Цели урока:
- Усвоить определения и основные свойства чётных и нечётных функций;
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; воспитывать аккуратность оформления заданий в тетрадях;
- Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля
План урока:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Объявление темы урока
- Работа с памяткой
- Диагностирующий тест
- Объяснение нового материала. Работа с книгой. Составление таблицы.
- Промежуточный тест (№ 1-4)
- Мини-тест по материалам ЕГЭ (№ 93-97)
- Доказательство чётности и нечётности функций (№ 57(в), 59(в))
- Тест №3
- Домашнее задание.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Сегодня мы продолжаем разговор о свойствах числовых функций. Речь пойдёт о чётных и нечётных функциях.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока: “Чётные и нечётные функции”.
Цель нашего урока усвоить определение чётной и нечётной функции и основные свойства, научиться применять эти знания к решению задач.
- Вспомним определение числовой функции.
ПАМЯТКА Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число y, зависящее от х. (каждому значению х соответствует единственное значение y) Область определения – это множество значений, принимаемых независимой переменной. Обозначается D(f). Свойство степенной функции: если n – нечетное число, то (-х)n = - xn, если n – четное число, то (-х)n = xn. |
- Предлагаю выполнить тест №1, который поможет нам в изучении новой темы (в помощь к заданию 4 - карточка-инструкция).
ТЕСТ №1.
Дополните:
1.Если 175=584647, то (-17)5=____________.
2.Если 794=38950081, то(-79)4=___________.
Установите соответствие:
3.Если п -
1) нечетное число, а) (-х)п=хп;
то
2) четное число, б) (-х)п=-хп;
4.Функция: Область определения:
1)y=x2-3x+9 a) (-~;-1)U(-1;1)U(1;+~)
2)у=(2x)/(x2-1) б) (3;+~)
3)у=3/(vx-3) в) [3; +~) г) (-1;1)
д) (-~;+~)
Дополните:
5.Точке (2;1) симметрична относительно
а)оси Ох точка_____________________;
б)оси Оу точка______________________;
в) начала координат точка_______________________.
6. Среди графиков функций на рисунке симметричными относительно начала координат являются графики, обозначенные буквой:___________________.
Симметричными относительно оси Оу являются графики, обозначенные буквой______________.
КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ
К РЕШЕНИЮ ПРИМЕРОВ
НА НАХОЖДЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИИ
Рассмотрим числовые функции, т.е. функции, область определения и область значения которых- числовое множество.
Если функция задана формулой у= f(x), то и область ее определения совпадает с областью определения выражения f(x).
Областью определения выражения с одной переменной называется множество значений переменной, при которых это выражение имеет смысл.
Рассмотрим примеры. Укажите область определения функции:
y=x2-2x+13.
Решение. Областью определения данной функции являются все действительные числа, т.к.x2-2x+13 – многочлен.
Ответ: (-?;+?)
y=7/(x-5).
Решение. Дробь 7/(x-5) имеет смысл при тех значениях х, при которых ее знаменатель х-5 не равен нулю. Чтобы узнать, при каких значениях х знаменатель дроби равен 0, надо решить уравнение х-5=0, откуда х=5. Значит, при х=5 знаменатель дроби равен нулю и дробь не имеет смысла (черта дроби означает деление, а делить на нуль нельзя). Таким образом, областью определения данной функции являются все действительные числа, кроме числа 5.
Ответ: (-~;5) U (5;+?).
y=(2-x)/(3x)
Решение. Числитель дроби может быть любым числом (в том числе и нулем, при этом дробь будет равна нулю). Знаменатель дроби не может быть равен нулю (в этом случае дробь не имеет смысла- на нуль делить нельзя). Решение можно записать следующим образом: 3х?0, х?0.
Ответ.(-~;0)U (0;+~), или область определения- все действительные числа, кроме х=0.
y=x-5/x2-9.
Решение. х2-9?0. Решим уравнение х2-9=0; х2=9, х=±v9,х=±3, х1=-3, х2=3.
При х=-3 или х=3 дробь не имеет смысла. Значит областью определения функции являются все действительные числа, кроме чисел-3 и 3.
Ответ. (-?;-3) U(-3; 3) U (3;+?).
y=v2x+7.
Решение. При 2х+7<0 выражение v2х+7 не имеет смысла, так как не существует действительного числа, квадрат которого был бы равен отрицательному числу. Значит, 2х+7?0. Решаем полученное неравенство:2х?-7 (если слагаемое с противоположным знаком перенести из одной части истинного неравенства в другую, то получим истинное неравенство), х?-7/2 (если обе части истинного неравенства разделить на одно и то же положительное число, то получится истинное неравенство).Откуда х?-3,5
Ответ:[-3,5; +?).
y=3/x2+5.
