Устный журнал "Дню народного единства посвящается"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
  2. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 гг.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

Сценарий устного журнала

Вступительное слово учителя

В этом году 4 ноября наша страна во второй раз отмечает День народного единства. Нам нижегородцам этот праздник особенно близок, т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Сегодня мы перелистаем страницы нашего устного журнала, посвященного Дню народного единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, мы начинаем!

Страница 1. “Россия, Русь! Храни себя, храни!..”

1 чтец.

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.

И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.

2 чтец.

Взбегу на холм и упаду в траву
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов. Видение на холме

Сообщение ученика о Смутном времени.

Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.

В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.

В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.

20 июня 1605 г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий П. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино.

Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибояр-щина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.

После 20-месячной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В начале 1611 г. в Рязани было сформировано ополчение под руководством П. Ляпунова. В него вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. Оно двинулось на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание ее жителей. Начавшиеся разногласия руководителей и убийство казаками Ляпунова привели к распаду ополчения. Оно не оказало существенной поддержки восставшим. Остатки ополчения расположились под Москвой.

Страница 2. “Народное ополчение”

Слайд Текст чтецов
1 1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…
2 Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.
3 В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.
4 Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.
5 Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
6 По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
7 Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.
8 Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.
9 20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.
10 Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.
11 В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!

Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства.

Выступление настоятеля поселкового храма.

Возможен вариант использования картины С. Малиновского

“Нижегородский подвиг. 1611 год”. <Рисунок 1>

Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной:

“В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.

Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху… изображены духовные покровители Нижегородского ополчения… На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходящего, показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозначимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна. Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.

Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.

Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.

Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились в молитвенном предстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.

Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного праздника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен. Всю колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото являет собой незаходящий, “невечерний” свет вечности.

Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: “Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное”.

 Страница 4. “Спасители Отечества”

"Минин и Пожарский". Худ. М.И. Скотти. <Рисунок 2>

Сообщение ученика о Кузьме Минине

Рекомендуем использовать статью о К. Минине из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о Д.М. Пожарском

Рекомендуем использовать статью о Д. Пожарском из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о памятниках народному ополчению

Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Москве. Он был построен на средства князя Д.М. Пожарского в 1618 году. При советской власти разрушен, но сейчас вновь восстановлен.

В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом.

4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала: памятник Минину и Пожарскому все же открыли в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Своеобразным памятником является и картина В.Е. Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, хранящаяся в Нижегородском художественном музее.

3 чтец.

(В качестве музыкального сопровождения звучит сюита Г.Свиридова “Время, вперед!”

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

В.Крючков

Страница 5. Викторина

Вопросы и ответы на них оформлены в виде презентации.

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

2. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

3. Через какие города Нижегородское ополчение в 1612 году не проходило?

А. Через Балахну и Кострому
Б. Через Юрьевец и Ярославль
В. Через Владимир и Суздаль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

5. Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?

А. Боярина
Б. Стольника
В. Думного дворянина
Г. Великого князя Нижегородского

6. Сколько памятников Минину и Пожарскому существует в Нижнем Новгороде?

А. Два
Б. Три
В. Четыре
Г. Пять

7. Кто автор рельефов Минина и Пожарского на обелиске-мече в Нижегородском кремле?

А. З.Церетели
Б. И.П. Мартос
В. Ф.И. Шубин
В. П.К. Клодт

Заключительное слово учителя

В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества!

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.
  2. Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.
  3. Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005.
  4. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.
  5. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.