Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игра является подготовительным этапом развития ребенка. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические нормы, подготовиться к успешному усвоению русского языка. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Когда работаешь, на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Четко организованная работа по постановке звуков у детей старшего дошкольного возраста возможна лишь в том случае, если педагог знает и учитывает индивидуальные особенности развития ребенка.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако как показывает практический опыт, после проведения занятий постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание заниматься, потому что появляется способность выполнять разные виды упражнений, которые раньше были им недоступны. Тем самым у детей просматривается динамика в звукопроизношении.
От того, как будет проведена коррекционная работа по подготовке и постановке звуков будет виден результат.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Основной задачей данного пособия является рассмотрение оптимальных вариантов применения различных игровых средств в индивидуальных, подгрупповых занятий на определенном этапе постановке звука.
Предлагаемые вниманию оригинальные дидактические, наглядные пособия на развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия способствуют речевому развитию детей. Наглядные пособия могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
«Язычок»
Цель: Показать точные движения органов артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: Муляж языка.
Ход игры: Логопед предлагает выполнить упражнение «Чашечка» поднять кверху широкий язык в форме чашечки, края языка прижаты к верхней губе. На муляже наглядно показывает, как поднимаются края языка и широкий кончик кверху. Язычок похож на лодочку. Если это индивидуальное занятие предлагаем ребенку на муляже выполнить это упражнение. Так же выполняются и другие артикуляционные упражнения с изменением положения языка.
Описание
Материал: жевательная резинка «Хубба-Бубба», вода, пленка.
Способ изготовления: Берется пачка жевательной резинки «Хубба-Бубба» вишневого вкуса, вымачивается в теплой воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, его нужно поместить на некоторое время в холод. Язык готов. Хранить язык нужно в специальной пленке перед пользованием немного нагреть.
«Солнышко»
Цель: Создание игровой мотивации. Показать точные движения органов артикуляционного аппарата.
Материал: солнышко.
Ход игры: Логопед: «Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается – зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте, и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка. Упражнение «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык, поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Обратите внимание, как язычок у Солнышка выполняет это упражнение. Упражнение сложное, нужно следить, чтоб язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. А теперь вы выполните это упражнение. Язычок вверх, вниз. Молодцы!» Следующие упражнения «Вкусное варение», «Иголочка», «Лопатка» и т. д. выполняются так же.
Описание
Материал: ткань желтого и красного цвета, плотный картон.
Способ изготовления: Выкраивается из картона и материала круг диаметром – 30 см, глаза из белого и из черного материала, нос из желтого материала и губы с язычком из красного материала. В солнышке делается вырез под рот. Потом все детали пришиваются.
Кукла «Алиса»
Каких только кукол нет в детских садах! И пальчиковые, и плоскостные, и куклы бибабо всех не перечислишь. А вот кукла, у которой есть открывающийся рот, зубы, язык, уздечка, встретится не везде.
Цель: Создание игровой мотивации. Показать точные движения органов артикуляционного аппарата. Отработать артикуляционные упражнения.
Материал: Кукла «Алиса».
Ход игры: «Сегодня к нам на занятие пришла кукла Алиса. Она вместе с нами будет учиться выполнять упражнения для язычка т. е. артикуляционную гимнастику. Алиса, очень хочет научиться правильно говорить. Сегодня, мы будем учиться выполнять упражнение «Горка». Посмотрите, как я его выполню. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. А теперь вы вместе с Алисой выполните это упражнение. Посмотрите, у Алисы кончик языка спрятался за нижние зубы. А какая получилась горочка у неё! Молодцы! Вы хорошо выполнили упражнение «Горка». Спинка языка похожа на настоящую горку. Молодцы!»
Далее предлагаются детям следующие артикуляционные упражнения.
Описание
Материал: ткань бежевого цвета, белого, красного, оттенки красного, проволока для каркаса, нитки вязальные, вата или синтепон.
Способ изготовления: Детали раскроить и сшить между собой. Из проволоки изготовить каркас.
