Тип урока. Дискуссия.
Цель: создать педагогические условия для осознания личной ответственности за состояние природы.
Задачи:
- активизировать понятия “замкнутый круговорот”, “биосфера”, “заповедник”;
- стимулировать формирование личной ответственности в процессе определения и защиты своего мнения;
- формировать способность к рефлексии;
- воспитывать умение вести учебный диалог;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- видеофрагмент “ Экология - жизнь”;
- карточки с цитатой; названием темы; основных понятий: биосфера, экосистема, заповедник, экология;
- правила проведения дискуссии;
- два костюма ворон: ободок с клювом, черный платок;
- карточки для рефлексии;
- набор предметов: пакеты из-под чипсов и молока, пластиковая бутылка, картонная упаковка, стеклянная бутылочка, баночка из металла;
- сигнальные карточки – светофоры;
- карточки с заданиями для подготовки к дискуссии;
- карта Свердловской области с указанием заповедников;
- выставка книг по теме.
Подготовительная работа:
- разучить стихи;
- подготовить инсценирование;
- выполнить задание.
Задано: подготовиться к дискуссии по теме
“Как нам жить?”
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса.
Аргумент – довод, доказательство.
Учащиеся делятся на две команды.
Первая команда – представители движения зеленых, которые призывают людей бережно относиться к природе. Они высказывают аргументы за такой стиль жизни, при котором природные богатства сохраняются. Представители зеленых предлагают сократить потребление воды, не использовать упаковочные материалы из полиэтилена. Команда зеленых черпает свои аргументы из учебника и дополнительной литературы.
Вторая команда – представители движения в защиту потребителей. Они считают, что все люди должны иметь блага, предоставляемые цивилизацией. Обилие воды в современной квартире позволяет соблюдать гигиенические процедуры, упаковочные материалы позволяют изолировать продукты питания от бактерий и грязи. Команда черпает свои аргументы из собственного опыта жизни в современном мире и дополнительной литературы.
Вопросы для дискуссии:
Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченном количестве? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?
Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы.
1. Орг. момент.
Приветствие.
Настрой учащихся на удачу.
Правила проведения дискуссии.
1) Дать слово всем желающим.
2) Обосновывать своё мнение.
3) Не отступать от темы.
4) При обсуждении в малых группах распределить роли.
5) Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.
2. Актуализация знаний.
Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент “Экология-жизнь”
Как разрешить противоречия между нашими потребностями и возможностями природы?
“Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди” (Н.Сладков)
3. Публичное обсуждение проблемы.
Сколько нас людей на планете?
Сколько в городе? (92 тыс.)
Что нам всем необходимо для жизни?
(Дети перечисляют, учитель фиксирует на доске)
Материал для учителя.
Для жизни необходима вода. Без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Человек сам на 90% состоит из воды. Сколько воды нужно человеку? Для нормального функционирования нашему организму каждый день требуется не меньше 2,5 л воды, поступающей извне.
В день на человека:
- мытьё рук, не закрывая кран, - 6-8 л;
- чистка зубов, не закрывая кран, - 6-8 л;
- ополаскивание унитаза – 15 л. за один спуск,
- душ – 15-20 л/мин.,
- ванна – 150 л.
Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы – 1500 тонн воды.
Для изготовления 1 тонны кирпича – 2 тонны воды.
Для выплавки 1 тонны металла – 300 тонн воды.
Пресной воды, пригодной для питья, на Земле всего 2,5% от общего количества природных вод. Но для нормальной жизни нужна чистая вода, иначе она принесет вред организму человека.
Для жизни необходим чистый воздух.
А откуда мы берем ресурсы, чтобы это все было у нас?
(у природы)
А что мы возвращаем?
Материал для учителя.
На Земле всё меньше и меньше становится пресной (питьевой) воды.
А что отдаем взамен?
Мусор, многокилометровые нефтяные разводы, отходы жизнедеятельности, которыми устлано дно.
При использовании воды в промышленности в неё попадают ядовитые примеси. Эту воду сливают в реку, озеро или пруд, там вода становится ядовитой. В загрязнённых водоемах гибнет все живое.
10млн. человек ежегодно гибнут из-за зараженной воды, 30% населения Земли столкнется с нехваткой пресной воды к 2005 г.
По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов.
Большой вред приносят также выхлопные газы автомашин.
1 автомобиль в год поглощает 10 т кислорода, а выделяет 1 млн 700 тыс т. вредных веществ.
