Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Современные производства, предприятия, фирмы остро нуждаются в работниках и руководителях, способных быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, умеющих вести полноценный диалог, способных самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение.
Сегодня педагогическая пресса активно знакомит педагогов с теоретическими аспектами метода проектов и опытом внедрения проектных технологий в образовательный процесс.
Групповые (коллективные) проекты – это один из самых сложных по реализации на уроках математики видов проектов.
Цель таких проектов – организация целенаправленной деятельности учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных уроках или каким-нибудь другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.
Такой “проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.” [Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Пахомова Е. М.; Науч. ред. Никитин Э. М. – М.: АПКиПРО, 2004., с.103-104].
Такой проект сочетает урочную и внеурочную формы, причем внеурочная часть, включающая сбор и обработку информации, поиск путей решения проблемы, занимает большую часть времени. На первом уроке определяется проблема и в ходе обсуждения проблемы – подпроблемы. По решению подпроблем формируются группы. Принципы формирования групп различны:
- по желанию учащихся;
- свободная независимая группировка, например, с использованием цветовой гаммы;
- учителем с определенной целью.
В группах во внеурочное время вырабатывается стратегия по решению подпроблемы. Презентация решений подпроблем происходит на уроке в соответствии с учебным планом. (Этот урок не всегда может быть следующим. Чаще всего учащимся необходимо время для решения подпроблемы и подготовки презентации.). На уроке после презентации каждой группы совместно определятся стратегия решения проблемы. После обсуждения каждая группа определяет ход решения проблемы, самостоятельно осуществляет решение и готовит небольшую презентацию. Предпоследним этапом является защита решения. После защиты происходит подведение итогов. И, обязательно, рефлексия в любой форме.
Предлагаю пример коллективного проекта “Сколько стоит ремонт?” Актуальность выбора темы проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.
Структура проекта:
- 1 этап – разработка стратегии.
- 2 этап – сбор информации.
- 3 этап – решение проблемы на основе анализа полученной информации
Проект реализован учащимися ученикам 8а класса МОУ Пионерская СОШ. Учащимся было предложено самим рассчитать затраты на ремонт школьного кабинета, поискать пути экономии затрат.
1 этап. Класс был разбит на четыре группы. Каждая группа должна была ответить на четыре вопроса:
- Что надо сделать?
- С какими можно столкнуться трудностями?
- Как преодолеть эти трудности?
- Каков план действий?
Обсуждение было бурным. Каждая группа заполнила предложенную учителем схему (см. Приложение). Затем свои предложения группы вынесли на обсуждение всего классного коллектива.
В результате все пришли к выводу, что для выполнения ремонта необходимо:
- провести родительское собрание;
- обсудить финансовые проблемы и пути их решения;
- подготовить класс к ремонту;
- купить и доставить в школу покрасочные и побелочные материалы;
- найти рабочих для выполнения ремонта;
- отремонтировать шкафы, столы, стулья;
- обновить доску, раковину, шторы, карнизы, цветочные кашпо.
А чтобы все планы были осуществимы, необходимо было собрать достоверную информацию.
2 этап. Класс снова разделился на группы по сбору информации:
1 группа отвечала за информацию о размерах класса (этой группе пришлось выполнить план класса, чертежи всех стен, потолка и пола, учитывая окна, двери, встроенные шкафы и тумбочки, а также лампы на потолке);
2 группа отвечала за информацию о стоимости побелочных и покрасочных материалов, о расходе этих материалов при ремонте ( этой группе ребят пришлось совершить поход по хозяйственным магазинам, поинтересоваться ценами на интересующий их материал, а также познакомиться с сертификатами качества на предлагаемую продукцию);
3 группа отвечала за информацию о дополнительных аксессуарах при ремонте и стоимости услуг наемных рабочих (участникам этой группы пришлось не только прогуляться по магазинам, но и побеседовать с руководителями ремонтных бригад).
Свое исследование группы учащихся проводили в течение двух недель. Результаты были представлены на уроке-практикуме по геометрии. Урок органично вписывается в тематическое планирование при изучении темы “Площадь многоугольника”.
3 этап.
Тема урока: Площадь многоугольника.
Цели урока:
Обучающая
- показать практическую значимость изучаемой темы через применение математических знаний для решения задач из повседневной жизни.
Развивающая
- развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
- развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
- развитие коммуникативных умений.
Воспитательная
- формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, черчению, ИЗО, информатике и риторике;
- формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
- формирование реалистичной самооценки своих возможностей;
- формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;
- формирование личного осмысления отношения к природному и социальному окружению.
ХОД УРОКА
(В квадратных скобках указаны действия участников и ответы на вопросы)
1. Организационный этап
Добрый день!
