Формирование основ экологической культуры старших дошкольников посредством построения тематического дня

Разделы: Работа с дошкольниками


Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Любовь и бережное отношение к своей малой Родине, понимание значимости всего, что происходит на земле, которой ты живёшь – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Формирование привязанности к родной земле зависит от воспитания подрастающего поколения. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

В муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа – детский сад №1” города Ангарска Иркутской области создана и реализуется авторская программа-руководство для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Открытие мира ребенком”

Авторский коллектив МОУ “НШДС№1” - Койсина Т.М., Бекешко О.Н., Румянцева Е.Н., Губарева А.П., Соколова Л.В.

Программа нацелена на гуманизацию личности, формирование Я-концепции ребенка и взрослого. Ориентирована на целостный подход в организации жизнедеятельности детей, эмоционально-образное восприятие мира, учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, живущих в едином образовательном пространстве комплекса.

Программа построена на гуманистической философии образования и воспитания и включает три аспекта:

  1. взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к саморазвитию и творчеству;
  2. взгляд на образование как на жизненную потребность, способствующую саморазвитию;
  3. взгляд на мир как на целостную и гармоничную систему.

Программа построена по принципу тематической развивающей игры, в которую включены все виды деятельности, используемые детьми дошкольного возраста.

В течение дня в группах все условия для самостоятельного открытия ребенком.

План построения единого тематического дня на тему “Моя малая Родина. Озеро Байкал”

ЦЕЛИ:

1. Обеспечить познавательную активность и самостоятельность усвоения краеведческого материала.

2. Продолжить знакомство с природной достопримечательностью Сибири – озером Байкал.

3. Воспитание чувства гордости и любви к родному краю, где дети родились и живут.

4.. Развитие эстетического восприятия красоты озера (желание слушать и воспринимать музыкальные и литературные произведения).

5. Формирование основ экологического сознания, бережного отношения к экосистеме озера.

6. Развитие речевых умений.

7. Учить ориентироваться по карте.

Воспитание и обучение детей в течение дня проходит через различные виды деятельности: игровой, изобразительной, речевой, театрально-музыкальной, трудовой. Используются методы: РТВ, ТРИЗ, моделирование, проектирование.

В группе собран материал для построения единого тематического дня по теме “Моя малая Родина”:

  • в книжном уголке подобрана библиотечка с литературой об экосистеме сибирского региона, особенно озера Байкал, детский журнал “Сибирячек”, легенды, сказки, стихи;
  • подобран иллюстративный материал (слайды, рисунки, фотоальбом, картины, карты);
  • дидактические игры экологического содержания;
  • картотека подвижных игр народов Сибири;
  • картотека блюд сибиряков;
  • куклы в традиционных нарядах;
  • в природном уголке макеты тайги, озера Байкал, выставка природных ископаемых сибирского региона;

Утром детей встречает - силуэт мальчика или заранее подготовленный учащийся начальной школы (Изобразительный, находчивый, любознательный, этот образ с детьми уже 3 года). Сибирячек приглашает в путешествие по карте Иркутской области (используется карта Иркутской области и карта озера Байкал). Дети вместе с воспитателем и Сибирячком "путешествуют" по карте. Сибирячек приглашает их посетить знакомые города, если могут прочитать на карте названия городов, рассказать об особенностях городов Иркутской области.

1 занятие.

Дети входят в музыкальный зал. ( Зал оформлен иллюстрациями, фотографиями, экспонатами на тему “Байкал”. На экране показываются фрагменты фильма о Байкале). Педагог приглашает их в одно из замечательных мест Иркутской области.

"Представьте, что сейчас мы находимся на берегу огромного, огромного... Чего? Что у нас в Сибири является жемчужиной? (ответы детей, что это озеро Байкал). Посмотрите, как огромен и могуч Байкал.

Вы слышите, как плещутся его волны. (Звучит музыка - “Шехерезада” Римского-Корсакова) На фоне музыки идет рассказ педагога

"Святое море", "Святая вода" - так называли Байкал с незапамятных времен. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени исконного величия и заповедного могущества Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал, как спокойно плещутся его волны. Вот одна и другая.

Заиграл ветерок с волной, погнал ее на прибрежные камни.

Бежит волна, торопится, но вот ударилась о скалу и рассыпалась хрустальными каплями. (Дети слушают фрагмент музыки).

Не всегда озеро такое спокойное, прилетят сюда ветры: “Кул-тук”, “Сарма” или “Баргузин” со своей силой; грозен, становится Байкал, немало беды способны натворить его волны. (Сменяется музыкальная картинка). Все, кто бывает на Байкале, узнают легенду (музыка дополняет рассказ).

"Богатырь Байкал", Г. Кунгуров, "Сибирячек" N 1, Иркутск, 1987.

В старые времена Байкал - море Байкал - был весел и добр.

Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем светла, светлее неба, ночью темна, темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами.

Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеокая Ангара: - Отец, я умираю от жажды, прости меня, дай мне воды...

Байкал гневно крикнул:

- Я могу дать только свои слезы!

Так и течет Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаманским камнем.

(Дети до конца прослушивают фрагмент музыки).