Ну, а сейчас поговорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома,
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров,
Забот об этом мало.
Классификация мусора.
- Рассмотри предметы.
- Определи материал, из которого они сделаны.
- - Отберите те, которые разрушаются природой.
- Почему природа их может разрушить?
- Из чего сделаны оставшиеся предметы?
- Может ли природа их разрушить? Почему?
- Значит надо запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?
Материал для учителя.
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы назвать положительные и отрицательные свойства пластиков, разновидностью которых является полиэтилен и другие упаковочные материалы.
Пластики (пластмассы) - это самые универсальные материалы за всю историю техники, Слово "пластик" происходит от греческого р1аз111<о5, что означает "пригодный для лепки". Пластики произвели настоящий переворот в науке и технике, в жизни людей. Пластики применяются всё шире, однако возникают опасения по поводу их воздействия на окружающую среду, поскольку пластмассы не способны к быстрому биологическому разложению.
Полиэтилен - это один из видов пластиков. Полиэтилен прочен, эластичен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим веществам. Полиэтилен и другие пластмассы являются продуктами, получаемыми в процессе переработки нефти. Полиэтилен используется не только для упаковки пищевых продуктов, изготовления пакетов и пластиковых бутылок, но и в производстве труб, емкостей, технических волокон, для изоляции электрических кабелей и многого другого.
Другой вид пластика - пенопласт - лёгкий материал с хорошей тепло-, звуко- и электроизоляцией. Он используется для упаковки бытовой техники, применяется в строительстве в качестве теплоизоляции.
Пластмассы так прочно завоевали современный мир, что, кажется, трудно придумать для них новые области применения. Но несмотря, на все преимущества, пластики несут с собой серьезную проблему - их абсолютная стойкость означает, что они много лет сохраняются в окружающей среде (порядка 500 лет) и, если их не утилизировать (перерабатывать), наносят серьезный ущерб живой природе. Для примера: по оценкам специалистов, около четверти всех морских птиц глотают пластмассовые остатки.
Я считаю, что в наше время невозможно обойтись без полиэтилена и других пластиков, невозможно запретить их использование. И чтобы свести к минимуму вред, наносимый данными материалами окружающей среде, я вижу два пути.
Во-первых, необходима обязательная утилизация пластиковых отходов - после переработки из них снова делают полезные товары. Но для решения этой проблемы необходимо не только строительство заводов по переработке пластиковых отходов, но и перестройка сознания людей. То есть человечество должно понять необходимость более ответственного отношения к проблеме отходов. Так, в ряде европейских стран существует практика разделения бытовых отходов - стеклянные, пластиковые, бумажные и другие отходы складываются в разные контейнеры, а затем утилизируются.
Интересный факт: в Японии, где при большом населении остро существует проблема территорий, из мусора после его специальной переработки "строят" целые искусственные острова.
Второй путь - это создание биоразлагающихся пластиков. Так, например, возможно добавление гранул крахмала. Когда такой пластик попадает в почву, гранулы впитывают воду и расширяясь, разрывают пластмассу на очень мелкие кусочки. Бактерии, питающиеся пластмассой, гораздо быстрее "съедят" такой мусор. Но внедрение таких пластиков в нашу повседневную жизнь - дело будущего.
Понимая, что без природы мы не можем жить, и что мы её засоряем, можем ли мы что- нибудь сделать для её сохранения?
А что родители могут сделать?
(рассказ ученика о заповедниках Свердловской области)
Материал для учителя.
Все фабрики и заводы должны иметь установки для очистки воды. Все вредные примеси остаются на специальных фильтрах, а прошедшая через них вода возвращается в водоемы чистой.
Существуют системы очистки с помощью живых организмов. Как правило, они представляют собой резервуары, заполненные пористым материалом (чаще всего —шлаком), через который фильтруются загрязненные воды. Вы спросите: при чем же здесь живые организмы? А вот при чем: в этих системах предусмотрено, чтобы в толще шлака развивались микроорганизмы, образующие своеобразную живую пленку. Эти неутомимые труженики осаждают, окисляют и превращают в нерастворимые минералы многие вредные вещества, содержащиеся в сточных водах и промышленных выбросах.
Столь интересное решение было подсказано самой Природой. В ее огромнейшем “хозяйстве” есть природные “фильтры” — это некоторые моллюски, мшанки и планктон, выполняющие функции “очистительных систем”. Они так усердствуют, будто только для того и существуют, чтобы очищать воду. Нехитрый секрет заключается в том, что они питаются, пропуская через себя очень много воды и извлекая из нее питательные вещества. Этими “питательными” веществами, как правило, является нечто вредное для человека. Так, например, один из микроскопических рачков может очистить за сутки до двух литров воды. А вы только представьте, сколько таких рачков на одном квадратном метре дна водоема!