«Паровоз»
Цель: Создание игровой мотивации
Материал: Паровоз, карточки-задания, звуковое сопровождение.
Ход игры:
Вариант 1. Разучивание артикуляционных упражнений на звук «Ш».
«Поезд подает сигнал –
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поет».
«Мы отправляемся в путешествие на нашем Паровозе. А машинист у нас Язычок. Звучит сигнал, и наш паровоз тронулся с места. Первая остановка, откручиваем первое окошечко, а там качели. Выполняем упражнение «Качели» и т.д.»
Вариант 2. По структуре занятия и этапу постановки звука подбирается материал.
Паровоз отправляется в путешествие с язычком, на каждой остановке откручивается (открывается) одно окошко.
Первая остановка – веселые человечки (упражнения на развитие мимической мускулатуры).
Вторая остановка – изображено ухо (слушаем грамзапись)
Третья остановка – изображение ветра (упражнения на дыхание)
Четвертая остановка – изображение профиля (артикуляционная гимнастика) и т. д.
Описание
Материал: Фанера, клеящая цветная бумага, электролобзик, пластиковые баночки.
Способ изготовления:
- Берется фанера толщиной 9 мм, на нее наноситься рисунок паровоза, вагонов и окон.
- Выпиливается электролобзиком вагон 32/19см. и паровоз 36-27см, окна круглой формы, потом шлифуются.
- Изготавливается подставка под состав: берется брусок 50/40 мм, длиной 800мм, в ней выпиливается паз для установки паровоза и вагона. Затем, это обклеивается цветной бумагой.
- Берется пластиковая банка, отпиливается крышка и вклеивается в окна вагона и паровоза. С обратной стороны вагона крышка крепится на четыре самореза к фанере, которая закрывает окна.
- Клеящей бумагой обклеиваются вагоны и паровоз.
Паровоз готов к путешествию!
«Колобочки-колобки»
Цель: Создать положительный эмоциональный фон. Научить выполнять разные мимические упражнения.
Материал: мячики каучуковые с разными эмоциями:
- радость,
- удивление,
- грусть,
- сердитость,
- огорчение, и т. д.
Ход игры: Логопед показывает колобков: «Посмотри, сколько колобочков-колобков и у каждого своё настроение. Выбери колобка с таким настроением, какое у тебя. Выбрал? Замечательно! Сейчас наш колобок покатится по лесной тропинке, а кто ему встретиться на пути мы с тобой узнаем. Колобок катится по тропинке, и встречаются ему: заяц с длинными ушами, которыми он все, все слышит. Заяц и колобок слушают тишину. Дальше катиться колобок, а на тропинке у него барабан непростой. Барабан предлагает колобку на нем поиграть (ритмический рисунок: !-!!-!). Логопед предлагает ребенку помочь колобку. Посмотри, какое хорошее настроение у колобка, а у тебя такое же? Дальше катиться колобок, на лесной тропинке ему встретился язычок. Язычок ищет друга, чтоб вместе сделать артикуляционную гимнастику. Логопед обращается к ребенку: «Может мы тоже с колобком и язычком выполним зарядку для язычка? Упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Помесим тесто», «Вкусное варенье» и т. д.» (дальше колобок катится по этапу постановки звука и структуре занятия, если настроение у ребенка меняется, то и колобок тоже может меняться).
Описание
Материал: «мячики», липкая пленка.
Способ изготовления: Из цветной липкой бумаги, вырезаются рты и брови, показывающие разные эмоции, и приклеиваются на мячики.
«Чудесные тропинки-картинки»
Цели:
- Создание игровой мотивации с соблюдением структуры занятия
- Познакомить детей с артикуляцией и правильным произнесением изолированного звука «С».
- Учить составлять рассказ по схеме.
- Развивать грамматический строй речи и словарь.
- Развивать фонематический слух, плавное дыхание, мелкую моторику.
- Формировать интерес к речевой деятельности.
Материал: Сюжетные картинки, мелкие картинки-задания, картинки персонажей.
Ход игры: «Посмотри, наш кабинет превратился в лесную полянку. Покажи, какое у тебя настроение. Какое сейчас время года? Что изменилось в природе с приближением зимы? Смотри, здесь есть ещё листочки. С какого дерева этот листочек? (с берёзы). Значит он какой? (берёзовый, тополиный, рябиновый, осиновый). Сейчас я загадаю тебе загадку, а Рома постарается её отгадать:
Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у меня кладовка. ( Белка)
Я прочитала в энциклопедии, что у белки не одно дупло, а целых четыре: 1-е – дня сна, 2-е – для бельчат, 3-е – кладовая, 4-е – запасное, если нападет хищник. Холодно стало на улице, выпал снег, небо хмурое. Скоро наступит зима, а белочка никак не может дойти до своей кладовой. Как ты думаешь, мы сможем ей помочь? Тогда в путь!
На нашем пути первое препятствие (открываем крышку):
1 – (звучит грамзапись) Что ты слышишь? – Это ветер.
Давайте с белочкой доберемся до второго задания.
2 – Дует ветер, полетели снежинки (дуем на вату).
Воздух берем через нос, выдыхаем через рот, плечи не поднимаем (5-7 раз). Молодец, колобку нравится, он улыбается.
Отправилась белка дальше по тропинке.
3 – А здесь что? (открываем крышку) Это язык. Делаем артикуляционную гимнастику. Упражнение: «трубочка – улыбочка» (5-7 раз, счет до 5). «Накажем непослушный язык», «Лопатка». Молодец! Пошла белочка дальше.
4 – Язык и схема. Что бы это значило? Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звук «С». Когда произносим звук «С», губы растягиваем в улыбку, зубы разомкнуты, кончик языка широкий за нижними зубами, передняя часть спинки языка поднимается к переднему краю неба. Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Посмотри, где и как находится язык (муляж языка). Сейчас выполним упражнение «Заборчик», «Качели», «Солнышко», «Почистим зубы», «Шар лопнул». Эти упражнения у тебя получились замечательно! Отправляемся дальше.
5 – Знак «?» Что это за знак? – Я буду говорить слова, если услышишь звук «С», положи ракушку (стол, ложка, самолет, радуга, сон, рука). Замечательно!
6 – Посмотри, тут грибы. Пойдем на полянку. Повторяй за мной.
5 тонких пальцев пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 4
4 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 3.
3 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 2.
2 пальца пошли в лес по грибы: 1 под деревом уснул, и их осталось 1.
1 палец пошел в лес по грибы: он под деревом уснул, и их осталось 0.
Посмотри сколько грибов, давай их соберем.
2 гриба – 5 грибов; 2 подберезовика – 5 подберезовиков; 2 боровика – 5 боровиков.
Мы почти пришли.
7 – Что здесь? Орех. Он не простой, а с заданием. Вот по этому плану составь рассказ о белке.
(план-схема)
8 – А вот и белка. Почему она серая? Белка меняет шубу на более теплую. Зимой она меньше будет заметна на заснеженных ветках. Помогли мы белочке отыскать ее кладовую? Ты запомнил, сколько домиков у белки? (расскажи)
Как дует сильный ветер? Где находится язычок, когда произносим звук «С».
Молодец! Какое у тебя сейчас настроение? Прогулка в осеннем лесу закончилась, спасибо.
Логопед предлагает сюжетную картинку. Есть сюжет и перед ребенком ставиться задача, преодолеть препятствия и достигнуть цели. Задания строятся по этапам постановки звука.
При выполнении заданий ребенок играет, тем самым развивает дыхание, голос, мелкую моторику, фонематический слух, артикуляционную моторику и т.д. Меняются сюжеты, а цель коррекционного занятия остаётся.
Описание
Материал: картон, лист бумаги, горлышко с крышками из под сока, клей, ножницы, краски, карандаши.
Способ изготовления:
- берется картон и белый лист бумаги формат А-4,
- картон и белый лист бумаги склеиваются,
- на белой бумаге рисуется сюжет,
- изображение обклеивается липкой пленкой,
- потом распределяются крышечки по тропинке,
- внутри крышечки обрисовываются, затем вырезаются,
- на обратной стороне возле вырезанных отверстий наклеивается двусторонний скотч, а на него прозрачная пленка,
- на сторону где изображен сюжет, приклеиваем горлышки из-под сока. Сюжет готов!
«Капитошка»
Цели:
- Формирование интонационной выразительности.
- Развитие силы и высоты голоса в слогах.
Материал: Картина с изображением туч и Капитошки.
Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с Капитошкой.
У тучки капельки, как лестницы, по которым любит прыгать Капитошка. Капитошка будет прыгать по капелькам как по лестницам и произносить слог «са», то усиливая голос, то наоборот произносить тихо. Капитошка будет правильно брать воздух через нос и на выдохе произносить слог. У него получиться замечательная песенка! А, ты попробуешь спеть такую песенку?
Описание
Материал: 2 листа бумаги А-4, карандаши.
Способ изготовления: На середине, вверху листа рисуется капитошка, а справа и слева рисуются тучи и капельки. Отдельно рисуется капитошка.
«Ритмическое путешествие»
Цель: Формировать ритмический рисунок для правильного восприятия интонационной выразительности, способствующий ее развитию, создающий предпосылки для условия логического ударения, правильного членения фразы.
Материал: Картина с изображением: пруда и лягушки, поля и пчелы.
Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с лягушкой: «Лягушка любит прыгать по листам кувшинки - это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: и ква-ква и ла - ла, и са - са - са, и ши - ши - ши и т. д. Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки произносят подряд, а если они расположены на расстоянии надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку!»
Описание
Материал: 1 лист бумаги А-4, карандаши,
Способ изготовления: На листе бумаги рисуется пруд с лилиями и листами от лилий или полянка, на которой изображаются цветочки по ритмическому рисунку. В левой стороне листа рисуется насекомое или лягушка.
«Звуковой полет»
Цель: Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи, направленной на развитие силы и высоты голоса в звуках, слогах.
Материал: Картина с изображением поляны с насекомыми.
Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть с пчелкой: «Пчелка на полянке собирает нектар, перелетая, с одного цветка на другой, и поет необычную песенку (ДЗ-ДЗ-ДЗ). Мы с вами и вместе с пчелкой споем ее песенку. Воздух будем брать через нос выдыхать через рот. Когда воздуха будет не хватать, его нужно будет набрать через нос и продолжить упражнение. Сначала песенка поется тихо, пчелка летит по цветкам вниз, затем песенка становится громче - пчелка летит вверх. И у пчелки, и у нас получиться замечательная песенка!»
Описание
Материал: 1 лист бумаги А-4, карандаши.
Способ изготовления: На листе бумаги рисуется полянка, на которой изображаются цветочки по интонационному рисунку. В левой стороне листа рисуется насекомое.
«Магнитные карточки»
Цель: С помощью игры дети дошкольного возраста смогут усовершенствовать фонематический слух, определять количество звуков в слове, слогов в слове и слов в предложении.
Описание
Дидактическое пособие состоит из карточек, на которых изображены шары, пузыри, снежные комья, круглые картины. А так же имеются маленькие карточки с изображением разных предметов состоящих из одного, двух и трех слоговых структур слова. В пособии находятся буквы (гласные и согласные), символы (по цвету), схемы предложений, предметные картинки на разные группы звуков.
Игра помогает детям в дифференциации звуков. Яркие красочные картинки делают процесс усвоения материала более доступным и интересным. Играть можно индивидуально и с подгруппой детей.
Описание игры:
Ребенку дается основная картина и раздаточный материал. Ему предлагают украсить снежные комки с одной стороны на звук "Р", а с другой стороны на звук "Л". Ребенок должен дифференцировать мелкие картинки и украсить ими снежные комки.
Аналогично проводится:
- Деление слова на слоги.
- Выкладывание звукобуквенного анализа.
- Составление схемы слова по картинке.
- Составление схемы предложения.