Решение. Знаменатель данной дроби х2+5?0 при любых значениях х, так как х2?0 (квадрат любого числа есть число неотрицательное), а 5>0. Сумма неотрицательного и положительного чисел есть число положительное, т.е. не равное нулю. Значит, х может быть любым действительным числом.
Ответ.(-~;+~), или множество действительных чисел, или R.
Решите самостоятельно:
Найдите область определения функций:
y=x2-3x+9; 2) y=2x/x2-1; 3) y=3/vx-3.
- Проверим полученные результаты… - Хорошо!
Рассмотрим функции, области определения которых симметричны относительно начала координат, т.е. для любых х из области определения (-х) также принадлежит области определения. Среди таких функций выделяют чётные и нечётные.
Функция f называется нечётной, если для любых x из области определения f(-x) = - f(x).
Функция f называется чётной, если для любых x из её области определения f(-x) = f(x).
- Прочитайте внимательно текст параграфа и заполните таблицу, в которой необходимо закончить предложения.
Чётные и нечётные функции
ФУНКЦИИ | |
чётные | нечётные |
Область определения функции симметрична | |
f(-x)= | f(-x) = |
График чётной функции симметричен относительно | График нечётной функции симметричен относительно |
- Сформулируйте основные свойства чётной и нечётной функции
График чётной функции симметричен относительно оси ординат.
График нечётной функции симметричен относительно начала координат.
- Какое вывод вытекает из этих двух утверждений?
При построении достаточно построить часть графика для х>0 и отобразить её симметрично -относительно оси ординат для чётной функции и -относительно начала координат для нечётной функции.
- Выполните № 61(г). –Молодцы! Хорошо!
Гимнастика для глаз
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
- Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону
- Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
- Продолжим работу.
ТЕСТ №2.
Установите соответствие.
1. Если область определения функции f (х) симметрична относительно нуля и
f(-х)=f (х),
f (-х)= - f (х),
то f (х) является
а) четной функцией.
б) нечетной функцией.
Обведите кружком номер правильного ответа.
2.Областью определения четной или нечетной функции может быть множество:
а) (- ?;5]; б) [-8;8); в) [-8;8]; г) (-?;8)U(8;+?).
3. Если область определения функции f (х) состоит из трех чисел –3; 0; 3 и
f (-3)=8; f (0)=7; f (3)=8, то функция f (х) является:
а) четной; б) нечетной; в) ни четной, ни нечетной.
Установите правильную последовательность шагов в алгоритме и исключите лишний шаг.
4.Функция будет четной, если:
1) f (-х)= -f (х)
2)ее область определения- симметричное множество относительно нуля;
3)f(-x)=f(х);
- Поработаем устно. Мини-тест ЕГЭ.
Я думаю, что вы имеете крепкий фундамент, твёрдо стоите на ногах и готовы доказать четность или нечётность функции. № 57(в), 59(в).
Решим на доске: f(x) = 3x2 + x4
Область определения функции симметрична относительно начала координат, т.к. 3х2 + х4 – многочлен;
f(-x) = 3 (-x)2 + (-x)4 = 3x2 + x4 = f(x)
Cледовательно, f(x) = 3x2 + x4 – чётная функция.
Запишите, пожалуйста , домашнее задание (предлагаю дифференцированно):
п.4(1), № 57(г), 59(г), 61(б,в) тест № 3
- Спасибо за урок. До свидания!
ТЕСТ №3.
Если в область определения функции f(x) входят только положительные числа, то функция f(x) является:
чётной; 2) нечётной; 3) ни чётной , ни нечётной.
2. Функция f(x) принимает только отрицательные значения. Может ли она быть нечётной? 1) да; 2) нет.
Дополните
Если нечётная функция f(x) положительна на множестве (-?; -5), то на множестве (5;+?) она ________________________________________________.
4. Если чётная функция f(x) отрицательна на множестве (5; +?), то на множестве(-?;- 5) она ___________________________________________________.
5. В данной ниже таблице установите соответствие между функциями и названиями их видов, поставив знак “+” в нужной клетке.
Вид функции | Функция y= | 1/x2+5 | x6 | x3-27 | x7 | -2х |
Четная | ||||||
Нечетная | ||||||
Ни четная, ни нечетная |