Сократить водопотребление, поставив счетчики.
Использование разной воды для разных целей.
Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, способные улавливать золу, сажу, пыль и вредные газы. А ведь эти ядовитые вещества могут приносить пользу. С их помощью делают различные материалы, нужные людям, например, цемент, краски, многие химические вещества.
Для передвижения использовать велосипед.
Не курить.
Вторично использовать ресурсы: собирать и перерабатывать макулатуру (чтобы сберечь лес) и металлолом (чтобы меньше добывать руду)
Вывод: человек для удобства и гигиены изобрел различные упаковочные материалы, которые природа с помощью разрушителей переработать не может или делает это столетиями, выделяя вредные вещества. Следовательно, человеку самому надо помочь природе. Использовать очистные сооружения и улучшать систему фильтрования, чтобы отходы не попадали в биосферу.
Ребята приготовили для вас интересную сценку о том, как видят эту ситуацию две представительницы животного мира с высоты своего полёта.
Автор. Летели две вороны на большое поле — обедать. Пролетали над речкой. А там как раз фабрика построена была. Смотрят вороны вниз.
1-я ворона. Что это за странные сооружения на берегу реки?
2-я ворона. Это очистные сооружения. Они воду очищают, которая из фабрики в реку сливается.
1-я ворона. А зачем эту воду очищать?
2-я ворона. Эта вода на фабрике в производственном процессе участвовала. В ней теперь много всяких ядовитых примесей. Если её просто так в речку вылить, там вся рыба передохнет.
1-я ворона. Выходит, люди берегут воду?
2-я ворона. Конечно, им чистая вода не меньше чем нам нужна — и для питья, и для готовки, и для мытья, и для купания. Да и рыбу они любят.
1-я ворона. И что, они всегда грязную воду очищают, прежде чем в речку слить?
2-я ворона. К сожалению, нет. Часто люди загрязняют реки, озёра, пруды, даже моря и океаны. От этого страдают животные и растения и в конечном счёте сами люди.
1-я ворона. А люди только воду очищать должны?
2-я ворона. Нет, надо ещё и чистоту воздуха беречь. Дым из труб заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей сильно его загрязняют. А ведь воздухом дышат и люди, и растения, и животные, и мы, птицы.
1-я ворона. И как люди берегут воздух?
2-я ворона. На заводах и фабриках специальные установки улавливают золу, сажу, пыль и вредные газы. Причём эти ядовитые вещества могут приносить пользу. Их перерабатывают в различные материалы, нужные людям. Например, в цемент, краски, многие химические вещества.
1-я ворона. За разговором мы уже и до поля долетели.
2-я ворона. Кстати, люди также должны и почву охранять. Иначе всем голодно будет — и им, и нам.
1-я ворона. А почву-то как охраняют?
2-я ворона. Правильно используют, берегут от размывания талыми водами и ливнями, не отравляют минеральными удобрениями.
Автор. Вороны опустились на поле и стали зёрна из колосков выклёвывать. Они рады были, что на этом поле люди почву сберегли.
Ребята, кто знает как называется наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)
Вообще, в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы, с которых живем, -
Начав с пропитанья, кончая углем.Все это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
“Что нынче посеем, то завтра пожнем.”Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьез.
4. Подведение итогов дискуссии.
- Как человек должен вести себя в биосфере?
Чтобы предотвратить гибель биосферы – нужно приспособиться к природе, научиться её не нарушать.
Восстанавливать то, что погублено, испорчено, уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, создавая заповедники – территории, на которых запрещена или сильно ограничена хозяйственная деятельность; в национальных парках порядок охраны экосистем менее жесткий.
5. Рефлексия “Волшебная лестница знаний”
- Довольны ли вы дискуссией?
- Имел(а) ли ты шанс принять участие в обсуждении?
- Определите на какой ступени знаний вы находитесь.
Литература.
- // Воспитание школьника №7-2005
- // Детская энциклопедия. № 1,5 – 2004
- Левитман М.Х.. Экология-предмет: интересно или нет? С-П-2001.
- Литература (газета) №37-2003
- Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Окружающий мир, ч.2.М. 2003
- // Читаем, учимся, играем. № 2-2005