Много интересных мест на Байкале. Сибирячек рассказал нам, что в Байкал впадает 336 рек, а одна вытекает. Какая? Есть на Байкале остров Ольхон, бухта Песчаная и много других мест. Водится на Байкале замечательное животное - нерпа, в Байкале водится рыба омуль, есть такая рыбка голомянка, которая может растаять на солнце, т.к. состоит из жира.

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминая некоторые музыкальные эпизоды (иллюстрации из альбома "Байкал". Издательство "Планета", М., 1990 г.) Педагог предлагает послушать песню "Славное море - священный Байкал".

Физ. минутка "Покажите, как плещутся волны на озере".

Дети выполняют движения под музыку с лентами.

Педагог приглашает детей собраться вокруг силуэта озера Байкал, лежащего на полу (склеен из листов ватмана).

Спит Байкал под снежным покрывалом. Как его нам разбудить?

Может, Сибирячек нам поможет. (Сибирячек предлагает детям показать, какая вода на Байкале). Детям предложены кисти, вата, кусочки губки, вода, акварель. Объясняется педагогом прием размывания акварели. Каждый ребенок выбирает участок на макете и закрашивает его. (Дети работают на полу. Звучит музыка.) Сибирячек помогает. Когда весь макет будет заполнен акварелью, дети покидают зал.

Во второй половине дня дети заполнят озеро обитателями, нарисованными или вырезанными из картинок (аппликацией).

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ:

- Смотри, Сибирячек, как хороша земля:
Поет о чем-то лес, ветвями шевеля,
И слышен шорох трав, на них горит роса,
И рокот ручейков, и птичьи голоса...
- Смотри, Сибирячек, чуть видною тропой
Олени по тайге идут на водопой
Туда, где синеву пол солнцем расплескал,
Как сказка наяву - наш чудодей - Байкал.
- Смотри, Сибирячек, как величав простор,
Какой чистейший снег одел вершины гор,
Как молода земля по имени Сибирь!

"Сибирячек" N 1, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.

2 занятие

Дети сидят в группе за столами - 2 команды

"Где мы сейчас побывали? Что это за чудесное озеро?" Ответы детей по содержанию предыдущего занятия.

"Зачем нам это озеро? Может, лучше, чтоб его не было? Не будет больших волн, землетрясений. (Ответы детей о необходимости озера: очень чистая вода; можно ездить отдыхать; больше такого нет нигде; можно ловить там рыбу и т.д.)

Педагог предлагает решить экологическую проблему:

Задание 1.

"На Байкале стоит завод, где делают бумагу, но он очень, очень вредит озеру. Гибнет рыба, болеют животные. Как же нам быть? (Дети предлагают: закрыть завод). А как же быть с бумагой, на чем мы будем рисовать, из чего будут делать книжки? (Дети думают над этой проблемой. Следуют ответы: его надо перенести в другое место; придумать другой завод; закрыть его совсем).

Эту проблему воспитатель предлагает оставить на будущее. Не забывая о ней сейчас, подумать вместе с родителями.

Задание 2

На карточках написаны названия животных, рыб, живущих на Байкале. (Дети читают при помощи воспитателя по слогам).

нер-па, со-боль, о-муль, лось, кро-ко-дил, сиг.

Какое животное не живет на Байкале? Почему? А как сделать так, чтобы оно смогло жить у нас?

Задание 3

Мы узнали, кто живет на Байкале и какая водится рыба. Задание двум группам детей. Первая группа решает задачу, чем ловить рыбу? Вторая группа - на чем ловить рыбу. (Используется системный оператор (ТРИЗ), обязательно помогает педагог).

Дети самостоятельно заполняют клеточки рисунками. Обе группы вместе рассматривают решение заданий.

Задание 4

"Мы решили, какую рыбу будем ловить, чем ловить и на чем ловить. Теперь задание рыбакам: какую рыбу они поймали? В ведерках на столе находятся буквы и цифры. Составить из букв название рыб (знакомых детям).

СИУАЬГКЛЩОМ (сиг, щука).

Сосчитать и показать цифрой, сколько гласных в названии и согласных.

Задание 5: подготовка руки к письму.

"Как много рыбы наловили рыбаки, только не похожа она на рыбу почему-то". Заполнить силуэты рыб чешуей. В конце занятия Сибирячек угощает детей настоящим омулем.

Завершается занятие обобщением того, что дети узнали сегодня, какие проблемы решали, как планируют продолжить сегодняшний день.

На прогулке дети играют в подвижные игры народов Сибири. Ведут наблюдение за растениями. Собирают растения для гербария.

II половина дня

Дети заселяют Байкала обитателями, подготовленными в утренний отрезок времени (аппликация). Проведение экскурсий для детей других групп и младших школьников. Рисование плакатов на тему сохранения чистоты озера Байкал.

Подготовка к семейному вечеру “К нам гости пришли, дорогие пришли…” Родители рассказывают об особенностях сибирской кухни, путешествиях по озеру Байкал.

Планирование совместной поездки и экскурсии на озеро Байкал с посещением Лимнологического института, нерпинария и других интересных мест.