Конспект урока математики "Прямоугольные координаты на плоскости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  1. Закрепить у учащихся умения отмечать точки на координатной плоскости.
  2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, воображение, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; повысить интерес к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.

Содержание темы: данная тема по программе 6-го класса любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.

Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний.

Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.

Оборудование. На доске расположены портреты учёных: И. Ньютона, Б. Паскаля, Э. Торричелли. Подготовлены слайды для графопроектора. Сделана выставка творческих работ учащихся.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Закрепление знаний.
  5. Проверка знаний и умений (работа в группах).
  6. Творческое домашнее задание.
  7. Подведение итогов работы.

ХОД УРОКА

1. Мотивационная беседа с учащимися.

В данной беседе сообщается тема урока и его цели. Отмечается значение данной темы.

2. Фронтальный опрос.

  1. Как называются прямые, образующие прямоугольную систему координат?
  2. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости?
  3. Какое название имеют координаты точки?
  4. Расскажите план построения точки в прямоугольной системе координат по её координатам.

Определите координаты точек, изображённых на рисунке (проектируется подготовленный кодокадр).

3. Проверка домашнего задания.

№196 (учебник: Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс.)

Расшифруй имена известных учёных. Прочитай о них в энциклопедии.

На рисунке отмечены точки в прямоугольной системе координат. В верхней строчке таблиц указаны координаты точек, в нижней строчке надо записать буквами точки, соответствующие данным координатам.

Ответ: Ньютон, Паскаль, Торричелли.

Ученики рассказывают небольшие сообщения об учёных. Учитель делает обобщение.

№197а) (учебник: Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс.)

Постройте ломаную линию по координатам её вершин. Что получилось?

Через кодоскоп проецируется результат. Получилась фигура ёжика.

4. Закрепление знаний.

  1. Менее подготовленные ученики работают вместе с учителем на местах и у доски.
    1. Отметьте точку А(-2;-3) и точку В, координаты которой противоположны координатам точки А.
    2. Найдите координаты точки пересечения отрезков АС и ВD, если А(1;6), В(-2;5), С(-3;0). D(2;-3).
    3. Найдите Координаты точки пересечения луча МК и прямой НЕ, если М(-1;6), Н(2;5), К(3;0), Е(-2;3).
    4. Изобразите точки Р(5;-2)и T(-3;6). Найдите координаты точки Е, где Е - середина отрезка РТ.
  2. Сильные учащиеся работают по карточкам или на боковой доске.
    1. На координатной плоскости начертите прямоугольник К(-1,5;-2), Р(-1,5;1), М(3;1). Определите координаты точки Н. Вычислите площадь и периметр прямоугольника.
    2. Даны координаты двух вершин квадрата АВСD: А(-1;-1,5) и В (-1;2). Начертите квадрат АВСD (два случая). Определите координаты вершин С и D. Вычислите площадь и периметр квадрата.

5. Проверка знаний и умений (работа в группах).

Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, в зависимости от уровня подготовленности. Учитель выдаёт карточки с заданиями.

  • Построй ломаную по координатам её вершин: В(-4;0), А(-6;3), С(-3;3), D(-3;5), Р(-1;5), Е(-1;7), Х(0;7), К(1;7), У(1;5), L(3;5), М(3;3), О(5;3), Z(3;0).
  • Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
  1. А(6;-2), В(-6;-2), D(-8;0), С(8;0). Аи С соединить.
  2. Е(-4;0), Н(0;6), Р(4;0).
  3. К(0;7), Х(0;9), М(2;9), У(2;7). К и У соединить. К и Н соединить.
  • Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
  1. А(-9;0), В(-8;-1), С(-6;-2), D(-3;-3), Х(5;-3), У(10;-2), М(-12;-1), Н(13;0). А и Н соединить.
  2. Е(0;0), Р(-10;1). L(0;15), О(12;2). Точки Р и О соединить с точкой Е.
  • Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
  1. Р(-6;-1), О(-6;1), А(6;1), У(4;-1). Точки Р и У соединить.
  2. L(-2;1), Х(-2;2), Н(2;2), V(3;1).
  3. В(5;1), С(4;2), D(2;3), Е(-1;3), К(-2;3), М(-3;2), Т(-5;2). Т и О соединить.
  4. Точку Е соединить с Z(-2;4).

6. Домашнее задание.

№197,б).

Начерти на координатной плоскости фигуру, составленную из ломаных линий, и закодируй её.

7. Подведение итогов работы.

Учащиеся показывают свои получившиеся фигуры.

Учитель делает вывод об усвоении учащимися материала темы.