Помощники учат правильно говорить

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игра является подготовительным этапом развития ребенка. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические нормы, подготовиться к успешному усвоению русского языка. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Когда работаешь, на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Четко организованная работа по постановке звуков у детей старшего дошкольного возраста возможна лишь в том случае, если педагог знает и учитывает индивидуальные особенности развития ребенка.

Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако как показывает практический опыт, после проведения занятий постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание заниматься, потому что появляется способность выполнять разные виды упражнений, которые раньше были им недоступны. Тем самым у детей просматривается динамика в звукопроизношении.

От того, как будет проведена коррекционная работа по подготовке и постановке звуков будет виден результат.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.

В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Основной задачей данного пособия является рассмотрение оптимальных вариантов применения различных игровых средств в индивидуальных, подгрупповых занятий на определенном этапе постановке звука.

Предлагаемые вниманию оригинальные дидактические, наглядные пособия на развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия способствуют речевому развитию детей. Наглядные пособия могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

«Язычок»

Цель: Показать точные движения органов артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Муляж языка.  

Ход игры: Логопед предлагает выполнить упражнение «Чашечка» поднять кверху широкий язык в форме чашечки, края языка прижаты к верхней губе. На муляже наглядно показывает, как поднимаются края языка и широкий кончик кверху. Язычок похож на лодочку. Если это индивидуальное занятие предлагаем ребенку на муляже выполнить это упражнение. Так же выполняются и другие артикуляционные упражнения с изменением положения языка.

Описание

Материал: жевательная резинка «Хубба-Бубба», вода, пленка.

Способ изготовления: Берется пачка жевательной резинки «Хубба-Бубба» вишневого вкуса, вымачивается в теплой воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, его нужно поместить на некоторое время в холод. Язык готов. Хранить язык нужно в специальной пленке перед пользованием немного нагреть.

«Солнышко»

Цель: Создание игровой мотивации. Показать точные движения органов артикуляционного аппарата.

Материал: солнышко.

Ход игры: Логопед: «Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается – зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте, и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка. Упражнение «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык, поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Обратите внимание, как язычок у Солнышка выполняет это упражнение. Упражнение сложное, нужно следить, чтоб язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. А теперь вы выполните это упражнение. Язычок вверх, вниз. Молодцы!» Следующие упражнения «Вкусное варение», «Иголочка», «Лопатка» и т. д. выполняются так же.

Описание

Материал: ткань желтого и красного цвета, плотный картон.

Способ изготовления: Выкраивается из картона и материала круг диаметром – 30 см, глаза из белого и из черного материала, нос из желтого материала и губы с язычком из красного материала. В солнышке делается вырез под рот. Потом все детали пришиваются.

 

Кукла «Алиса»

Каких только кукол нет в детских садах! И пальчиковые, и плоскостные, и куклы бибабо всех не перечислишь. А вот кукла, у которой есть открывающийся рот, зубы, язык, уздечка, встретится не везде.

Цель: Создание игровой мотивации. Показать точные движения органов артикуляционного аппарата. Отработать артикуляционные упражнения.

Материал: Кукла «Алиса».

Ход игры: «Сегодня к нам на занятие пришла кукла Алиса. Она вместе с нами будет учиться выполнять упражнения для язычка т. е. артикуляционную гимнастику. Алиса, очень хочет научиться правильно говорить. Сегодня, мы будем учиться выполнять упражнение «Горка». Посмотрите, как я его выполню. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. А теперь вы вместе с Алисой выполните это упражнение. Посмотрите, у Алисы кончик языка спрятался за нижние зубы. А какая получилась горочка у неё! Молодцы! Вы хорошо выполнили упражнение «Горка». Спинка языка похожа на настоящую горку. Молодцы!»

Далее предлагаются детям следующие артикуляционные упражнения.

Описание

Материал: ткань бежевого цвета, белого, красного, оттенки красного, проволока для каркаса, нитки вязальные, вата или синтепон.

Способ изготовления: Детали раскроить и сшить между собой. Из проволоки изготовить каркас.

 

«Паровоз»

Цель: Создание игровой мотивации

Материал: Паровоз, карточки-задания, звуковое сопровождение.

Ход игры:

Вариант 1. Разучивание артикуляционных упражнений на звук «Ш».

«Поезд подает сигнал –
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поет».

«Мы отправляемся в путешествие на нашем Паровозе. А машинист у нас Язычок. Звучит сигнал, и наш паровоз тронулся с места. Первая остановка, откручиваем первое окошечко, а там качели. Выполняем упражнение «Качели» и т.д.»

Вариант 2. По структуре занятия и этапу постановки звука подбирается материал.

Паровоз отправляется в путешествие с язычком, на каждой остановке откручивается (открывается) одно окошко.

Первая остановка – веселые человечки (упражнения на развитие мимической мускулатуры).

Вторая остановка – изображено ухо (слушаем грамзапись)

Третья остановка – изображение ветра (упражнения на дыхание)

Четвертая остановка – изображение профиля (артикуляционная гимнастика) и т. д.

Описание

Материал: Фанера, клеящая цветная бумага, электролобзик, пластиковые баночки.

Способ изготовления:

  1. Берется фанера толщиной 9 мм, на нее наноситься рисунок паровоза, вагонов и окон.
  2. Выпиливается электролобзиком вагон 32/19см. и паровоз 36-27см, окна круглой формы, потом шлифуются.
  3. Изготавливается подставка под состав: берется брусок 50/40 мм, длиной 800мм, в ней выпиливается паз для установки паровоза и вагона. Затем, это обклеивается цветной бумагой.
  4. Берется пластиковая банка, отпиливается крышка и вклеивается в окна вагона и паровоза. С обратной стороны вагона крышка крепится на четыре самореза к фанере, которая закрывает окна.
  5. Клеящей бумагой обклеиваются вагоны и паровоз.

Паровоз готов к путешествию!

«Колобочки-колобки»

Цель: Создать положительный эмоциональный фон. Научить выполнять разные мимические упражнения.

Материал: мячики каучуковые с разными эмоциями:

  • радость,
  • удивление,
  • грусть,
  • сердитость,
  • огорчение, и т. д.

Ход игры: Логопед показывает колобков: «Посмотри, сколько колобочков-колобков и у каждого своё настроение. Выбери колобка с таким настроением, какое у тебя. Выбрал? Замечательно! Сейчас наш колобок покатится по лесной тропинке, а кто ему встретиться на пути мы с тобой узнаем. Колобок катится по тропинке, и встречаются ему: заяц с длинными ушами, которыми он все, все слышит. Заяц и колобок слушают тишину. Дальше катиться колобок, а на тропинке у него барабан непростой. Барабан предлагает колобку на нем поиграть (ритмический рисунок: !-!!-!). Логопед предлагает ребенку помочь колобку. Посмотри, какое хорошее настроение у колобка, а у тебя такое же? Дальше катиться колобок, на лесной тропинке ему встретился язычок. Язычок ищет друга, чтоб вместе сделать артикуляционную гимнастику. Логопед обращается к ребенку: «Может мы тоже с колобком и язычком выполним зарядку для язычка? Упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Помесим тесто», «Вкусное варенье» и т. д.» (дальше колобок катится по этапу постановки звука и структуре занятия, если настроение у ребенка меняется, то и колобок тоже может меняться).

Описание

Материал: «мячики», липкая пленка.

Способ изготовления: Из цветной липкой бумаги, вырезаются рты и брови, показывающие разные эмоции, и приклеиваются на мячики.

«Чудесные тропинки-картинки»

Цели:

  • Создание игровой мотивации с соблюдением структуры занятия
  • Познакомить детей с артикуляцией и правильным произнесением изолированного звука «С».
  • Учить составлять рассказ по схеме.
  • Развивать грамматический строй речи и словарь.
  • Развивать фонематический слух, плавное дыхание, мелкую моторику.
  • Формировать интерес к речевой деятельности.

Материал: Сюжетные картинки, мелкие картинки-задания, картинки персонажей.

