Цели:
- Закрепить у учащихся умения отмечать точки на координатной плоскости.
- Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, воображение, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; повысить интерес к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы: данная тема по программе 6-го класса любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.
Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний.
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
Оборудование. На доске расположены портреты учёных: И. Ньютона, Б. Паскаля, Э. Торричелли. Подготовлены слайды для графопроектора. Сделана выставка творческих работ учащихся.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Фронтальный опрос.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление знаний.
- Проверка знаний и умений (работа в группах).
- Творческое домашнее задание.
- Подведение итогов работы.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа с учащимися.
В данной беседе сообщается тема урока и его цели. Отмечается значение данной темы.
2. Фронтальный опрос.
- Как называются прямые, образующие прямоугольную систему координат?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости?
- Какое название имеют координаты точки?
- Расскажите план построения точки в прямоугольной системе координат по её координатам.
Определите координаты точек, изображённых на рисунке (проектируется подготовленный кодокадр).
3. Проверка домашнего задания.
№196 (учебник: Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс.)
Расшифруй имена известных учёных. Прочитай о них в энциклопедии.
На рисунке отмечены точки в прямоугольной системе координат. В верхней строчке таблиц указаны координаты точек, в нижней строчке надо записать буквами точки, соответствующие данным координатам.
Ответ: Ньютон, Паскаль, Торричелли.
Ученики рассказывают небольшие сообщения об учёных. Учитель делает обобщение.
№197а) (учебник: Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс.)
Постройте ломаную линию по координатам её вершин. Что получилось?
Через кодоскоп проецируется результат. Получилась фигура ёжика.
4. Закрепление знаний.
- Менее подготовленные ученики работают вместе с
учителем на местах и у доски.
- Отметьте точку А(-2;-3) и точку В, координаты которой противоположны координатам точки А.
- Найдите координаты точки пересечения отрезков АС и ВD, если А(1;6), В(-2;5), С(-3;0). D(2;-3).
- Найдите Координаты точки пересечения луча МК и прямой НЕ, если М(-1;6), Н(2;5), К(3;0), Е(-2;3).
- Изобразите точки Р(5;-2)и T(-3;6). Найдите координаты точки Е, где Е - середина отрезка РТ.
- Сильные учащиеся работают по карточкам или на
боковой доске.
- На координатной плоскости начертите прямоугольник К(-1,5;-2), Р(-1,5;1), М(3;1). Определите координаты точки Н. Вычислите площадь и периметр прямоугольника.
- Даны координаты двух вершин квадрата АВСD: А(-1;-1,5) и В (-1;2). Начертите квадрат АВСD (два случая). Определите координаты вершин С и D. Вычислите площадь и периметр квадрата.
5. Проверка знаний и умений (работа в группах).
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, в зависимости от уровня подготовленности. Учитель выдаёт карточки с заданиями.
- Построй ломаную по координатам её вершин: В(-4;0), А(-6;3), С(-3;3), D(-3;5), Р(-1;5), Е(-1;7), Х(0;7), К(1;7), У(1;5), L(3;5), М(3;3), О(5;3), Z(3;0).
- Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
- А(6;-2), В(-6;-2), D(-8;0), С(8;0). Аи С соединить.
- Е(-4;0), Н(0;6), Р(4;0).
- К(0;7), Х(0;9), М(2;9), У(2;7). К и У соединить. К и Н соединить.
- Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
- А(-9;0), В(-8;-1), С(-6;-2), D(-3;-3), Х(5;-3), У(10;-2), М(-12;-1), Н(13;0). А и Н соединить.
- Е(0;0), Р(-10;1). L(0;15), О(12;2). Точки Р и О соединить с точкой Е.
- Изобразить фигуру на координатной плоскости, последовательно соединяя точки.
- Р(-6;-1), О(-6;1), А(6;1), У(4;-1). Точки Р и У соединить.
- L(-2;1), Х(-2;2), Н(2;2), V(3;1).
- В(5;1), С(4;2), D(2;3), Е(-1;3), К(-2;3), М(-3;2), Т(-5;2). Т и О соединить.
- Точку Е соединить с Z(-2;4).
6. Домашнее задание.
№197,б).
Начерти на координатной плоскости фигуру, составленную из ломаных линий, и закодируй её.
7. Подведение итогов работы.
Учащиеся показывают свои получившиеся фигуры.
Учитель делает вывод об усвоении учащимися материала темы.