О необходимости формирования и развития общеучебных умений и навыков (зачем учить?).
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.
Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:
- Формирование мировоззрения
- Формирование мышления
- Подготовка к труду и дальнейшему самообразованию
- Успешная социализация и т.д.
(Хотя, скорее, первые две задачи являются подзадачами двух последующих.)
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.
Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?).
Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я предлагаю принять за основу такую классификацию:
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
- определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- различение и правильное использование разных литературных стилей;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- создание текстов различных типов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- подготовка рецензии;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- подготовка доклада, реферата;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
При этом мы понимаем, что при решении конкретных жизненных задач одновременно используются умения из разных групп.
В Приложении 1 и Приложении 2 – расписаны уровни сформированности этих умений по возрастам.
На современном этапе развития общества одними из важнейших считаются ИКТ-компетенции. Поэтому некоторые исследователи к вышеперечисленным добавляют пятую группу (один из возможных вариантов названия “учебно-технологические умения”), включающую в себя следующие умения и навыки:
- набирать текст в среде текстового редактора;
- выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;
- сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить изображения в среде графического редактора;
- создавать БД в среде СУБД;
- вносить изменения в БД в среде СУБД
- организовывать сортировку и поиск информации в БД в среде СУБД;
- создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора;
- редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора;
работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д.
Как развивать общеучебные умения (как учить?)
Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.
Многие умения каждой из пяти групп являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.
В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Опыт показывает, что следует придерживаться следующих рекомендаций:
Лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях.
Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.
Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков?
учебно-организационные | Начальная школа | Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель – “режиссер” учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. |
Основная школа | Проблемно-диалогическая технология Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель – консультант. |
|
Старшая школа | Исследовательская деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант (научный руководитель). | |
учебно-интеллектуальные | Начальная школа | Объяснительно-иллюстративные методы Репродуктивные Частично поисковые |
Основная школа | Частично поисковые методы Проблемно-сообщающие | |
Старшая школа | Исследовательские методы | |
учебно-коммуникативные | Начальная школа | Технология формирования типа
правильной читательской деятельности Групповая форма организации учебной деятельности учащихся |
Основная школа | Технология формирования типа
правильной читательской деятельности Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста Групповая форма организации учебной деятельности учащихся Технология развивающей кооперации |
|
Старшая школа | Технология развивающей кооперации Уроки-диспуты Защита рефератов и исследовательских работ |
|
учебно-информационные | Начальная школа | Составление простого плана Пересказ Работа с учебниками, энциклопедиями, словарями Извлечение информации, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Представление информации в виде текста, таблицы, схемы. |
Основная школа | Изложение текстов различными способами Составление сложного и тезисного планов Формулирование проблемных вопросов Качественное и количественное описание объекта Подготовка докладов, рефератов Составление на основании текста таблицы, схемы, графика Создание модели изучаемого объекта Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования Поиск информации в литературе и Интернете |
|
Старшая школа | Самостоятельный отбор источников
информации для решения учебных и жизненных задач Сопоставление, отбор и проверка информации, полученную из различных источников, в том числе СМИ Преобразование информации из одного вида в другой Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата |
Предлагаю вам познакомиться с одним из возможных подходов формирования и развития общеучебных навыков учащихся:
Планирование.
В соответствие с возрастными особенностями в каждой теме определяется развитие надпредметных умений, развитие которых наиболее выигрышно, целесообразно (см. Примерное планирование – Приложение 4).
Диагностика (см. сводную карту “Состояние обученности уч-ся… класса основным общеучебным умениям” - Приложение 3).
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) учитель, заполняя соответствующую таблицу, оценивает уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого ученика и класса в целом.
Корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждого класса, учитель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общеучебных умений и навыков, особое внимание уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам (Приложение 1 и Приложение 2).
Повторная диагностика в конце контрольного срока с целью корректировки дальнейших действий по развитию надпредметных умений и навыков.
Особенности формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках информатики
Рассмотрим особенности формирования и развития общеучебных умений на уроках информатики.
Учебно-технологические. С развитием умений этой группы все достаточно просто и понятно, оно обеспечивается образовательной линией “Прикладные технологии”.
Учебно-информационные. Развитие умений этой группы обеспечивается в первую очередь такими темами как “Поисковые системы Интернет”, “Язык запросов”, “Информационные ресурсы”, “Проектирование, создание и редактирование баз данных”, “Информационное моделирование”, “Системология”, “Электронные таблицы”, “Диаграммы. Типы диаграмм. Построение и редактирование диаграмм”. Кроме того, разработка индивидуального или группового проекта средствами MS Word или MS PowerPoint или веб-страницы предполагает поиск и отбор информации, что способствует развитию учебно-информационных умений.
Учебно-интеллектуальные. Наиболее эффективно развитие этих умений на таких темах как “Моделирование”, “Проектирование, создание и редактирование баз данных”, практически все темы образовательной линии “Алгоритмы и исполнители”, “Решение учебных и практических задач с помощью электронных таблиц”, “Измерение информации”, “Системы счисления”.
Учебно-организационные. Развитие таких умений возможно практически на любом уроке. Но особенно хороших результатов можно достигать во время выполнения самостоятельных практических работ и разработки и реализации индивидуального или группового проекта, когда особенно важно не только правильно спланировать работу и рационально распределить время на выполнение отдельных этапов, но и суметь организовать себя, регулировать свою деятельность в соответствии с задуманным.
Учебно-коммуникативные. Не смотря на специфику предмета, есть возможность развивать и учебно-коммуникативные умения на уроках информатики. Есть ряд тем, при изучении которых вполне уместны дискуссии, обсуждения. Например, “Что такое информация”, “Как измерить информацию”, “Место информатики в научном познании человека”. Особенно удачно проходят уроки с использованием технологии развивающей кооперации (автор – Т.Ф. Акбашев), когда “убиваются” сразу три “зайца” - изучается новая тема, развиваются учебно-коммуникативные умения, получает развитие творчество учащихся. Конечно, не стоит забывать упомянутые нами групповые проекты, требующие конструктивного взаимодействия по поводу реализации учебного задания. Кроме того, очень интересные задания можно придумать во время изучения темы “Информационные услуги Интернета”.
Итак, подчеркнем: если процесс развития общеучебных умений станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.
Хочется еще раз сказать о важности формирования надпредметных умений. Да, пока главным критерием успеха ученика считается хорошо написанная контрольная работа или сданный экзамен, с нас не спрашивают уровень развития надпредметных умений наших учеников. Нам удобнее работать по старинке – передавать предметное содержание, но что важнее для наших детей, для их будущего образовательного и профессионального пути?..