Цель: формирование навыков сложения дробей.
Задачи:
- Сформировать навыки применения правил сложения дробей на основе ООД.
- Развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
- Воспитывать ответственность за результаты своего труда на основе самоконтроля и самооценки обучающимися своей учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний
Математический диктант (выполняется под копирку; оригиналы сдаются по вариантам сразу после выполнения, копии остаются у учеников)
Сравните дроби:
Первый вариант: | Второй вариант: |
а) | а) |
б) | б) . |
Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
Первый вариант: | Второй вариант: |
. |
Сократите дроби:
Первый вариант: | ||
а) | б) | в) . |
Второй вариант: | ||
а) | б) | в) . |
Запишите 1 в виде дроби со знаменателем 10 и 20.
Проверка диктанта проводится по готовым ответам, записанным на доске. Если ответ правильный, то ученик ставит “+”, другой ответ – “-”.
Изучение нового материала
Задача.
На пришкольном участке, имеющем форму прямоугольника, засеяли морковь и петрушку. Какую часть участка занимали морковь и петрушка?
Рисунок на доске
- Какая часть засеяна морковью? 3/9
- Какая часть засеяна петрушкой? 2/9
- Какая часть засеяна морковью и петрушкой вместе? 5/9
- Как это можно записать в виде арифметического действия?
- Итак, мы выполнили сложение дробей!
- Сформулируем тему урока: (тему формулируют дети)
СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ (запись в тетрадях)
Обратимся к нашему примеру.
- Какие дроби мы складывали?
- Какая дробь получилась?
- А если были бы другие дроби, например:
, как их можно сложить?
- Попытайтесь сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Правило № 1:
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним
- Сравним сформулированное правило с текстом учебника и убедимся в правильности наших выводов.
Исходя из этого правила, составляем ориентировочную основу действий (ООД):
- сложить числители
- записать в числитель
- знаменатель тот же
- сократить (если можно).
Например, .
Далее ученикам дается задание придумать и записать в тетрадях 2 примера на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Закрепление правила № 1 (примеры из учебника).
Физпауза (1-2 минуты)
- Итак, продолжаем урок. Мы сформулировали правило и алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Но всегда ли мы имеем дело с такими дробями?
- Как же складывать дроби с разными знаменателями?
Обсуждение.
Какое правило мы только что сформулировали?
Как применить его к новой ситуации?
Примеры:
- Попробуем сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями.
(Заслушать ответы обучающихся. Сравнить с текстом учебника – стр. 243)
ООД:
- привести дроби к общему знаменателю
- сложить числители
- записать в числитель
- знаменатель тот же
- сократить (если возможно).
Пример: .
Как сложить?
.
- Для дробей, как и для натуральных чисел, справедливы переместительное и сочетательное свойства сложения.
(Повторить формулировку свойств сложения и привести примеры для натуральных чисел и для дробей).
Игра “Муха” (для развития образного мышления и снятия напряжения зрения)
На доске нарисована картина с изображением мухи в нижнем правом квадрате:
* |
Муха может летать по квадратам в любом направлении (вправо, влево, вниз, вверх, по диагонали). Учитель закрывает картинку и диктует возможный маршрут мухи в течение одной минуты. Ученик должен указать конечный пункт прибытия мухи.
Игру можно усложнить, если муха будет двигаться по такому прямоугольнику:
* |
Закрепление изученного материала
Решение примеров из учебника: № 964 (1 стр.), № 965 (1 стр.), № 971, № 974.
Дополнительно № 970.
Подведение итогов урока
1) - Чему научились?
- Как складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как складывать дроби с разными знаменателями?
2) Объявить отметки с оценкой деятельности обучающихся.
3) Записать домашнее задание с комментариями.
На доске.
Стр. 242-243, п. 9.1., правила и ООД
№ 958 (2 стр.), 959 (2 стр.), 964 (2 стр.), дополнительно № 981
Рефлексия
Проводится при выходе из кабинета. У каждого на столе имеется три кружочка разного цвета:
- Урок понравился – зеленый кружок
- Урок не понравился – красный кружок
- Урок обычный – желтый кружок
Ученик, выбрав один кружок, кладет его в конверт соответствующего цвета (зеленый, красный, желтый), приколотый на доске.