Коллективный проект на уроке математики

Разделы: Математика


Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Современные производства, предприятия, фирмы остро нуждаются в работниках и руководителях, способных быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, умеющих вести полноценный диалог, способных самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение.

Сегодня педагогическая пресса активно знакомит педагогов с теоретическими аспектами метода проектов и опытом внедрения проектных технологий в образовательный процесс.

Групповые (коллективные) проекты – это один из самых сложных по реализации на уроках математики видов проектов.

Цель таких проектов – организация целенаправленной деятельности учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных уроках или каким-нибудь другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Такой “проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.” [Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Пахомова Е. М.; Науч. ред. Никитин Э. М. – М.: АПКиПРО, 2004., с.103-104].

Такой проект сочетает урочную и внеурочную формы, причем внеурочная часть, включающая сбор и обработку информации, поиск путей решения проблемы, занимает большую часть времени. На первом уроке определяется проблема и в ходе обсуждения проблемы – подпроблемы. По решению подпроблем формируются группы. Принципы формирования групп различны:

  • по желанию учащихся;
  • свободная независимая группировка, например, с использованием цветовой гаммы;
  • учителем с определенной целью.

В группах во внеурочное время вырабатывается стратегия по решению подпроблемы. Презентация решений подпроблем происходит на уроке в соответствии с учебным планом. (Этот урок не всегда может быть следующим. Чаще всего учащимся необходимо время для решения подпроблемы и подготовки презентации.). На уроке после презентации каждой группы совместно определятся стратегия решения проблемы. После обсуждения каждая группа определяет ход решения проблемы, самостоятельно осуществляет решение и готовит небольшую презентацию. Предпоследним этапом является защита решения. После защиты происходит подведение итогов. И, обязательно, рефлексия в любой форме.

Предлагаю пример коллективного проекта “Сколько стоит ремонт?” Актуальность выбора темы проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.

Структура проекта:

  • 1 этап – разработка стратегии.
  • 2 этап – сбор информации.
  • 3 этап – решение проблемы на основе анализа полученной информации

Проект реализован учащимися ученикам 8а класса МОУ Пионерская СОШ. Учащимся было предложено самим рассчитать затраты на ремонт школьного кабинета, поискать пути экономии затрат.

1 этап. Класс был разбит на четыре группы. Каждая группа должна была ответить на четыре вопроса:

  • Что надо сделать?
  • С какими можно столкнуться трудностями?
  • Как преодолеть эти трудности?
  • Каков план действий?

Обсуждение было бурным. Каждая группа заполнила предложенную учителем схему (см. Приложение). Затем свои предложения группы вынесли на обсуждение всего классного коллектива.

В результате все пришли к выводу, что для выполнения ремонта необходимо:

  • провести родительское собрание;
  • обсудить финансовые проблемы и пути их решения;
  • подготовить класс к ремонту;
  • купить и доставить в школу покрасочные и побелочные материалы;
  • найти рабочих для выполнения ремонта;
  • отремонтировать шкафы, столы, стулья;
  • обновить доску, раковину, шторы, карнизы, цветочные кашпо.

А чтобы все планы были осуществимы, необходимо было собрать достоверную информацию.

2 этап. Класс снова разделился на группы по сбору информации:

1 группа отвечала за информацию о размерах класса (этой группе пришлось выполнить план класса, чертежи всех стен, потолка и пола, учитывая окна, двери, встроенные шкафы и тумбочки, а также лампы на потолке);

2 группа отвечала за информацию о стоимости побелочных и покрасочных материалов, о расходе этих материалов при ремонте ( этой группе ребят пришлось совершить поход по хозяйственным магазинам, поинтересоваться ценами на интересующий их материал, а также познакомиться с сертификатами качества на предлагаемую продукцию);

3 группа отвечала за информацию о дополнительных аксессуарах при ремонте и стоимости услуг наемных рабочих (участникам этой группы пришлось не только прогуляться по магазинам, но и побеседовать с руководителями ремонтных бригад).

Свое исследование группы учащихся проводили в течение двух недель. Результаты были представлены на уроке-практикуме по геометрии. Урок органично вписывается в тематическое планирование при изучении темы “Площадь многоугольника”.

3 этап.

Тема урока: Площадь многоугольника.

Цели урока:

Обучающая

  • показать практическую значимость изучаемой темы через применение математических знаний для решения задач из повседневной жизни.

Развивающая

  • развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
  • развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
  • развитие коммуникативных умений.

Воспитательная

  • формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, черчению, ИЗО, информатике и риторике;
  • формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
  • формирование реалистичной самооценки своих возможностей;
  • формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;
  • формирование личного осмысления отношения к природному и социальному окружению.

ХОД УРОКА

(В квадратных скобках указаны действия участников и ответы на вопросы)

1. Организационный этап

Добрый день!

Сегодня у нас необычный урок. Необычен он по нескольким причинам.

На уроке присутствуют гости (были приглашены учителя-предметники).

Сегодняшний урок – это заключительный этап нашего проекта “Как провести ремонт в классе?”

И, наконец, вашу работу сегодня будут оценивать две группы экспертов:

  • наши педагоги (представляю педагогов), которые по известной вам схеме оценят работу групп и
  • учащиеся 11 а класса (представляю учащихся), которые уже поработали с собранной вами информацией и попытались сами ответить на последний вопрос нашего проекта: “Сколько стоит ремонт?”.

Итак, в тетрадях запишите дату и тему урока.

2. Повторение

Как вы думаете, без чего нельзя решить практическую задачу?

[Ответы учащихся]

Предлагаю вам с помощью небольшой разминки повторить изученный ранее материал. Представляю эксперта в вопросах теории (этот ученик предупрежден заранее и готовит исторический экскурс по заданной проблеме). Надеюсь, что ему не придется много работать.

[Все вопросы и задания появляются на экране с помощью слайдов мультимедийной презентации]

Что такое площадь?

[По учебнику: площадь многоугольника – это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.

По Словарю юного математика: площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры.]

Площади каких четырехугольников вы умеете вычислять? Запишите формулы для вычисления площадей этих четырехугольников в тетрадь.

[прямоугольник, квадрат]

Назовите основные свойства площадей.

  • Равные многоугольники имеют равные площади.
  • Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
  • Площадь квадрата равна квадрату его стороны.]
  • Какие единицы измерения используются для измерения площадей?
  • Вычислите площадь заштрихованной фигуры.

Задание было представлено в виде мультимедийной презентации, где каждая задача размещалась на отдельном слайде

3. Представление результатов исследования

У вас сегодня было необычное домашнее задание. Для отчета слово предоставляется представителям групп. По завершении отчетов для каждой группы будет сформирован информационный пакет, с которым вам предстоит работать на следующем этапе.

[Слово группам]

Надо отметить, что представление результатов исследования стало очень ярким этапом урока. Группы подкрепляли свои исследования газетами с фотографиями, интервью, рисунками. На выступление каждой группе давалось 2-3 минуты. А весь этап занят 10 минут. Каждая группа имела памятку о том, как правильно составить отчет о проделанной работе (см. Прил.)

4. Практикум

Мы заслушали отчеты групп. Вы хорошо поработали на этапе сбора и анализа собранной информации. Нам остались ответить на последний вопрос нашего проекта “Какова стоимость ремонта класса?”. Что для этого нужно знать?

  • Площадь всех поверхностей согласно плана.
  • Расход краски или извести на 1 м2
  • Стоимость покрасочных и побелочных материалов
  • Количество и стоимость аксессуаров.
  • Стоимость услуг рабочих]

Все эти данные имеются в ваших информационных пакетах. Каждая группа сейчас выполнит оценку одного вида работ без стоимости услуг рабочих. Вычисления можно проводить с помощью МК.

Группа №1 Побелочные работы

Группа №2 Покрасочные работы

Группа №3 Покраска водоэмульсией

[Работа групп]

Каждый информационный пакет содержал инструкцию и памятку по выполнению совместной работы (см. Прил.)

5. Представление результатов работы групп

А сейчас наши эксперты из 11 а оценят правильность выполнения задания и представят общий пакет затрат.

[Слово экспертам. Выступление с использованием слайдов ММП, которую одиннадцатиклассники готовят заранее].

Подведение итогов

Все вы, ребята, видите, что затраты достаточно велики. А как можно уменьшить эти затраты?

[Слово учащимся]

Подведем итоги. Если бережно относиться к имуществу только одного кабинета, можно сэкономить на ремонте рублей. В нашей школе кабинетов. Значит, ежегодно мы могли бы сэкономить рублей, что равно стоимости .

А сейчас оцените свою работу на уроке и сдайте ее экспертам-педагогам.

Оценку за урок вам сегодня поставят эксперты – педагоги.

Оценивание работы учащихся идет по схеме:

  • самооценка + оценка группы + оценка эксперта-учителя
  • К = 3

Пока эксперты работают, я предлагаю вам послушать небольшой исторический экскурс, который приготовил для вас эксперт по теории.

[ Слово эксперту по теории]

А теперь слово нашим экспертам.

[Подведение итогов. Выставление оценок за работу]

Рефлексия

Итак, сегодня прошел необычный урок. Что сегодня было самым главным для вас? А что было самым интересным при работе над проектом?

[Свободный микрофон]

Всем спасибо за работу. ДО СВИДАНИЯ!