Приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре остается одной из важнейших задач музыкального образования. Обогащение новыми культурными ценностями учащихся на уроках музыки требуют от учителя новых подходов и нового мышления.
Современная школа отходит от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной школе, целью которого является воспитание человека, способного к культурному созиданию, к творческому диалогу с природой, социумом. Это связано с использованием культурологического подхода к формированию содержания.
Необходимость переосмысления культурного опыта прошлых веков ставит задачи разработки в системе школьного образования и воспитания новых моделей, пересмотра существующих программ и создания новых технологий.
Учитель должен помочь ученику раскрыться, дать почувствовать свою ценность. Он должен быть творческой личностью, стремиться сделать ученика заинтересованным единомышленником.
В контексте данной проблемы приобретает актуальность познания мира учащимися на уроках музыки через собственную созидательную деятельность. “Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать”. Эта мысль Иоганна Генриха Песталоцци явилась основой концепции элементарного музицирования выдающегося немецкого педагога К. Орфа, которая легла в основу авторской программы Украинцевой Н.П. и Умновой И.А. “Музыка на основе элементарного музицирования” в 1-4 классах.
В данной программе органично сочетаются идеи отечественной и зарубежной педагогики. Особенностью ее является опора на практическое музицирование и активное восприятие музыки. Для овладения этим навыками, не требуется больших усилий и многолетних упражнений, что является на современном этапе весьма прогрессивным.
Данная программа используется в процессе работы с учащимися начальных классов на уроках музыки гимназии № 23, где особое внимание уделяется развитию творческой самостоятельности и обучению детей в действии.
Элементарное музицирование это синкретическая деятельность, которая связана с движением, танцем, речью. Эта музыка, которую нужно делать самому, в которую нужно включаться не как слушатель, а как партнер исполнитель.
Творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой
сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи.
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку на уроке музыки выразить себя через творчество: придумать интонацию, движения к танцу, подобрать тембры к музыкальным образам, озвучить сказку или стихи, изменить уже придуманное и т.п. Это возможно в условиях педагогики сотрудничества исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком учитывая принцип природосообразности, который соответствует природе человека, психологии ребенка. К. Орф считал, что у каждого человека имеются элементарные, почти биологические по своей природе музыкальные способности. Задача педагога состоит в том, чтобы продолжить развитие этих способностей на основе опыта конкретного ребенка, конкретной группы.
Совместная творческая работа учителя и ученика на уроке, открывает путь формированию индивидуальности ученика, так как в процессе выполнения творческого задания ученик старается выполнить по-своему.
Большая роль на уроке отводится русскому народному музыкально-поэтическому творчеству как источнику развития творческого потенциала детей. Важнейшее место на уроке занимает детский игровой фольклор. Младшие школьники осваивают через детские фольклорные игры культурные богатства предшествующих поколений. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы.
Учащиеся исполняют голосом, в движении, на инструментах, в играх, музыку народов мира, приобретая социокультурный опыт, закрепленный в традициях, обычаях. Программа по музыке на основе элементарного музицирования знакомит учащихся с национальной самобытностью, музыкальной культурой и фольклором родной страны, своего региона и разных народов мира.
Многие фольклорные жанры заключают в себе этическую и эстетическую функции, способствуют физическому и умственному развитию детей.
Одной из важнейших функций музыки является коммуникативная. Ее смысл заключается в общении, в совместном восприятии музыки, коллективном музицировании. Общение на уроке музыки на основе элементарного музицирования носит игровой характер. Педагог становится участником игры. Игровое общение обладает большим творческим потенциалом. Коммуникативные игры - это игры для формирования навыков социального общения. Именно игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.
Формирование личности учащихся как субъекта межкультурной коммуникации предполагает открытость к другим культурам, к уважению их обычаев и традиций.
Музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей. Развитие музыкальной культуры младших школьников будет успешным, если этот процесс будет сочетаться с разнообразными внеурочными и внешкольными формами музыкально- эстетического образования учащихся. В гимназии № 23 кроме урока музыки, дети овладевают навыками академического вокала и игре на блок-флейте, посещают фольклорную студию и Орф-оркестр.
“Музыка учит людей понимать друг друга”. Д.Б. Кабалевский.