Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.
Для того, чтобы заинтересовать и научить детей игре на музыкальных и шумовых инструментах необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания; постепенно усложнять задачи и упражнения.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и т.д. Педагогу важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т.п. На начальном этапе в ходе экскурсий полезно обратить внимание на шорох травы, скрип деревьев, шелест шин автомобилей, вой ветра и других шумов окружающего мира. Это позволит накопить детям слуховой эмоциональный багаж, на который впоследствии будет опираться педагог. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.
На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”, когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента. Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить время при раздаче инструментов.
На следующих занятиях можно придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет зайка, бежит лошадка (усталая или веселая), птички летают (много или одна) и т.д.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно прожолжать фронтальную работу.
Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий необходимо проводить такие игры как “Поезд”, “Эхо”, “Ежик” и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре “Поезд” педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.
Пойдем по дорожке прямой, Вы дети, идите за мной (идут или имитируют ходьбу) Слышите, дятел стучит о сучок: Тук-тук, тук-тук (показывает несложный ритм) И мы повторим этот звук. (хлопают в ладоши или играют на инструментах) Сейчас по тропинке свернули направо. Увидели зайца – он прыгнул в канаву. А ножки стучали: туки-туки-тук (показывает новый ритм) Повторим, дети, и этот мы звук! (дети повторяют за педагогом) Водящего можно менять до 3-4 раз.
Такие игры как “Эхо” позволят детям развивать внимание и память, т.к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его.
В игре “Ежик” персонаж встречает детей, играет с ними.
Вот и вышли мы из леса – на полянке тишина,
Только стучат два веседых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук. (можно использовать другие ритмы)
На более поздних этапах, когда детям уже не столь интересно играть в простые игры, можно усложнить задачу и поиграть в “Сломанный магнитофон”. В этой игре дети по знаку педагога играют, а по другому его знаку прекращают играть, но вынуждены просчитывать про себя ритм и темп, чтобы, когда педагог даст знак, вновь вступить в игру и не нарушить общее звучание ансамбля.
Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Ма-ри-на, Сла-ва, Е-гор,,, Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.
Очень нравится детям использование сказок на занятии. Например, “Случай в лесу”. В ней рассказывается о девочке Уле, которая пошла в лес с подружками и заблудилась. Стала аукаться “Ау!” (позовем подружек, поможем Уле звуками фортепиано или металлофона). И вдруг слышит Уля грубый голос: “Ау! Я иду и тебя заберу!” (голос звучит в сопровождении барабана). Испугалась Уля, спряталась за кустик (можно пошелестеть бубнами или маракасами очень тихо), видит, идет медведь. Не заметил он Улю, прошел мимо, тогда Уля опять стала звать пожружек. (Затем персонажи меняются. Это могут быть лиса, волк, заяц, белочка, шаги которых передаются на шумовых инструментах. В конце сказки девочка находит своих подружек).
Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных игструментах, можно перейти к разучиванию четверосиший и потешек. На данном этапе неизбежна коррекционная работа. Дети в силу возрастных особенностей сразу не смогут сыграть слаженно. Кто-то будет отставать, кто-то спешить, а кто-то и вовсе просто просидит на своем месте не играя. Но педагог должен увидеть таких детей, поработать с ними индивидуально и включить в общую деятельность. Кроме коррекционной работы необходимо работать с попевками на продолжение ритма.
Наши уточки с утра – кря-кря-кря …. (дети продолжают ритм) Наши гуси у пруда – га-га-га … Наши курочки в окно –ко-ко-ко ….
Каждое занятие необходимо понемногу усложнять задания: поиграть на инструментах впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо. Когда дети свободно овладеют этими приемами игры, можно научить их играть заданный ритм с использованием данных приемов, а затем попытаться менять ритм в процессе исполнения произведения. Использование музыкально-ритмических движений в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах позволит детям лучше запомнить в каком месте звучания музыки необходимо перейти на исполнение другого ритма и сделает исполнение произведения более ярким и интересным.
Данные занятия хорошо усваиваются детьми средней сраршей группы, а чем старше становятся дети, тем сложнее становятся задания. Так, если дети 4-5 лет хорошо усваивают игру на металлофоне на 1-2 звуках, то в 5-6 лет уже хорошо осваивают игру на 2-3 близлежащих звуках.
В подготовительной группе уже уместно знакомство с звуковысотностью. Очень удобно делать это с помощью матрешки.
У меня на окошке стоит кукла Матрешка
Стоит, улыбается, посредине оркрывается.
Дети увидели, что в большой Матрешке есть еще одна, но поменьше, еще поменьше и маленькая.
Дети видят, что лица и платья одинаковые, а отличаются они только размером или ростом. Так и пластинки металлофона отличаются только величиной и звучанием. Надо найти одинаковые пластинки, послушать их.
Полезно объяснить детям, что музыкальная речь, так же как и устная, состоит из фраз и фразы могут быть разными. Например, вопросительными или восклицательными.
“Чижик-пыжик, где ты был?”
“Утром в школу я ходил!”
Попробуйте подыграть себе во время вопроса и ответа на понравившемся шумовом инструменте, а может быть и на звуковысотном.
После таких занятий дети уже могут свободно
владеть инструментами, меньше чувствуют
скованность, осознают инструмент как средство
выражения своиз мыслей и чувств.
одновременно с такими занятиями необходимо
диагностировать успехи воспитанников.
Естественно, что у одного ребенка лучше
получается играть на ложках, чем на бубне, а у
другого на треугольнике получается лучше, чем на
румбе. Конечно, важно , чтобы каждый ребенок
научился играть на каждом инструменте, но иногда
необходимо давать возможность детям
самостоятельно выбирать инструмент.
С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей.