Урок — общественный смотр знаний по геометрии "Решение треугольников". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели:

  • Систематизировать и обобщить изученный по теме материал.
  • Обучать самостоятельно применять знания в нестандартных ситуациях.
  • Обеспечивать развитие познавательного интереса учащихся.

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Вид: урок-смотр общественных знаний

Метод: частично-поисковый

Оборудование: магнитофон

Наглядный материал: карточки для фронтального опроса, запись математического диктанта.

План урока:

1. Математический диктант

2. Фронтальный опрос

3. Письменная работа.

4. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас гости. И мы с вами попытаемся сегодня провести небольшой смотр знаний по теме “Решение треугольников”. На уроке будут проведены три различных рода работы:

1) диктант (вы будете писать ответы через копирку на листочках);

2) устные ответы на вопросы, которые будут заданы мной; в это время трое из вас будут готовить ответы по карточкам;

3) Письменное задание по карточкам всему классу.

В выставление оценок мне помогут наши гости. Им будут розданы оценочные листы с вашими фамилиями. (Каждая работа оценивается по пятибалльной системе, а затем найдя среднее арифметическое легко оценить вашу работу на уроке.)

II. Математический диктант.

(магнитофонная запись мужской голос – I в; женский голос – II в.)

Две стороны треугольника соответственно равны с и d. Чему равна третья сторона этого треугольника, лежащая против угла в 120°? [60°]?

Какие значения может принимать угол треугольника, лежащий против стороны a, если квадрат этой стороны меньше суммы квадратов двух других сторон? [если квадрат этой стороны равен сумме квадратов двух других сторон?]

Не вычисляя градусную меру ни одного угла треугольника, определите вид треугольника (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный), если даны его стороны: 5, 7, 11? [3, 9, 8?]

В треугольнике MNK угол M < угла N < угла K. Запишите в порядке убывания стороны треугольника. (Сторона MN > NK > MK? Запишите в порядке возрастания углы треугольника).

Внимание! Общее задание для двух вариантов.

Напишите правильно слова:

  • медиана
  • биссектриса
  • параллелограмм
  • проекция

III. Устная фронтальная проверка.

(в это время трое учеников готовятся к ответу по карточкам)

  1. Можно ли вывести теорему Пифагора из теоремы косинусов?
    (Да, если угол между сторонами равен 90°, то cos 90° = 0, следовательно c2 = a2 + b2 )
  2. Укажите способ доказательства теоремы Пифагора, отличный от того, который дан в учебнике.
    (Можно, используя теорему косинусов c2 = a2 + b2- 2ab * cos 90°.
    Можно, используя скалярное произведение векторов и правило разности векторов).
  3. В треугольнике ABC угол В тупой. Какая из сторон a, b, с наибольшая? Почему? (b, так как против больший стороны лежит больший угол)
  4. Назовите в порядке убывания углы треугольника ABC, если AC > AB > BC. (угол A< угол B< угол C)
  5. Чему равны отношения sin/a и sin/b в прямоугольном треугольнике, если < 90° и < 90° (sin /a * sin/b * 1/c)
  6. Каким может быть угол при вершине равнобедренного треугольника, если его основание меньше боковой стороны? Ответ обосновать. (острым)
  7. В треугольнике ABC AB2=AC2 + BC2. Докажите, что треугольник прямоугольный. (AB – гипотенуза;AB2=AC2 + BC2 – 2AC*BC*cosC, если cosC = 0, т.е.C = 90°)
  8. Чему равна сумма квадратов диагоналей ромба со стороной a? (c2 + d2 = 4a2)

IV. Ответы по карточкам

1. Сформулируйте и докажите теорему косинусов для треугольника AKP.

2. Докажите справедливость равенства a/sin A = b/sin B для треугольника ABC, А = 90°.

3. Докажите, что против наименьшей стороны треугольника лежит острый угол, а в равнобедренном треугольнике против равных углов лежат равные стороны.

(а < b —> a/sin = b/sin —> sin < sin —> <

а = b —> a/sin = b/sin —> sin = sin —> = )

4. Из трех стержней длиной 2 м; 0,8м и 1,6м требуется изготовить треугольную конструкцию, сварив их концы. Докажите, что это возможно.

По Т.6.3 (неравенство треугольников) 2 + 0,8 > 1,6

2 + 1,6 > 0,8

0,8 + 1,6 > 2

V. Итог урока.

Сегодня мы с вами полностью обобщили и повторили теоретический материал по теме “Решение треугольников” на следующем уроке продолжим. А сегодня спасибо вам за работу.

Дома ещё раз просмотрите §109–§111, обо всем ли мы с вами поговорили.

VI. Домашнее задание: §109 - §111, №6