Проект как форма организации самостоятельной деятельности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе “Школа 2100”, по которой работает наша начальная школа, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности – “личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Но для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы “Школа 2100” предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников.

Существует специальная научная дисциплина “Управление проектами”, в которой проект определяется как “комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета”. В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимость и уникальность.

В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид и Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну и так далее.

Учителя нашей начальной школы работают над небольшими проектами, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение – ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.

В рамках проекта может быть не только заявлена, но и апробирована личностная позиция ученика. Кроме того, с психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. В настоящее время проектную деятельность можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций.

Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. Очень интересная программа данного курса А.А. Вахрушева предполагает, что дети, прочитав материал в разделе “для любознательных”, захотят продолжить поиск новой информации по данной теме. Сначала это были индивидуальные проекты, а потом это стали проекты, созданные всем классом.

Как пример хочу привести проектную работу учащихся 3-го класса на уроках окружающего мира по теме “Экосистемы”. Данная тема предполагает в течение нескольких уроков познакомить детей с особенностями экосистем озера, болота, луга, леса и поля, узнать о производителях, потребителях и разрушителях данных экосистем, показать круговорот веществ не только на огромной биосфере планеты, но и отдельно в каждом озере, болоте, луге, лесу и поле. Этот материал оказался очень интересным для детей, и они сами предложили работу над проектом, который получил впоследствии название “Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли”.

Работа состояла из следующих этапов:

I этап: Весь класс разбился на 5 групп, причем формированием групп занимались сами ребята, учитывая дружеское расположение и симпатию. Затем с помощью жеребьёвки каждая группа определила, над какой экосистемой она будет работать.
II этап: В каждой группе был выбран координатор, дети распределили роли. С помощью учителя был составлен план, по которому группа собирает информацию, были определены формы представления проекта.
III этап: Самостоятельная работа групп:
  • поиск и сбор информации;
  • оформление собранного материала;
  • создание презентаций с использованием ИКТ (на данном этапе к детям подключились учителя информатики и родители).
IV этап: Защита проектов. Каждая группа представляла свою экосистему. Рассказ об особенностях данной экосистемы сопровождался компьютерной презентацией, чтением стихов, демонстрацией подобранной дополнительной литературы, сценками и даже игрой на различных музыкальных инструментах. На защите присутствовали родители, учителя-предметники, дети из параллельных классов.
Итог работы: Весь собранный материал был оформлен в папки. Состоялось обсуждение итогов работы со всеми участниками. Ученики и родители оценили участие каждого при работе над проектом. Детям было предложено показать защиту в других классах.

Как положительные моменты работы над данным проектом можно отметить следующие:

  • воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;
  • расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире;
  • воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности;
  • выработка умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет, компьютерная презентация, учебные цифровые образовательные ресурсы);
  • воспитание умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
  • активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся;
  • поддержка интереса к проектной деятельности.