План-конспект внеклассного мероприятия "Математическое казино"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели мероприятия

  • Образовательные: проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении задач;
  • Развивающие: развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся умение работать в группе, умение выражать свою мысль; воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся “здоровое” соперничество; формировать интерес и любовь к математике.

Форма проведения: игра

Оборудование: плакаты с высказываниями о математике, карточки с заданиями для каждой команды, фишки с надписью “математическое казино”

 Ход игры

Вводная часть предполагает разъяснение правил игры.

Ведущий. Сегодня мы с вами проведём игру – “Математическое казино”. Участвуют в игре три команды. У каждой команды на столе лежит первоначальный капитал в размере 20 фишек.

Прослушайте внимательно правила игры.

  • Вопросы задаются одновременно всем командам. Первой отвечает та команда, которая быстрее остальных подняла руку. Отвечать можно только после поднятия руки. Поднимать руку может любой член команды, но при этом нужно помнить, что отвечать на вопрос команда может только один раз. Поэтому, прежде чем поднять руку, ещё раз обдумайте свой ответ, чтобы не подвести товарищей.
  • Прежде чем будет задан очередной вопрос, каждая команда должна сделать на него ставку. Ставка делается с помощью фишек по собственному усмотрению команды. Таким образом, на кону собирается определённое количество фишек, которое и получит команда, верно ответившая на вопрос. В том случае, если ни одна команда не дает правильного ответа, фишки переходят в собственность владельцев казино, то есть ведущих. В тех случаях, когда команда поставила на кон число фишек большее, чем остальные команды, и сама верно ответила на вопрос, казино увеличивает её выигрыш, добавляя часть своих фишек.
  • Каждый вопрос зачитывается только один раз.
  • При несоблюдении правил с команды взимается штраф в размере 5 фишек.
  • Победу в игре одерживает команда, набравшая большее количество очков (фишек).

Акция “ щедрости”

“Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. А.Франс.

Начинается игра с беспрецедентной акции казино- акции “щедрости”, которая позволит вам увеличить ваш первоначальный капитал за минимальное время и без особых усилий. Вам будут предложены 10 вопросов, за ответ на каждый из которых казино выдает по одной фишке.

Вопросы:

  1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (вторую)
  2. Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (две)
  3. Сколько столбов понадобится на забор длиной 300м, если длина каждого пролета 10 метров? (31)
  4. У одной палки два конца. Сколько концов у трех с половиной палок? (8)
  5. Что есть общего у равнобедренного треугольника и степени? (основание)
  6. Два в квадрате - четыре, три в квадрате – девять. А чему равен угол в квадрате ? (900)
  7. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
  8. Произведение каких трёх чисел равно их сумме? (1,2,3)
  9. За столом сидят два отца и два сына. Подали три яйца. Как они разделили их между собой , чтобы каждому досталось поровну? (по одному яйцу)
  10. Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь? (когда дробью выражена нумерация углового дома)

 Турнир геометров

 “Не знающий геометрии да не войдёт в академию”. Платон.

 Команды должны угадать по подсказке математическое утверждение.

  1. Теорема о трех тропинках , ведущих в одну сторону. ( В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой).
  2. Теорема о единстве противоположностей. ( У параллелограмма противолежащие стороны равны, противолежащие углы равны).
  3. Теорема об определении родственных отношений . ( Любой из признаков равенства треугольников).
  4. Теорема, не дающая возможности поторговаться. ( Сумма углов треугольника равна 1800)
  5. Теорема о несправедливом делении: одному всё, а другому- половину. ( Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы).

 Турнир эрудитов

“ Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”. Я.А. Коменский.

Командам предлагается выполнить пять заданий.

  1. Постройте график функции у = если , , если <0.
  2. Вычислить: (ответ: 125)
  3. Решить уравнение: -1=0 ( ответ: 1)
  4. Вычислить : (ответ: 8)
  5. Вычислить: (ответ: -2)

 Шарады

“ Логика и интуиция имеют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны”. А.Пуанкаре.

Из цифр вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова “гордецы”.
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты всё верно,
То в математике раздел получишь ты такой.

( три-го-но-ме-три-я)

Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором посмотрите –ка –нота
Важна для любого оркестра.
На третьем- одна одинокая буква
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвёртом. Прочтите.

( ко-си-н-ус)

Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши.
И о чём поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко, а второе просто “на”
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось
И прочти наоборот.
Не запутайтесь, читая,
Слово задом наперёд.

( снег-на-ток, кот-ан-генс)

Подведение итогов

 Команды считают количество набранных фишек и сообщают их число.

Ведущий объявляет команду-победителя.

Все участники получают поощрительные призы. Кроме этого, участники победившей команды получают “5” в журнал, остальные участники получают “4”.

 Литература

  1. Газета “Математика” (приложение к газете “1 сентября”) №45 за 2003 год.
  2. Газета “Математика” (приложение к газете “1 сентября”) №32 за 2004 год.
  3. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. “ Математическая шкатулка”. Москва. “Просвещение” 1988 .
  4. “Турнир математиков” (разработка из Интернета).
  5. А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Часть 2: задачник 10-11 классы.