Сегодня у нас необычный урок. Необычен он по нескольким причинам.
На уроке присутствуют гости (были приглашены учителя-предметники).
Сегодняшний урок – это заключительный этап нашего проекта “Как провести ремонт в классе?”
И, наконец, вашу работу сегодня будут оценивать две группы экспертов:
- наши педагоги (представляю педагогов), которые по известной вам схеме оценят работу групп и
- учащиеся 11 а класса (представляю учащихся), которые уже поработали с собранной вами информацией и попытались сами ответить на последний вопрос нашего проекта: “Сколько стоит ремонт?”.
Итак, в тетрадях запишите дату и тему урока.
2. Повторение
Как вы думаете, без чего нельзя решить практическую задачу?
[Ответы учащихся]
Предлагаю вам с помощью небольшой разминки повторить изученный ранее материал. Представляю эксперта в вопросах теории (этот ученик предупрежден заранее и готовит исторический экскурс по заданной проблеме). Надеюсь, что ему не придется много работать.
[Все вопросы и задания появляются на экране с помощью слайдов мультимедийной презентации]
Что такое площадь?
[По учебнику: площадь многоугольника – это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.
По Словарю юного математика: площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры.]
Площади каких четырехугольников вы умеете вычислять? Запишите формулы для вычисления площадей этих четырехугольников в тетрадь.
[прямоугольник, квадрат]
Назовите основные свойства площадей.
- Равные многоугольники имеют равные площади.
- Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
- Площадь квадрата равна квадрату его стороны.]
- Какие единицы измерения используются для измерения площадей?
- Вычислите площадь заштрихованной фигуры.
Задание было представлено в виде мультимедийной презентации, где каждая задача размещалась на отдельном слайде
3. Представление результатов исследования
У вас сегодня было необычное домашнее задание. Для отчета слово предоставляется представителям групп. По завершении отчетов для каждой группы будет сформирован информационный пакет, с которым вам предстоит работать на следующем этапе.
[Слово группам]
Надо отметить, что представление результатов исследования стало очень ярким этапом урока. Группы подкрепляли свои исследования газетами с фотографиями, интервью, рисунками. На выступление каждой группе давалось 2-3 минуты. А весь этап занят 10 минут. Каждая группа имела памятку о том, как правильно составить отчет о проделанной работе (см. Прил.)
4. Практикум
Мы заслушали отчеты групп. Вы хорошо поработали на этапе сбора и анализа собранной информации. Нам остались ответить на последний вопрос нашего проекта “Какова стоимость ремонта класса?”. Что для этого нужно знать?
- Площадь всех поверхностей согласно плана.
- Расход краски или извести на 1 м2
- Стоимость покрасочных и побелочных материалов
- Количество и стоимость аксессуаров.
- Стоимость услуг рабочих]
Все эти данные имеются в ваших информационных пакетах. Каждая группа сейчас выполнит оценку одного вида работ без стоимости услуг рабочих. Вычисления можно проводить с помощью МК.
Группа №1 Побелочные работы
Группа №2 Покрасочные работы
Группа №3 Покраска водоэмульсией
[Работа групп]
Каждый информационный пакет содержал инструкцию и памятку по выполнению совместной работы (см. Прил.)
5. Представление результатов работы групп
А сейчас наши эксперты из 11 а оценят правильность выполнения задания и представят общий пакет затрат.
[Слово экспертам. Выступление с использованием слайдов ММП, которую одиннадцатиклассники готовят заранее].
Подведение итогов
Все вы, ребята, видите, что затраты достаточно велики. А как можно уменьшить эти затраты?
[Слово учащимся]
Подведем итоги. Если бережно относиться к имуществу только одного кабинета, можно сэкономить на ремонте рублей. В нашей школе кабинетов. Значит, ежегодно мы могли бы сэкономить рублей, что равно стоимости .
А сейчас оцените свою работу на уроке и сдайте ее экспертам-педагогам.
Оценку за урок вам сегодня поставят эксперты – педагоги.
Оценивание работы учащихся идет по схеме:
- самооценка + оценка группы + оценка эксперта-учителя
- К = 3
Пока эксперты работают, я предлагаю вам послушать небольшой исторический экскурс, который приготовил для вас эксперт по теории.
[ Слово эксперту по теории]
А теперь слово нашим экспертам.
[Подведение итогов. Выставление оценок за работу]
Рефлексия
Итак, сегодня прошел необычный урок. Что сегодня было самым главным для вас? А что было самым интересным при работе над проектом?
[Свободный микрофон]
Всем спасибо за работу. ДО СВИДАНИЯ!