Конспект тематического занятия в подготовительной группе "Путешествие к осени" (Экология)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Систематизировать знания детей об осенних месяцах, их последовательности, признаках каждого месяца.
  • Закрепить знания о перелетных птицах, о причинах их отлета в теплые края.
  • Уточнить понятия “ лекарственные травы”, “полезные овощи, ягоды”.
  • Развивать умение сопереживать животным, оказывать им помощь.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение сопереживать животным, оказывать им помощь.
  • Воспитывать сплоченность, заботу о товарищах, эмпатию.

Оборудование:

  • макеты лиственных деревьев (2 шт.), искусственные ели (2 шт.), иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц (на каждого ребёнка), клубни картофеля (10 шт.),
  • корзинки (2 шт.),вёдра (2шт.), деревянные ложки (2 шт.); спортивный инвентарь: конусы (8 шт.),
  • гимнастическая скамейка (2 шт.), туннель (1 шт.), ткань синего цвета (1м-2,5м).

Содержание занятия:

Дети в спортивной форме заходят в зал и строятся в шеренгу.

Воспитатель начинает занятие словами:

“В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.
Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём”.

Давайте выберем считалкой того, кто пойдёт первым.

Считалка:

“Журавли летят на юг
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди.
Ты тепла уже не жди.”

Скажите, ребята, как ведут себя в лесу? (В лесу нельзя шуметь, нужно быть осторожным и внимательным)

Дорога в лес нам предстоит трудной, будет много препятствий. Посмотрите, путь преграждают пеньки, их нужно обходить. (Движение змейкой между конусами)

Затем я вижу канатный мост без поручней, нам придётся по нему ползти на животе. (Движение по гимнастической скамейке ползком на животе, подтягиваясь руками)

Дальше я вижу широкий ручей, его нужно перепрыгнуть, не замочив ноги. (Прыжок с места на двух ногах через макет ручья)

Дальше нас ждёт пещера с низким лазом, её нам придётся проползти на низких четвереньках. (Движение на четвереньках в туннеле)

Затем я вижу дерево, перекинутое через глубокий овраг, по нему пойдём осторожно, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз. (Движение по гимнастической скамейке, удерживая равновесие)

Дети выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль за выполнением движений.

Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.

Выходит воспитатель в костюме осени. Воспитатель надевает на голову шапочку “осени”.

“Здравствуйте, ребята! Я осень бываю разной. Бываю тёплой и щедрой, холодной и красивой, дождливой и серой. Назовите осенние месяцы. Послушайте загадку”

Ребёнок читает стихотворение:

“Люблю осенний ясный день с живительной прохладой.
Когда вокруг всех деревень стоят скирды-громады.
В садах повсюду тут и там краснеется рябина.
И лёгкой дымкой к небесам несётся паутина”.

Осень: “В каком осеннем месяце такая осень?”. Дети: “Такая осень бывает в сентябре”.

Осень: “Давайте сядем на лесной полянке и посмотрим на деревья в сентябре. Что вы видите? Какого цвета стали листья? Почему листья изменяют свой цвет осенью?”. Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.

Осень: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме. А как готовятся к зиме белки? Зайцы? Медведи?”. Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.

Осень: “Скажите, какие запасы делают люди? Для чего люди заготавливают овощи, фрукты, ягоды?”. Ответы детей.

Осень: “Я принесла вам волшебный сундучок с разными заготовками. Хочу вас спросить, знаете ли что это, и для чего?”. Осень достаёт малиновое варенье, ягоды калины, ягоды рябины, чеснок, чёрную редьку.

Ответы детей о полезных, лечебных свойствах ягод и овощей. Воспитатель подводит итог беседе, дарит сундучок детям.

Осень: “Как, ребята, вы помогаете взрослым делать заготовки?”.

Ответы детей.

Осень: “Давайте проверим, какие вы умелые помощники, проведем эстафету – кто быстрее соберёт урожай” (Переносим клубни картофеля по одной в деревянной ложке, не придерживая другой рукой, из ведёрка в корзину).

