Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: раскрыть систему миропонимания по основным параметрам человеческой жизни: человек и его взаимопонимания с природой, человек и история его народа.
Задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к старинным русским приметам;
- мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;
- развитие творческих способностей каждого ребёнка;
- воспитание экологической культуры младших школьников.
Методы и методические приёмы:
беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), карточки с индивидуальным заданием, кроссворд, вопросы, наглядный материал – картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения.
Литература для учителя:
М.Ю.Новицкая “Введение в народоведение”
Литература для учащихся:
М.Ю.Новицкая “Введение в народоведение”
Структура урока:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- Повторение пройденного материала.
- Подготовка к восприятию.
- Физкульминутка.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа в группах.
- Коллективная работа.
- Итог урока.
Содержание занятия
I. Организационный момент.
Добрый день! Всем удачи, здоровья и радости в наступающем Новом году. Мы начинаем наше занятие (вращать глобус).
II. Вводное слово учителя.
Живёт среди тысячи других планет наша маленькая и добрая планета Земля. Живёт по особому. Вращается она вокруг солнца и своей собственной оси и благодаря этой особенности происходит смена дня и ночи, меняют друг друга и времена года.
Наша древняя и удивительная Земля дарит жизнь во всём её многообразии народам разных национальностей. Мы знакомимся с жизнью русского народа, его праздниками, обычаями от старины до сегодняшних дней. Ведь каждый образованный человек должен знать историю, истоки, духовное и культурное наследие своего народа. Наш курс называется Народоведение – ведать, т.е. изучать свой народ, чем и как жили наши предки: бабушки и дедушки, и их бабушки и дедушки. Русский народ во все времена обладал тонким и прозорливым умом. Поэтому наши предки умели наблюдать примечать, что особенное в природе и в жизни. Так рождались приметы и дошли они до наших дней. Эти праздники рождались из жизни. С некоторыми из них мы уже познакомились.
III .Повторение пройденного материала.
- Какие праздники, ребята, узнали вы на занятиях Народоведения?
(Михайлов день, Воздвижение, Покров день, Синичкин праздник, день Кузьмы и Демьяна, Юрьев день (день Георгия Победоносца).
-Какие приметы сопровождали эти народные праздники?
- 19 сентября - Михайлов день. Похолодание. Лист на дереве не держится. Начало листопада.
- 27 сентября – Воздвижение. В этот день медведь залегает в берлогу. Змеи впадают в спячку.
- 12 октября - Синичкин праздник. К этому дню прилетают птицы-зимники – щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели, синицы.
- 14 октября - Покров день. Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.
- 14 ноября - день Кузьмы и Демьяна. Куют Кузьма и Демьян лёд на земле и на водах.
- 9 декабря - Юрьев день (день Георгия Победоносца). До этого дня необходимо было раздать все долги.
IV. Подготовка к восприятию.
Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится, а может кто-то назовет автора этого стихотворения.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на ветвях дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз.
(ответы детей)
- Кто любит зиму? Чем она вам нравится?
С сегодняшнего занятия мы с вами начнём говорить о зимних народных праздниках.
-С какого месяца начинается зима?
-Как в народе называют этот месяц? (студень, стужайло, снежань)
V. Физкультминутка.
Сейчас мы с вами отдохнем.
- Дотроньтесь правой рукой до левого уха те, кто любит зиму.
- Двумя кончиками до кончика носа тем, кто любит кататься на санках.
- Закройте ладошкой левое ухо те, кто любит кататься на санках.
- Дотроньтесь до локтя соседа те, кто любит каникулы.
VI. Изучение нового материала.
19 декабря зима окончательно вступает в свои права. Этот день в народе называют – день святого Николая Чудотворца. Славятся Никольские морозы. Открывались на Николу зимние ярмарки и базары. Проходили весёлые пиры-братчины. Поминают святого с большой радостью.
Есть народная легенда о Николае и Касьяне. Раз в осеннюю пору у мужика воз в грязи увяз. Знамо, какие дороги у нас, а тут ещё случилось осенью – так и говорить нечего! Мимо идёт Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: “Помоги, родимой, воз вытащить!” “Поди, ты, сказал ему Касьян-угодник, - есть мне, когда валандаться!”. Да и пошёл своей дорогою. Немного спустя, идёт тут же Николай-угодник. “Батюшка, - завопил опять мужик, - Батюшка! Помоги мне воз вытащить!” Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-Угодник к богу в рай. “Где ты был Касьян-угодник?” -спросил бог. “Я был на земле, - отвечал тот, - прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз. Он попросил меня воз вытащить: да я не стал мазать райского платья”. “Ну, а где ты так выпачкался?” – спросил бог у Николая-угодника. “Я был на земле, шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз” - ответил Никола-угодник. “Слушай, Касьян, - сказал тогда бог, - не помог ты мужику. За то, будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год”. С тех пор так и сделалось. Николу два раза в год чествуют, а Касьяна – один раз в четыре года. Ведь есть праздник Николы – зимнего, а ещё Николы – весеннего, его празднуют 22 мая.
Предание рассказывает, что получив родительское наследство, Николай-угодник раздаёт его нуждающимся: особенно популярна история о впавшем в нищету отце трёх дочерей. И вот Николай-угодник в новогоднюю ночь подбрасывает в окно три узелка с золотом – на предание каждой. С того времени Николай фигурирует, как неведомый благодетель. И возник обычай подкладывать в новогоднюю ночь подарки детям от лица Деда Мороза.
Как и любой народный праздник, день Николая Чудотворца, Николы - зимнего он сопровождается народными приметами.
VII. Практическая работа в группах.
-Сейчас вы по своему желанию объединитесь в группы по 5 человек. Я вам предлагаю “собрать” зимние приметы, которые рассыпались. Окончание работы вы будете сигнализировать поднятием рук, взяв друг друга за руки. (Учащиеся работают в группах за партами).
- 1 группа. Снега - зима без хлеба без лето (Зима без снега – лето без хлеба).
- 2 группа. Снежная - лето – зима дождливое ( Зима снежная – лето дождливое ).
- 3 группа. Снег - теплее выпадет станет (Выпадет снег – станет теплее).
- 4 группа. Из столбом - трубы к морозу дым (Дым из трубы столбом – к морозу).
Ребята объясняют свой выбор.
VIII. Коллективная работа.
А в завершении нашего разговора я предлагаю вам разгадать простой кроссворд, в первой вертикальной колонке которого спряталось время года, о котором мы сегодня говорили. Подумайте… (коллективная работа).
Задания к словам по горизонтали:
- Белый иней на почве по утрам поздней осенью после холодной ночи. (Заморозки)
- Белая присыпка на почве, на кустах и на деревьях в морозный день. (Иней)
- Снежная позёмка с ветром и снегом. (Метель)
- Очень большая льдина в Антарктиде. (Айсберг)
( Ключевое слово в первой вертикальной колонке – “зима”).
IX. Что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем занятии?