Письмо из песчаной страны

Разделы: Экология


Цель: воспитывать любовь к живой природе, формировать основы экологической культуры.

Задачи:

О.

  • научить действенному решению экологических проблем;
  • расширять представления о черепахе, ее внешнем виде и повадках;
  • дать знания о месте обитания черепахи в природе;
  • учить создавать в уголке природы аналогичные условия;

Р.

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • память, мышление;
  • наблюдательность, любознательность;

В. – эмоционально – положительное, бережное отношение к живой природе.

Методы и приемы:

Метод наглядного обучения (использование рисунков-схем, иллюстраций животных и растений пустыни и других природных зон, макета “Пустыня”, стрелок-указателей).

Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, чтения стихотворения).

Игровой метод (пальчиковая игра)

Практический метод (физкультминутка, проведения опыта, изготовления коллажа, приготовления еды для черепах).

Материалы и оборудование:

  • макет “Пустыня”;
  • обитатели уголка природы – степные черепахи;
  • рисунки-схемы “Условия обитания черепах в пустыне”;
  • иллюстрации животных и растений пустыни и других природных зон;
  • альбомный лист, кисточки, клей, салфетки;
  • настольная лампа, две терки, ножницы;
  • овощи (морковь, капуста).

Словарная работа:

Активный – обогащение словаря прилагательными по теме “Пустыня” (песчаная, жаркая), “Черепаха” (медлительная, неповоротливая).

Пассивный – коллаж,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель приглашает детей на занятие.

В. – Я приглашаю вас, чтобы сообщить приятную новость! Нам по экологической почте пришло письмо! От кого, пока неизвестно. Давайте соберем картинку из маленьких частей и узнаем, кто прислал письмо.

(дети собирают пазл черепахи).

В. – Вот теперь нам известно, кто прислал письмо! Черепаха! Живет она в песчаной стране!

- А что это за песчаная страна?

(пустыня, там много песка)

- А где находится пустыня?

(Ю. Америка, С.Америка, Африка, Австралия, Евразия).

В. – И у нас в России есть пустыня, но мы с вами живем в степной зоне. А для вас мы сделали макет “Пустыня”.

Все рассматривают макет пустыни.

- Какие соседи окружают черепаху?

(змеи, верблюд, вараны, насекомые).

- Чего здесь много?

(песка, солнечного света, тепла).

- А чего мало?

(растений, т.е. деревьев, кустарников).

В. – Теперь нам надо доставить письмо нашим черепахам. Вот будут рады! А дорогу нам укажет указатель.

- Какого цвета стрелочка?

В. – Черепахи медлительны и неповоротливы на земле. Представим, что мы маленькие черепашки и будем передвигаться черепашьими шагами!

Дети передвигаются медленно, а воспитатель читает стих.

Черепаха всех смешит,
Потому, что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто живет в своем дому?

В. – Вот мы и пришли!

Дети здороваются с черепахами, садятся на кубики, а воспитатель зачитывает письмо.

Приложение 1.

После, ведется обсуждение о содержании прочитанного письма.

В.- Черепашка-подружка сама заботиться о себе. У неё много дел, особенно весной.

- О каких заботах она сообщила в письме?

Д.

  • После зимней спячки наесться, так как весной в пустыне много зеленой травы. (Рисунок 1)
  • Отложить в специальной ямке яйца, чтобы появились маленькие черепашки. (Рисунок 2)
  • Устроить домик- норку, чтобы было где зимовать. (Рисунок 3)

(демонстрация рисунков)

В. А наши черепахи сами заботятся о себе?

(ответы детей)

- А кто проявляет о них заботу?

(дети, взрослые)

- А почему мы о них заботимся?

(им трудно самим добыть корм, если не будем кормить, поить, греть, то черепахи погибнут)

- Что мы делаем для того, чтобы нашим черепахам жилось хорошо?

Д. –

  • Содержим в ящике, на дно которого сыплем песок.
  • Кормим овощами (капуста, морковь, картофель).
  • Выращиваем зелень.
  • Поим водой.

В. – Кормить надо в одно и тоже время. Если черепахи отказываются от пищи, значит им холодно.

- А мы можем их согреть?

Д. - Мы можем включить лампу.

ОПЫТ Включить лампу – черепаха ползет на тепло.

В. - В хороших условиях, черепаха может прожить много лет, до 30 лет.

- А сколько лет черепахам, мы сейчас узнаем!

- Возраст можно определить по рубцам на пластинах панциря: сколько рубцов, столько лет черепахе.

(воспитатель с детьми определяют по рубцам на пластинах панциря, сколько лет черепахе).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА “Черепашка”
Ах, обжора – черепашка!
Панцирь – вот ее рубашка
(праву кисть положить сверху на левую руку)
Может лазать по горам,
Может плавать по волнам.
(лев рук изобразить “горку”, прав рук “ползет” на “гору”, прав рука - волнообразные движения)
Поплывет – и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
(прав рука хватает лев. руку)
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
(ладони перевернуть вверх)
Если ужинать пора,
Цап - и схватит комара.
(пальцы прав. рук приоткрываются и хватают воздух)
Но еды ей хватило;
Цап!
Меня за нос схватила!
(хватают себя за нос)

В. – Ну, а теперь давайте будем кормить черепах!

- А чем мы их будем угощать?

Д.Дадим морковь, капусту, зелень.

В.А мы целую морковь дадим?

Д. – На терке потрем морковь, мелко нарежем капусту; так как рот маленький, да и нет зубов.

Дети готовят еду, а воспитатель помогает. Дети вспоминают правило поведения юного эколога “Нельзя мешать животным и птицам, когда они едят”.

В. – Не будем мешать, пусть едят, а мы для черепах изготовим картину. Картина будет называться “Путешествие по пустыне”.

Все садятся за стол, где все приготовлено для аппликации. Выбирают соответствующие картинки, наклеивают на белый картон.

Выполненную работу дети дарят черепахам.

Далее проводим наблюдение.

В.Что изменилось в поведение черепах?

Д. – Двигаются по песку, кто-то ест приготовленную нами пищу, и т.д.

В. – Если бы они умели говорить, чтобы они вам сказали?

(ответы детей)

В. – Занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся, скажем им: “До скорой встречи!”