Проводится эстафета. Воспитатель делит детей на две команды, объясняет правила проведения эстафеты.

В это время воспитатель снимает часть листьев с деревьев и бросает их около деревьев.

Осень: “Пока вы соревновались, в лесу что-то изменилось. Вы заметили ?”

Дети: “Листья опали”.

Осень: “Правильно, ребята. Отгадайте загадку, в каком месяце это бывает?”

Ребёнок: “Падают с ветки золотые монетки,

Землю покрывают, когда это бывает?”.

Дети: “Это бывает осенью, в октябре”.

Осень: “Какие вы знаете стихи, поговорки, приметы октября?”.

Дети: “Плачет октябрь холодными слезами; Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой; в октябре одна ягода – горькая рябина; октябрь холоден, да сыт”. Ребенок читает стихотворение

К. Бальмонта “Осень”.

Включается запись звука улетающих журавлей, уток.

Осень: “Чьи это голоса?”

Дети: “Мы слышим голоса улетающих журавлей, уток”.

Осень: “Почему птицы улетают на юг?”.

Дети: “Многим птицам здесь зимой не хватает корма”.

Осень: “Каких перелётных птиц вы знаете? Какие птицы остаются зимовать с нами?”.

Давайте поиграем в игру “Перелётные и зимующие птицы”. Детям раздаются картинки перелётных и зимующих птиц, по одной картинке каждому ребёнку. “Осень” приносит два знака – “Солнце” (обозначает юг), “Снежинка” (обозначает место зимования). Детям предлагается вспомнить какая у них птица – перелётная или зимующая – и по сигналам – “Лето”, “Весна”, “Осень” двигаться в соответствующее место. Игра проводится два раза, “Осень” проверяет правильность перелёта птиц.

Включается звуковое сопровождение – звук ветра, дождя.

Осень: “Ребята, что-то холодно и дождливо стало в лесу. И обитателям леса тоже трудно в такую погоду. Давайте послушаем стихотворение об этом”. Ребёнок читает стихотворение.

А.А. Блок “Зайчик”

Хмурая дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…
Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится – неба не видать…
Только б потеплее, только бы посуше…
Очень неприятно по воде ступать!

Осень: “Ребята, могут ли люди помочь животным в это время года? Как это можно сделать?”

Ответы детей.

Осень: “В каком осеннем месяце часто идут дожди, дует холодный ветер, даже снег может пойти?”.

Дети: “Такая погода бывает в ноябре”.

Осень: “Ребята, куда исчезли насекомые?”

Дети: “Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни”.

Осень: “Ребята, покажите, какой бывает ветер и дождь в ноябре”.

Проводится логоритмическое упражнение.

Ветерок листвой шуршит
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом
Бом-бом-бом.
Дует он везде кругом
Гом-гом, гом-гом.
Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей
набежало много слёз.
Дождь сильнее стал
И ветер сделал вдруг его косым.
Капли вправо, капли влево,
Словно всех косой косил.
Ливень туча посылает,
И стеной вода течёт.
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждёт.

(Потирают ладони)

(Делают хлопки ладонями над головой)

(Топают ногами)

(Хлопают по коленям)
(Постукивают кулаком о кулак)
(Постукивают пальцем одной руки о ладонь другой руки)

(Показывают ладонями чашу слёз)

(Показывают ребром ладони дождь сверху вниз)

(Показывают по диагонали сверху вниз влево и вправо)
(Ладони двигаются от себя)
(Ладони двигаются вниз)

(Показывают зонт руками).

Осень: “Зима в окно стучится, пора мне уходить, и вам пора в детский сад возвращаться, до свидания”. Воспитатель снимает шапочку осени.

Дети под руководством воспитателя проходят все препятствия в обратном порядке, и выстраиваются в шеренгу.

Воспитатель встречает их, спрашивает где они были, кого видели, какая бывает осень, какие препятствия им встретились на пути, и передает подарок осени – витаминный чай.