ЦЕЛИ:
- формирование умения находить в слове орфограмму “непроизносимый согласный в корне слова”;
- развивать орфографическую зоркость, интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- плакат “Ужасно интересно все то, что неизвестно!”;
- индивидуальные карточки “Вставь пропущенные буквы”;
- карточки со словами “Солнце”, “Звездный”, “Здравствуй”, “Яростный”;
- карточка с согласными буквами “в”, “д”, “л”, “т”;
- карточки с буквами “п”, “р”, “а”, “з”, “д”, “н”, “и” “к”;
- приз “жетон УМНИКа”;
- орфографические словари.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения и новые открытия.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и открывателями новых знаний.
- Девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:
Ужасно интересно все то, что неизвестно! |
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
Делается запись даты и вида работы.
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
На доске записаны буквы: в о д ы л и т у.
- Назовите цепочку согласных букв (в д л т).
вдлт твдл …
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней).
3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
У доски два ученика, остальные за карточками.
- Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.
- Если определить пропущенную букву трудно, то оставьте дырку в слове на доске или карточке:
|
- В какой части слова пропущены буквы?
- Назовите слова, в которых вставили буквы.
- На какие правила эти слова?
- В каких словах не вставили буквы? Почему? (Все звуки, которые произносятся, обозначены буквами).
- Откройте орфографический словарь. Найдите слова, в которые вы не вставили буквы.
- Сравните написание слов в словаре и в карточке.
- Что заметили? (В корне слова написана согласная буква, которая не дает звука при произношении слова).
- Почему не смогли выполнить задание? В чем ваше затруднение? (Не знали о том, что при произношении слов иногда некоторые согласные не слышны).
- А как на самом деле оказалось?
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
- В русском языке есть слова, в которых необходимо писать согласные буквы, которые не дают звука при произношении этого слова. (Наверное, есть правило, по которому можно определить в каких словах эта орфограмма встречается. Этого правила на уроках русского языка мы не изучали).
5. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Сформулируйте учебную задачу на урок. (Надо узнать правило правописания слов с согласными буквами, которые не произносятся в корне слова).
6. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
На доске висят слова:
солнце | здравствуй |
звездный | яростный |
- Прочитайте вслух написанные слова.
- Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова по три согласных).
- Если в середине слова имеется не менее трех согласных букв, это называется стечением согласных.
- Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове солнце не произносится согласная буква л , но пишется в этом слове).
- Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звездный не произносится согласная буква д , но пишется).
- Что вы можете сказать о третьем слове? (В слове здравствуй не произносится первая буква в , но в нем пишется).
- Прочитайте четвертое слово, какое несоответствие? (В слове яростный не произносится согласная буква т , но она в нем пишется).
- Послушайте четверостишье про такие буквы:
Иногда согласные
И грают с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
- Какие звуки в словах при стечении согласных не произносятся, но буквы пишутся? (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся буквы в, д, л, т).
На доске появляются карточки с согласными в, д, л, т.
- Как называются эти согласные, если они не произносятся? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
- Откроем учебник(1) на странице 111 и проверим наши предположения.
- Мы оказались правы. Молодцы!
- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т ? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся).
Работа у доски.
- Подберите проверочные слова к данным словам:
солнце-солнышко; здравствуй-здравие; звездный-звезда; яростный-ярость.
- Обобщите все, что мы говорили в порядке нашего рассуждения и знакомства с правилом.
(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его.
а) - Прочитайте девиз нашего урока. Что вы увидели? (В слове неизвестно непроизносимый
согласный т , проверочное слово весть , вести ).
- Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т ? (В словах ужасно, интересно
нет буквы т , проверочные слова ужасы, интересы).
- Спишите девиз нашего урока, выделите орфограмму.
б) Подбор проверочных слов.
-Я диктую слова с непроизносимой согласной, вы записываете их в столбик с проверочным
словом, выделяя орфограмму:
доблестный-доблесть
грустный-грусть
ненастный-ненастье
свистнул-свист
наездник-езда
- Какие непроизносимые согласные мы узнали? ( в, д, л, т )
- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится).
9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник).
Игра “Аукцион”.
- Кто назовет последний признак слова, будет поощрен призом!
- Запишите его. - Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Праздник-это веселье, торжество,
Праздник-это существительное, м.р., ед.ч., неодушевленный предмет. В этом слове 8 букв и
7 звуков(буква д звука не обозначает), 2 слога. Орфограмма-непроизносимая согласная д ,
нет проверочного слова, надо запомнить.)
- Назовите и запишите однокоренные слова данного слова:
праздник, праздничный, праздновать, праздничек.
10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Открыли учебник(1) на странице 111, упражнение 296.
- Списываем упражнение с орфографическим заданием.
11. ИТОГ УРОКА.
- Какую проблему мы сегодня решали?
- Удалось ли нам решить эту проблему, открыть новые знания?
- Какие совершили открытии.?
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Выучить правило в учебнике(1) на странице 111. По выбору: написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными или выполнить упражнение 297.
13. РЕФЛЕКСИЯ.
- Урок подходит к концу. Выберите колокольчик, цвет которого соответствует вашим знаниям:
красный-исследовательская работана отлично;
желтый-все получилось хорошо;
зеленый-не все понял и изучил, как хотелось;
синий-понял только часть.
- Сегодня мы исследовали слова. Хочется пожелать вам только добрых слов, и чтобы девиз нашего урока стал вашим девизом в освоении новых знаний.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. М.:Дрофа, 2000.
- Колыванова Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учителей классов компенсирующего обучения. Новокузнецк : ООО “Алексадрофф”.
- Кувашова Н.Г. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы. Волгоград:Учитель, 2006.