Ход игры: «Посмотри, наш кабинет превратился в лесную полянку. Покажи, какое у тебя настроение. Какое сейчас время года? Что изменилось в природе с приближением зимы? Смотри, здесь есть ещё листочки. С какого дерева этот листочек? (с берёзы). Значит он какой? (берёзовый, тополиный, рябиновый, осиновый). Сейчас я загадаю тебе загадку, а Рома постарается её отгадать:

Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у меня кладовка. ( Белка)

Я прочитала в энциклопедии, что у белки не одно дупло, а целых четыре: 1-е – дня сна, 2-е – для бельчат, 3-е – кладовая, 4-е – запасное, если нападет хищник. Холодно стало на улице, выпал снег, небо хмурое. Скоро наступит зима, а белочка никак не может дойти до своей кладовой. Как ты думаешь, мы сможем ей помочь? Тогда в путь!

На нашем пути первое препятствие (открываем крышку):

1 – (звучит грамзапись) Что ты слышишь? – Это ветер.

Давайте с белочкой доберемся до второго задания.

2 – Дует ветер, полетели снежинки (дуем на вату).

Воздух берем через нос, выдыхаем через рот, плечи не поднимаем (5-7 раз). Молодец, колобку нравится, он улыбается.

Отправилась белка дальше по тропинке.

3 – А здесь что? (открываем крышку) Это язык. Делаем артикуляционную гимнастику. Упражнение: «трубочка – улыбочка» (5-7 раз, счет до 5). «Накажем непослушный язык», «Лопатка». Молодец! Пошла белочка дальше.

4 – Язык и схема. Что бы это значило? Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звук «С». Когда произносим звук «С», губы растягиваем в улыбку, зубы разомкнуты, кончик языка широкий за нижними зубами, передняя часть спинки языка поднимается к переднему краю неба. Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Посмотри, где и как находится язык (муляж языка). Сейчас выполним упражнение «Заборчик», «Качели», «Солнышко», «Почистим зубы», «Шар лопнул». Эти упражнения у тебя получились замечательно! Отправляемся дальше.

5 – Знак «?» Что это за знак? – Я буду говорить слова, если услышишь звук «С», положи ракушку (стол, ложка, самолет, радуга, сон, рука). Замечательно!

6 – Посмотри, тут грибы. Пойдем на полянку. Повторяй за мной.

5 тонких пальцев пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 4

4 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 3.

3 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 2.

2 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 1.

1 палец пошел в лес по грибы: он под деревом уснул, и их осталось 0.

Посмотри сколько грибов, давай их соберем.

2 гриба – 5 грибов; 2 подберезовика – 5 подберезовиков; 2 боровика – 5 боровиков.

Мы почти пришли.

7 – Что здесь? Орех. Он не простой, а с заданием. Вот по этому плану составь рассказ о белке.

(план-схема)

8 – А вот и белка. Почему она серая? Белка меняет шубу на более теплую. Зимой она меньше будет заметна на заснеженных ветках. Помогли мы белочке отыскать ее кладовую? Ты запомнил, сколько домиков у белки? (расскажи)

Как дует сильный ветер? Где находится язычок, когда произносим звук «С».

Молодец! Какое у тебя сейчас настроение? Прогулка в осеннем лесу закончилась, спасибо.

Логопед предлагает сюжетную картинку. Есть сюжет и перед ребенком ставиться задача, преодолеть препятствия и достигнуть цели. Задания строятся по этапам постановки звука.

При выполнении заданий ребенок играет, тем самым развивает дыхание, голос, мелкую моторику, фонематический слух, артикуляционную моторику и т.д. Меняются сюжеты, а цель коррекционного занятия остаётся.

Описание

Материал: картон, лист бумаги, горлышко с крышками из под сока, клей, ножницы, краски, карандаши.

Способ изготовления:

  1. берется картон и белый лист бумаги формат А-4,
  2. картон и белый лист бумаги склеиваются,
  3. на белой бумаге рисуется сюжет,
  4. изображение обклеивается липкой пленкой,
  5. потом распределяются крышечки по тропинке,
  6. внутри крышечки обрисовываются, затем вырезаются,
  7. на обратной стороне возле вырезанных отверстий наклеивается двусторонний скотч, а на него прозрачная пленка,
  8. на сторону где изображен сюжет, приклеиваем горлышки из-под сока. Сюжет готов!

«Капитошка»

Цели:

  1. Формирование интонационной выразительности.
  2. Развитие силы и высоты голоса в слогах.

Материал: Картина с изображением туч и Капитошки.

Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с Капитошкой.

У тучки капельки, как лестницы, по которым любит прыгать Капитошка. Капитошка будет прыгать по капелькам как по лестницам и произносить слог «са», то усиливая голос, то наоборот произносить тихо. Капитошка будет правильно брать воздух через нос и на выдохе произносить слог. У него получиться замечательная песенка! А, ты попробуешь спеть такую песенку?

Описание

Материал: 2 листа бумаги А-4, карандаши.

Способ изготовления: На середине, вверху листа рисуется капитошка, а справа и слева рисуются тучи и капельки. Отдельно рисуется капитошка.

«Ритмическое путешествие»

Цель: Формировать ритмический рисунок для правильного восприятия интонационной выразительности, способствующий ее развитию, создающий предпосылки для условия логического ударения, правильного членения фразы.

Материал: Картина с изображением: пруда и лягушки, поля и пчелы.

Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с лягушкой: «Лягушка любит прыгать по листам кувшинки - это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: и ква-ква и ла - ла, и са - са - са, и ши - ши - ши и т. д. Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки произносят подряд, а если они расположены на расстоянии надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку!»

Описание

Материал: 1 лист бумаги А-4, карандаши,

Способ изготовления: На листе бумаги рисуется пруд с лилиями и листами от лилий или полянка, на которой изображаются цветочки по ритмическому рисунку. В левой стороне листа рисуется насекомое или лягушка.

«Звуковой полет»

Цель: Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи, направленной на развитие силы и высоты голоса в звуках, слогах.

Материал: Картина с изображением поляны с насекомыми.

Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с пчелкой: «Пчелка на полянке собирает нектар, перелетая, с одного цветка на другой, и поет необычную песенку (ДЗ-ДЗ-ДЗ). Мы с вами и вместе с пчелкой споем ее песенку. Воздух будем брать через нос выдыхать через рот. Когда воздуха будет не хватать, его нужно будет набрать через нос и продолжить упражнение. Сначала песенка поется тихо, пчелка летит по цветкам вниз, затем песенка становится громче - пчелка летит вверх. И у пчелки, и у нас получиться замечательная песенка!»

Описание

Материал: 1 лист бумаги А-4, карандаши.

Способ изготовления: На листе бумаги рисуется полянка, на которой изображаются цветочки по интонационному рисунку. В левой стороне листа рисуется насекомое.

«Магнитные карточки»

Цель: С помощью игры дети дошкольного возраста смогут усовершенствовать фонематический слух, определять количество звуков в слове, слогов в слове и слов в предложении.

Описание

Дидактическое пособие состоит из карточек, на которых изображены шары, пузыри, снежные комья, круглые картины. А так же имеются маленькие карточки с изображением разных предметов состоящих из одного, двух и трех слоговых структур слова. В пособии находятся буквы (гласные и согласные), символы (по цвету), схемы предложений, предметные картинки на разные группы звуков.

Игра помогает детям в дифференциации звуков. Яркие красочные картинки делают процесс усвоения материала более доступным и интересным. Играть можно индивидуально и с подгруппой детей.

Описание игры:

Ребенку дается основная картина и раздаточный материал. Ему предлагают украсить снежные комки с одной стороны на звук "Р", а с другой стороны на звук "Л". Ребенок должен дифференцировать мелкие картинки и украсить ими снежные комки.

Аналогично проводится:

  • Деление слова на слоги.
  • Выкладывание звукобуквенного анализа.
  • Составление схемы слова по картинке.
  • Составление схемы предложения.