Обучающие задачи:
- сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
Цели:
Проверить знание состава почвы, ее видах.
Познакомить с понятием “природное сообщество”
Оборудование: компьютеры, плакат (см. в презентации), карточки для индивидуальной и парной работы, кроссворд, тест, ребусы, рабочая тетрадь ч. 1 А. А. Плешакова и учебник 1 часть.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
На экране слайд (Ежик приглашает) (слова читает ученик в маске ежика): (Приложение)
Хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация знаний
Беседа
- О чем говорили на предыдущем уроке?
Практическая работа:
Разноуровневые задания по выбору детей
(Задания по очереди высвечиваются на экране)
Дети выбирают уровень задания и форму выполнения.
1 уровень. Работа в тетради ч. 1 с. 43 “Земля-кормилица (для индив. работы),
2 уровень. Карточка №1 Заполни схему “Состав почвы” (для индив. работы),
3 уровень. Карточка №2 “Найди ошибки в тексте” (для парной работы),
4 уровень. Работа с тестом “Земля-кормилица” (для инд. работы за компьютером)
5 уровень. Карточка №3 Решение экологической задачи (для парной работы)
Карточка №1
Заполните схему “Состав почвы”
Заполненная карточка №1
“Состав почвы”
Карточка №2 Найди 6 ошибок в тексте:
Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Карточка №2 с найденными 6 ошибками: Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.
Тест “Земля-кормилица” (почвы)
1. Черноземные почвы преобладают…
а) в тундре; | б) в лесной зоне; |
в) в степях; | г) в пустынях. |
2. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода; | б) воздух; |
в) соли; | г) камни. |
3. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
а) перегной; | б) ил; |
в) глина; | г) песок. |
4. В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) поваренная соль, глина, вода, воздух, песок;
в) соли, гумус, глина, песок, вода, воздух.
5. Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать , удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения;
в) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты.
6. Один сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 10-15 лет; | б) 100-120 лет; |
в) 1-2 года; | г) 250-300лет. |
7. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
Решение теста “Земля-кормилица” (почвы):
1. в) | 3. а) | 5. б) | 7. а) |
2. в) | 4. в) | 6. г) |
Карточка №3 Реши экологическую задачу
1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию.
К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет).
Чем объяснить такую разницу?
Вывод о составе почвы и ее значении.
Результаты работ проговариваем, находим общее и различное
- Почему люди называют землю “кормилицей”?
3. Новый материал на экране слайд (постановка учебной задачи для детей)
|
- О чем будем говорить на уроке? - Как понимаете последние слова? |
На экране-слайд. Схема-опора “Смешанный лес”.
На фоне голосов птиц звучат слова Н. Никитина:
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Беседа:
- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?
(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)
- Чем является лес для живых организмов?
(Для живых организмов лес является домом)
- А какой это дом? (большой, многоэтажный)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия.
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения:
деревья, кустарники, травы.
Работа с толковым словарем.
Найдите значения незнакомых слов
Работа в тетрадях №1 (работа в группах для закрепления)
- Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса
Работа по теме. Беседа.
- Легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)
- Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)
-Чем для животных является лес? (Домом, находят пищу)
- Какие животные встречаются в нашем крае? Где они живут?
Вывод. Каждое животное имеет свое место обитания
Работа в четверках
Дети отгадывают ребусы о соболе, ястребе и др.
- Составьте цепи питания с этими обитателями леса
(Результаты выносят на доску)
- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?
Загадка о грибах
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)Ходят в рыженьких беретах -
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются… (лисички).А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- Какие еще грибы знаете?
(На экране различные виды грибов)
- Какие грибы узнали?
- Нужны лесу грибы? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 179 в статье
“Нужны ли лесу грибы?”
Чтение текста учебника.
Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.
4. Экологическая страничка.
Слайд на экране с изображением ежика:
Помогите! Помогите!
Я сейчас на дереве увидел жука-короеда.
Вред или пользу приносят короеды лесу?
Надо их уничтожать?
Обсуждения детей.
Насекомые просят защиты!
Сообщения детей из “Красной книги” о насекомых и их значении для деревьев, растений.
Физминутка “У оленя дом большой”.
Слайд на экране с изображением ежика:
Беда! Беда!
Березка плачет!
Можно ли ей помочь?
Обсуждение детьми содержания этого слайда.
Слайд на экране с изображением совы:
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной или пластилином.
Ранку следует забинтовать
5. Рефлексия
- Работа над кроссвордом “Берегите лес!” (Индивидуальная работа)
Впишите по вертикали ответы на вопросы.
Прочтите, что написано в выделенных клетках.
- Насекомое, питающееся цветочной пыльцой.
- Дерево, которое является символом нашей Родины.
- Насекомое - санитар леса.
- Цветок, который появляется ранней весной на проталинах.
- Птица, прилетающая в город из леса зимой.
- Дерево, плодами которого зимой питаются птицы.
- Птица-санитар леса
- Весенний певец.
- Цветок, занесенный в “Красную книгу” природы.
Распускается весной на опушках леса. - Рыжая шалунья по деревьям скачет.
- Хвойное дерево с длинными иголками.
Ответы на вопросы кроссворда:
Вывод “Берегите лес” в выделенной строке кроссворда
Беседа
- Как можно помочь природе?
-ь Что чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе?
Слайд на экране с изображением совы:
Знаете ли вы ,
что сбор макулатуры сохраняет лес?
60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели
Вывод урока делают дети, затем появляются на слайде слова Куняева.
Не губи последнего болота!
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то
Отчего щемит в моей груди!
- О чем хотел сказать автор строк?
6. Домашнее задание
Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору детей)
- Насекомые просят защиты.
- Растения просят о помощи.
“Зеленая аптека” может закрыться.
- Птицы, прилетайте! (К данному заданию выдается памятка)
Памятка
Как сделать домик для птиц (Приложение №1)
Берите для домика доски толщиной около 2 см. Фанера не годится. Ту сторону досок, которая будет внутри домика, строгать не надо. Иначе птицам трудно будет выбираться из домика.
Сколачивая домик, сначала прибивайте к дну боковые стенки, а потом накладывайте и прибивайте переднюю и заднюю стенки, затем надевайте крышку. Не оставляйте в домике щелей.
Вход в домик называют летком. Никаких палочек под летком прибивать не надо.
Взрослые помогут повесить домик в подходящем месте.
Разместите его на высоте 3-5 метров. Прибивать домик к дереву гвоздями нельзя. Домик привязывают проволокой или укрепляют на планке в развилке дерева
Приложение №1
Размеры его деталей (в мм)
Крышка | Втулка крышки | Дно | Передняя и задняя стенки |
Бок (2) | |
скворечник | 220*190 | 150*150 | 150*150 | 300*190 | 300*150 |
синичник | 180*140 | 100*100 | 100*100 | 250*140 | 250*100 |