Пояснительная записка
В рамках регионального эксперимента по предпрофильной подготовке для учащихся 9-х классов вводится курс “Герои России”.
Актуальность идеи эксперимента напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому профилю.
Предлагаемая программа “Герои России” составлена на базе государственной программы по курсу истории Отечества с древнейших времен до наших дней, на основе программы В. Ф. Назарова “История вооруженных сил”, на основе книги И. О. Сурминой “Самые знаменитые герои России” - М. : “Вече”, 2002, и учебных пособий по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил Российской Федерации (Под редакцией: В. А. Золоторева, В. В. Марущенко, С. С. Антюшина. -М. : “Русь-РКБ”, 2000. )
Цели данной программы:
- познакомить молодых людей с героическими страницами нашей истории;
- развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
- выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- способствовать выбору профиля обучения;
- уточнить возможность и готовность ученика осваивать предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т. е. наиболее вероятным предметам будущего профиля;
- способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
- иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
- уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
- иметь опыт исследовательской работы.
Чем содержание курса качественно отличается от базового?
Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по-существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, мысль о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “Отечественная война 1812 г. ”, “Великая Отечественная война” и т. д. А ведь именно эти уроки дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала. При этом стоит напомнить слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”. Данный курс призван эти недостатки компенсировать.
Каким образом выстроена логика подачи материала в программе?
Материал охватывает весь период истории Отечества с древнейших времен до XX века. При этом соблюдается определенная пропорциональность. Программа составлена с учетом временных стандартов по истории, соответствует возрасту учеников 9-х классов.
Программа рассчитана на 16 часов.
Какие виды деятельности возможны в работе с данным курсом?
Целесообразно использовать такие методы, приемы и виды работ:
- проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы, полилога;
- самостоятельная работа учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними задач;
- сообщения как результат проведенных наблюдений;
- дискуссии, активные семинары, круглый стол.
Для занятий используются материалы монографий, энциклопедии, хрестоматийный материал, газетные статьи, книги для чтения по истории Отечества.
Каковы критерии успеваемости учащихся?
Вся деятельность учащегося оценивается по рейтинговой системе.
Сумма баллов, которую набрал ученик за курс, свидетельствует об активности ученика, о его заинтересованности в предмете и об успешности усвоения материала.
Чем завершится обучение на данном курсе?
Оценивание достижений проводится в форме урока-презентации компьютерных проектов по заранее разработанным темам, которые станут достоянием других учащихся, наглядным материалом для проведения уроков.
Структура курса.
1 модуль
План:
- Актуализация ранее полученных знаний и умений. Основные этапы истории Отечества.
- Влияние геополитических факторов на ход истории.
- Героические страницы истории России. (Нашествие монголо-татар на Русь, Куликовская битва. Смутное время. )
Цели:
- Знать основные события и периоды отечественной истории.
- Уметь устанавливать длительность и последовательность исторических событий.
- Уметь соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.
- Уметь группировать исторические события вокруг определенных дат.
- Формировать навыки устанавливать хронологические рамки исторических периодов, соотносить отдельные факты с определенными периодами истории.
2 модуль
План:
- Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г.
- Анализ роли казачества в войнах XVIII и XIX в. в.
- Героизм участников обороны Севастополя.
- Герои Первой мировой войны.
Цели:
- Формирование личностного отношения учащихся к историческим фактам, явлениям, процессам, политическим и государственным деятелям, выработка собственных суждений и оценок.
- Продемонстрировать на практике и закрепить в сознании учащихся мысль о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления.
- Овладеть основными правилами ведения дискуссии: четко и аргументировано высказывать свою точку зрения, уметь выслушать своего оппонента, уважительно относиться к противоположному мнению.
- Формировать умение учащихся находить взаимосвязь между изученными событиями и явлениями, устанавливать историческую закономерность.
- 1Научить излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
3 модуль
План:
- Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.
- Массовый героизм в Великой Отечественной войне.
- Защита проектов учащихся.
Цели:
- Развивать умения изучать и анализировать источники исторической информации, высказывать суждение об их достоверности, ценности; соотносить данные разных источников.
- Сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, выявляя общее и различия; участвовать в дискуссии.
- Приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своей страны.
- Развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
- Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
- Приобрести опыт составления и защиты компьютерных проектов.
Содержание курса и учебная деятельность
Ссылка на цели | Модуль, темы занятий | Кол-во часов | Формы уроков | Образовательный продукт |
№ 1,2,3,4,5, 13,14,15. |
Модуль № 1 1. Актуализация ранее полученных знаний и умений. Основные этапы истории Отечества. |
2 |
Эвристическая беседа по хронологической таблице актуализируемых тем. |
Работа с учебником; решение хронологических задач; конспект таблицы, выполнение теста. |
№ 6,7,8,9,10, 11,13,15. |
2. Влияние геополитических факторов на ход истории. | 1 | Практическая работа. | Анализ содержания исторической карты , работа с хрестоматийным материалом. |
№ 6,7,8,9,10, 13,14,15. |
3. Героические страницы истории России. (Нашествие монголо-татар на Русь). | 1 |
Работа в группах, дискуссия |
Сообщения учащихся, просмотр
видеофрагментов, дискуссия. |
№ 6,7,8,9,10, 13,14,15. |
4. Герои Куликовской битвы |
1 | Работа в группах | Сообщения учащихся, работа с документами. |
№ 4,5,6,7,9, 10,11. 15. |
Герои Смутного времени |
1 | Ролевая игра | Ролевая игра, дискуссия. |
№ 3,4,6,9,12,13, 14,15. |
Модуль № 2 1. Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. |
1 |
Активный семинар | Сообщения учащихся, анализ источников. |
№ 5,6, 7,8,11,12,14, 15. |
2. Анализ роли казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 | Практическая работа. | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. |
№ 11,12,13,14,15. |
3. Героизм участников обороны Севастополя. | 1 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. |
№ 1,6,7,9,10,11, 13,14. |
4. Герои Первой мировой войны. | 1 | Работа в группах | Выпуск боевого листа. |
№ 1,5,6,7,9,10, 11,13. |
Модуль № 3 1. Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. |
2 |
Ролевая игра | Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. |
№ 1,5,6,7,9,10, 11,12,14,15. |
2. Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия |
№ 1,10,11,12,13, 14,15,16. |
3. Защита проектов учащихся. | 2 | Урок-конференция | Защита проектов. |
Ожидаемые результаты.
В результате обучения учащиеся будут
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- О сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- О правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
- О причинно-следственных связях исторических событий;
- Как использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России и других стран;
- Как проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- Как сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
ЗНАТЬ:
- Основные события и периоды отечественной истории;
- О героических страницах и подвигах людей;
- Как составлять сравнительные таблицы и обобщать факты.
- Как составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
- Как соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
- Как классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;
УМЕТЬ:
- Высказывать суждение о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;
- Рассказывать (устно или письменно) о важнейших исторических событиях, их участниках;
- Давать развернутое описание исторических объектов, памятников;
- Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- Называть характерные, существенные черты событий и явлений прошлого;
- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
- Вести дискуссию;
- Соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.
УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ
Литература
- Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
- Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
- Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
- Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
- Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
- Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
- Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
- Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
- Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
- Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
- Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
- Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
- Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
- Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
- Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
- Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
- Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
- Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
- Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
- Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
- Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
- Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
- Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.