Организация контроля за знаниями обучающихся на уроке усвоения новых знаний. Реализация технологии поэтапного формирования умственных действий на уроке математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Цель: формирование навыков сложения дробей.

Задачи:

  • Сформировать навыки применения правил сложения дробей на основе ООД.
  • Развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
  • Воспитывать ответственность за результаты своего труда на основе самоконтроля и самооценки обучающимися своей учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Математический диктант (выполняется под копирку; оригиналы сдаются по вариантам сразу после выполнения, копии остаются у учеников)

Сравните дроби:

Первый вариант: Второй вариант:
а) а)
б) б) .

Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:

Первый вариант: Второй вариант:
.

Сократите дроби:

Первый вариант:
а) б) в) .
Второй вариант:
а) б) в) .

Запишите 1 в виде дроби со знаменателем 10 и 20.

Проверка диктанта проводится по готовым ответам, записанным на доске. Если ответ правильный, то ученик ставит “+”, другой ответ – “-”.

Изучение нового материала

Задача.

На пришкольном участке, имеющем форму прямоугольника, засеяли морковь и петрушку. Какую часть участка занимали морковь и петрушка?

Рисунок на доске

 

  • Какая часть засеяна морковью? 3/9
  • Какая часть засеяна петрушкой? 2/9
  • Какая часть засеяна морковью и петрушкой вместе? 5/9
  • Как это можно записать в виде арифметического действия?

- Итак, мы выполнили сложение дробей!

- Сформулируем тему урока: (тему формулируют дети)

СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ (запись в тетрадях)

Обратимся к нашему примеру.

- Какие дроби мы складывали?

- Какая дробь получилась?

- А если были бы другие дроби, например:

, как их можно сложить?

- Попытайтесь сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Правило № 1:

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним

- Сравним сформулированное правило с текстом учебника и убедимся в правильности наших выводов.

Исходя из этого правила, составляем ориентировочную основу действий (ООД):

  • сложить числители
  • записать в числитель
  • знаменатель тот же
  • сократить (если можно).

Например, .

Далее ученикам дается задание придумать и записать в тетрадях 2 примера на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Закрепление правила № 1 (примеры из учебника).

Физпауза (1-2 минуты)

- Итак, продолжаем урок. Мы сформулировали правило и алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Но всегда ли мы имеем дело с такими дробями?

- Как же складывать дроби с разными знаменателями?

Обсуждение.

Какое правило мы только что сформулировали?

Как применить его к новой ситуации?

Примеры:

- Попробуем сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями.

(Заслушать ответы обучающихся. Сравнить с текстом учебника – стр. 243)

ООД:

  • привести дроби к общему знаменателю
  • сложить числители
  • записать в числитель
  • знаменатель тот же
  • сократить (если возможно).

Пример: .

Как сложить?

.

- Для дробей, как и для натуральных чисел, справедливы переместительное и сочетательное свойства сложения.

(Повторить формулировку свойств сложения и привести примеры для натуральных чисел и для дробей).

Игра “Муха” (для развития образного мышления и снятия напряжения зрения)

На доске нарисована картина с изображением мухи в нижнем правом квадрате:

   
  *

Муха может летать по квадратам в любом направлении (вправо, влево, вниз, вверх, по диагонали). Учитель закрывает картинку и диктует возможный маршрут мухи в течение одной минуты. Ученик должен указать конечный пункт прибытия мухи.

Игру можно усложнить, если муха будет двигаться по такому прямоугольнику:

     
    *

Закрепление изученного материала

Решение примеров из учебника: № 964 (1 стр.), № 965 (1 стр.), № 971, № 974.

Дополнительно № 970.

Подведение итогов урока

1) - Чему научились?

  • Как складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Как складывать дроби с разными знаменателями?

2) Объявить отметки с оценкой деятельности обучающихся.

3) Записать домашнее задание с комментариями.

На доске.

Стр. 242-243, п. 9.1., правила и ООД

№ 958 (2 стр.), 959 (2 стр.), 964 (2 стр.), дополнительно № 981

Рефлексия

Проводится при выходе из кабинета. У каждого на столе имеется три кружочка разного цвета:

  •  Урок понравился – зеленый кружок
  • Урок не понравился – красный кружок
  • Урок обычный – желтый кружок

Ученик, выбрав один кружок, кладет его в конверт соответствующего цвета (зеленый, красный, желтый), приколотый на доске.