаженную в саду.
Подумайте, все ли проблемы однозначные?
Нет, проблема дяди Пети может быть разбита на две.
О чем пойдет речь в данных ситуациях?
Придумать прибор или способ применения тепловых явлений.
Давайте сформулируем цель урока, стоящую перед всеми нами (цель урока - сконструировать приборы и придумать способ применения тепловых явлений в жизни).
Ситуаций много, давайте решим, как организовать работу, чтобы помочь каждому?
Разбиться на группы.
Сядьте по группам
Каждая группа решает проблему конкретного человека. Чтобы вам удобно было работать, получите задание в письменном виде.
1. Придумайте и объясните проект теплоизоляции здания. |
2. Придумайте и объясните проект системы отопления здания. |
3. Придумайте и объясните, как сохранить лед. |
4. Придумайте и объясните, как уберечь цветы от морозов. |
5. Придумайте и объясните быстрый способ охлаждения горячего супа |
Готовы? Предлагаю каждой группе рассказать, что получилось. На ответ вам 2 – 3 минуты.
Итак, мы получили исчерпывающую информацию.
Давайте проверим, достигли ли мы цели урока?
Да, мы узнали больше о тепловых явлениях, сконструировали приборы, помогающие людям.
Что мы узнали нового?
Мы узнали, что уберечь растения от заморозков можно, если развести костер.
Как вы думаете, можно ли контролировать тепловые явления?
Можно. Так, чтобы уменьшить содержание углекислого газа, нужно сажать деревья, потому что большое количество углекислого газа в атмосфере Земли может вызвать парниковый эффект.
Чьи ответы вам особенно понравились и почему?
Какие минусы были у вашей группы?
Мы испытывали трудность в распределении обязанностей в группе.
Какие оценки поставим группам?
Всем пятерки
Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.
На дом п.7
Урок окончен. До свидания.
Представленные уроки не только позволяют сформировать познавательную самостоятельность, но и ведут к более прочному и осознанному усвоению материала, а также повышению знаний, умений и навыков.