Моделирование процесса функционирования и взаимодействия субъектов образовательного процесса по реализации задач социализации личности обучающегося

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Моделирование образовательных процессов с позиции менеджмента в образовании является одной из ключевых компетенций любого субъекта управления. Поэтому интересно, на наш взгляд, рассмотреть проблему социализации личности с позиций управления через призму моделирования данного процесса.

Актуальность заявленной темы очевидна. Академик РАО М.М. Поташник в своей практикоориентированной монографии “Управление качеством образования” писал о необходимости научиться каждому субъекту образовательной деятельности правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те или иные ситуации, условия, системы в образовательном процессе. Моделирование как метод прогнозирования является научным методом и ему можно и нужно учиться и уметь применять в управленческой деятельности. Моделирование любого аспекта образовательного процесса – продуктивный метод, имеющий конечный продукт мыследеятельности – модель. Так, нам всем предстоит использовать этот метод при подготовке программы развития образовательного учреждения, когда мы будем описывать модель будущего состояния ОУ. Что касается практической направленности заявленной темы, то она может стать темой педсовета или научно-методического совета в форме организационно-деятельностной игры или мозгового штурма.

Поэтому рассматривать мы будем процедуру моделирования как технологический процесс.

1) Итак, первый шаг. Приступая к решению той или иной проблемы, мы сначала должны обратиться к методологии вопроса. И начинаем мы обычно с понятийного аппарата. Так, в тезаурус к заявленной теме войдут такие понятия, как:

моделирование субъекты образовательной деятельности
социализация социальные компетенции
личность социально значимые качества личности
взаимодействие мониторинг

и другие.

Очень важно добиться того, чтобы и педагоги, и управленцы говорили на одном языке, вкладывая в слова, а потом в действия одинаковый смысл. Учитывая, что некоторые понятия только начинают входить в образовательную практику, следует серьезно поработать над этим этапом, чтобы выбрать и опираться потом только на те дефиниции, которые отражают общее понимание не только на уровне школы, но и района/города. В качестве примера можно привести термины “мониторинг”, “компетенция”, “социализация”, которые имеют в педагогической литературе несколько толкований, разные аспекты у разных авторов.

Я использую несколько словарей, делаю выписки из журнальных статей, обязательно составляю электронный вариант тезауруса к разным проблемам.

2) Второй шаг. Нельзя моделировать то, чего не знаешь, как следует. Исходя из данного тезиса, необходима работа по изучению объекта моделирования. Согласно нашей темы, должны быть:

  • изучены вопросы, касающиеся социализации личности (эта работа может быть проведена в форме научно-методического семинара, круглого стола, разработки методических рекомендаций к данной проблеме, составления списка литературы и т.д.);
  • обоснованы и аргументированы задачи социализации личности (можно использовать комментирование задач в устной или письменной форме);
  • всесторонне рассмотрен и осознан процесс функционирования и взаимодействия субъектов образовательного процесса (в форме теоретического занятия);
  • изучены вопросы (на практикумах), связанные
  • с формальной организационной структурой ОУ (т.е. должны быть рассмотрены действующие вертикальные и горизонтальные связи + обратные связи)
  • с организационной культурой ОУ (т.е. реально действующих, бытующих в ОУ ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, поведенческих привычек, правил общения и взаимодействия).

Два этих понятия – одни из важнейших понятий современной теории организации и менеджмента, поэтому их нельзя игнорировать.

3) Третий шаг. Поскольку моделирование основывается на исследовательских данных о состоянии объекта, то нам необходимо получить такие обобщенные данные. Для этого необходимо либо специально организовать такие исследования, либо взять их из анализа деятельности (т.к. они касаются ребенка, результатов образовательной деятельности, условий образовательного процесса), либо и то, и другое вместе.

Первый, второй и третий шаги – это предварительная работа, которую необходимо планировать, т.к. она требует достаточно больших временных и мыследеятельностных затрат.

4) Четвертый шаг. Непосредственное моделирование. На данном этапе коллективно в группах мы определяем составляющие модели. При этом очень важно помнить, что системообразующим ядром модели будут задачи (а, если бы таковые отсутствовали, тогда – цель, которая, как и задачи, должна быть операционально, т.е. предельно конкретно, задана).

Составляющими модели наряду с другими будут:

  • вычленение субъектов образовательного процесса, задействованных в реализации задач социализации личности и
  • определение их функционирования через вертикальные связи (функционал), т.е. какой вид деятельности осуществляет, и взаимодействия через горизонтальные связи, т.е. где и в чем пересекаются и как осуществляется обратная связь (как пример – схема взаимодействия педагога-психолога, руководителя клуба “Русский мир”);
  • моделирование форм организации и взаимодействия (т.е. основных ключевых дел) в учебной и воспитательной деятельности, в дополнительном образовании или на основе интеграции всех видов деятельности;
  • моделирование способов деятельности (т.е. технологий) (например, технология КСО, коллективно-групповая деятельность) (литература, математика, музыка); проектная методика, в том числе социальное проектирование (русский и иностранный языки, дополнительное образование); дистанционное обучение (информатика), рефлексия (химия, литература).
  • моделирование мониторинга процесса и результатов социализации личности через параметры, критерии и ожидаемые результаты.

Достаточно ли пяти составляющих? В менеджменте употребляется такой термин как “мягкое” моделирование. Модель не должна быть перегружена. Нужно помнить предостережение Л.С. Выготского, относящееся к “понятию”, но легко переносимое и на категорию “модель”: если объем понятия или его замысла растет и излишне детализируется, то его содержание стремится к нулю.

Моделирование – сложная работа. Но, пройдя этот сложный процесс, понимаешь, что ты только в начале пути, помните, как сказал М.Ю. Лермонтов: “Воспитывать теперь самая трудная вещь. Думаешь: Ну, все теперь кончилось! Не тут то было: только что начинается!”. Эти слова можно полностью отнести и к нашей проблеме.