Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе “Школа 2100”, по которой работает наша начальная школа, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности – “личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Но для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы “Школа 2100” предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников.
Существует специальная научная дисциплина “Управление проектами”, в которой проект определяется как “комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета”. В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимость и уникальность.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид и Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну и так далее.
Учителя нашей начальной школы работают над небольшими проектами, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение – ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
В рамках проекта может быть не только заявлена, но и апробирована личностная позиция ученика. Кроме того, с психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. В настоящее время проектную деятельность можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций.
Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. Очень интересная программа данного курса А.А. Вахрушева предполагает, что дети, прочитав материал в разделе “для любознательных”, захотят продолжить поиск новой информации по данной теме. Сначала это были индивидуальные проекты, а потом это стали проекты, созданные всем классом.
Как пример хочу привести проектную работу учащихся 3-го класса на уроках окружающего мира по теме “Экосистемы”. Данная тема предполагает в течение нескольких уроков познакомить детей с особенностями экосистем озера, болота, луга, леса и поля, узнать о производителях, потребителях и разрушителях данных экосистем, показать круговорот веществ не только на огромной биосфере планеты, но и отдельно в каждом озере, болоте, луге, лесу и поле. Этот материал оказался очень интересным для детей, и они сами предложили работу над проектом, который получил впоследствии название “Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли”.
Работа состояла из следующих этапов:
I этап: | Весь класс разбился на 5 групп, причем формированием групп занимались сами ребята, учитывая дружеское расположение и симпатию. Затем с помощью жеребьёвки каждая группа определила, над какой экосистемой она будет работать. |
II этап: | В каждой группе был выбран координатор, дети распределили роли. С помощью учителя был составлен план, по которому группа собирает информацию, были определены формы представления проекта. |
III этап: | Самостоятельная работа групп:
|
IV этап: | Защита проектов. Каждая группа представляла свою экосистему. Рассказ об особенностях данной экосистемы сопровождался компьютерной презентацией, чтением стихов, демонстрацией подобранной дополнительной литературы, сценками и даже игрой на различных музыкальных инструментах. На защите присутствовали родители, учителя-предметники, дети из параллельных классов. |
Итог работы: | Весь собранный материал был оформлен в папки. Состоялось обсуждение итогов работы со всеми участниками. Ученики и родители оценили участие каждого при работе над проектом. Детям было предложено показать защиту в других классах. |
Как положительные моменты работы над данным проектом можно отметить следующие:
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;
- расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире;
- воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности;
- выработка умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет, компьютерная презентация, учебные цифровые образовательные ресурсы);
- воспитание умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
- активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся;
- поддержка интереса к проектной деятельности.