Содержание деятельности учителя иностранного языка и место информационных технологий в ней

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задачей учителя является и то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Для этого учитель иностранного языка в своей педагогической деятельности может использовать современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, интересов.

Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник учителю в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно система обучения иностранному языку развивается в последнее время в связи с появлением CD-ROMов (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти разработки превратили обучение иностранному языку в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистических программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность.

Использование компьютерного обучения в педагогической деятельности учителя иностранного языка несет в себе огромный мотивационный потенциал, т.к. красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет на них свои умения: азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины.

Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока английского языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так, например, учителям, преподающим на начальном этапе, хорошо известно, как много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование учителем в своей педагогической деятельности конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.

Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Объединим их в несколько групп. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Кроме того, использование учителем компьютера на уроках иностранного языка дает возможность учитывать индивидуальные особенности учеников, организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучению говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах информационных технологий в деятельности учителя. Уже около 15 лет преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося ходе выполнения упражнения.

Что касается обучения устной речи, в этом случае учитель может воспользоваться мультимедиа. Это значительно расширит возможности компьютера. В частности использование CD-ROMов позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше, так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи.

Как уже было сказано выше, компьютер является помощником для учителя иностранного языка в своей педагогической деятельности, а так же положительно влияет на мотивацию к изучению языка у школьников (обучающихся).

Переходя к непосредственному анализу содержания деятельности учителя иностранного и определению места информационных технологий в ней необходимо сказать, что условия, характер деятельности, знания и умения учителя иностранного языка, как и любого другого учителя-предметника, носят некоторый специфический характер. Среди подходов к выделению обобщенных единиц деятельности учителя, мы, вслед за Э.Ф. Зеером выделяем три уровня обобщения педагогической деятельности при рассмотрении содержания последней:

  1. вид деятельности, который объединяет цель и объект деятельности;
  2. типовые профессионально-педагогические задачи;
  3. состав профессионально-педагогических умений, включающих знания и навыки.

В монографии И.Е. Шкабара рассмотрены предложенные уровни в их логической последовательности при определении содержания деятельности учителя иностранного языка. Главной целью деятельности учителя иностранного языка, согласно специфике личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку, названо обучение учащихся основам иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками максимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных учебными стандартами пределах. Объектом обучения при этом выступает речевая деятельность. Ученик в рамках личностно-деятельностного подхода рассматривается как активно действующий целенаправленный субъект.

В зависимости от цели и объекта целостной деятельности учителя иностранного языка можно выделить семь видов деятельности: проектировочная, адаптационная, организационная, коммуникативная, мотивационная, контролирующая, исследовательская.

Следующий уровень обобщения деятельности учителя иностранного языка – задача. Под задачей деятельности мы рассматриваем определение, данное В.С. Безруковой, согласно которому “задача – это та часть цели, для которой созрели условия и которая достижима на первых (очередных) этапах деятельности”.

Изучение научно-педагогической литературы дало возможность показать, что информационные технологии могут быть гибко включены в решение всех задач деятельности учителя иностранного языка, а именно образовательная, воспитательная и развивающая.

Действительно решая образовательные задачи, учитель может использовать на уроках компьютерные обучающие программы (мультимедиа) для:

1) презентации, автоматизации, комплексного подкрепления и совершенствования усваемого материала (лексических единиц, грамматических и фонетических явлений);

2) организации работы по развитию речевых умений (чтения, монологической и диалогической речи);

3) организации контроля понимания (выученного, прочитанного и прослушанного), текстовый контроль.

Решая воспитательные задачи учитель:

  1. формирует знания о способах деятельности у учащихся;
  2. подбирает специальные тексты для чтения;
  3. создает проблемные ситуации для обсуждения с использованием содержания прочитанного.

Решая развивающие задачи учителю необходимо:

1) сформировать у учащихся приемов применения знаний в новых условиях;

2) Создание посильных и интересных для учащихся ситуаций общения;

3) Создание необходимого функционального состояния учащихся с помощью специальных средств (мультимедийных программ и т.д.).

Таким образом, учитель формирует наряду с языковыми умениями и навыками, приемы работы с компьютером.

Академик А.П. Ершов предложил следующую классификацию видов применения компьютеров, что очень хорошо сочетается с задачами деятельности учителя иностранного языка:

1. Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа “тренажер”, “опросник”, программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Благодаря своей универсальности текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональное и профориентационное – применение компьютера для углубленного изучения иностранного языка и профессиональной ориентации в разного рода профессиях.

4. Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройства печати шрифта Брайля), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (проведение самостоятельной исследовательской работы, увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.).

6. Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного материала, а также различные виды учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.).

7. Организационное – использование компьютера для управления школой.

8. Педвузовское – все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированы на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся,   компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

Литература

  1. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе // Информатика и образование. 2004. №7.
  2. Писаренко В.И. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование. 2004. №1.
  3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. №2.
  4. Полилова Т.А., Понамарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1997. №1.
  5. Шкабара И.Е. Учитель иностранного языка: Путь к профессии. Н.Тагил: Изд-во НТГСПА, 2004.