Цели:
Занятие рассчитано на закрепление знаний детей об осени, её приметах; развивает память, мышление, речь; способствует формированию коммуникативных умений; даёт возможность каждому ребёнку проявить свои артистические и творческие способности, а также даёт представление о правилах приёма гостей.
Предварительная работа:
1.Распределение детей в три команды: “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.
2. Проведение конкурса чтецов. “Осенние строки”. Три победителя вышли в финал.
3.Домашнее задание: для участия в викторине подготовить:
- команде “Сентябрь” – “Осенний кроссворд”,
- команде “Октябрь” – конкурс “Приметы осени”,
- команде “Ноябрь” – конкурс “Загадки об осени”.
Оборудование:
1. Оформление класса, выставка рисунков и поделок “Золотая осень”; празднично оформленный стол для “Кулинарного поединка”.
2. Пригласительные билеты для членов жюри и гостей. Эмблемы для команд. Протокол конкурсов для жюри.
3. Для конкурсов:
- “Осенняя азбука” – карточки с буквами Л, Д, З, С, У, В, Г, П, К, Ф, О, Т, Н .
- “Урожай”, “Деревья” – карточки с заданиями для каждого ребёнка.
- “Кулинарный поединок” – ингредиенты для яблочного пирога, фруктового салата и молочного коктейля. Посуда для праздничной сервировки (скатерть, салфетки, столовые приборы, вазочки для фруктового салата, стаканы, трубочки для коктейля).
Ход занятия.
Занятие начинается с подготовки “сладкого стола”. Каждая команда готовит своё блюдо: яблочный пирог, молочный коктейль, фруктовый салат – и сервирует стол. Когда всё готово, переходим к викторине.
Класс украшен рисунками и поделками детей. Дети сидят за столами по командам. На столах листы бумаги и карандаши.
Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете, какое сейчас время года? Правильно, осень. И в этот осенний день мы подводим итоги большой работы, начатой ещё в сентябре.
Мы с вами следили за изменениями в природе, всё запоминали, собирали природный материал, чтобы сделать вот такие чудные поделки, на основе своих наблюдений делали рисунки и готовились к викторине “Осенний калейдоскоп”.
Сегодня вы имеет возможность продемонстрировать свои знания и умения в командной борьбе.
1. Финал конкурса чтецов “Осенние строки”.
Дети читают стихи об осени. Критерии оценки: знание текста, выразительность чтения, передача настроения, создание художественного образа.
2. Конкурс “Приметы осени” представляет команда “Октябрь”.
Вы должны продолжить предложение:
а) Гром в сентябре – будет тёплая осень.
б) Кошка лезет к теплу, на печь – похолодание.
в) Воробьи осенью перелетают стайками с места на место – к предстоящим ветрам.
г) Если в сухую осень белые трясогузки появляются стаями – к наступлению ненастной дождливой погоды.
д) Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.
е) Если снег ляжет на сырую землю и не растает – то весной рано и дружно зацветут подснежники.
ё) Если снег выпадет на мёрзлую землю – можно ожидать хорошего урожая хлеба.
ж) Если в ноябре небо заплачет – то следом за дождём и зима придёт.
з) Если на реке лёд становится грудами – будут хлеба груды.
и) Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
к) Если лист ложится на землю лицом вниз – будет холодная зима.
л) Птицы на деревьях сидят, нахохлившись, – к холоду.
3. Своё домашнее задание “Осенний кроссворд” представляет команда “Сентябрь”.
Члены этой команды являются помощниками-консультантами для соперников.
4. Загадки об осени представляет команда "Ноябрь".
Висят на ветке
Золотые монетки. (Листья)
Маленький Егорка
Упал в озёрко.
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Лист)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (Листопад)
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Собрались все в стайки… (Птицы)
Молчит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг.
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это… (Дождь)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый… (Снег)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
Осень в лес пришла
Красный факел зажгла.
В пламени дрозды снуют
И, галдя, его клюют. (Грозди рябины)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт –
На зубок он попадёт. (Орех)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)
Целое лето старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала. (Капуста)
5. “Осенняя азбука”.
Надо назвать осенние явления природы, предметы, понятия, начинающиеся на предложенную букву.
Л – листья, листопад, ледостав, лужи.
Д – дождь.
З – зонтик, заморозки.
С – слякоть, сырость, сапоги, сентябрь.
У – урожай, учёба.
В – ветер.
Г – грибы, грязь, гроза.
П – плащ, перчатки.
К – куртка.
Ф – фрукты.
О – овощи, осень, октябрь.
Т – тучи.
Н – ненастье, ноябрь.
6. Объясни, почему так называется месяц?
Каждая команда должна объяснить старинное название своего месяца.
Хмурень – сентябрь.
Грязень – октябрь.
Полузимник – ноябрь.
7. Аукцион овощей.
Каждая команда должна по очереди называть овощи. Выиграет тот, кто останется последним.
8. Пантомима.
Нужно по одному игроку от команды. Детям предлагается изобразить
- грибника,
- дождик,
- листик.
9. “Урожай”
Ответы: Капуста, подсолнух, тыква, перец, морковь, томаты, свекла, лук, укроп.
10. “Деревья”
11. “Кулинарный поединок”
Все приглашаются на дегустацию яблочного пирога. фруктового салата и молочного коктейля. В конкурсе оцениваются:
- вкусовые качества блюда,
- сервировка стола,
- культура поведения за столом.
12. Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценка заданий.
Удачными оказались задания в конкурсах “Почему так называется месяц”. Дети выдвигали свои лингвистические версии, используя свой жизненный багаж.
Благодаря смене вида деятельности, очень оживил викторину конкурс “Пантомимы”.
Он создал непосредственную атмосферу игры и явился естественной разрядкой чувств и эмоций.
На этапе подготовки наиболее удачным и продуктивным был “Осенний кроссворд”, так как дети активно использовали личный опыт, учебник “Окружающий мир”, “Детскую энциклопедию”, Толковый словарь и другие источники. В ходе выполнения задания дети были вовлечены в разнообразные виды деятельности: поиск слов для кроссворда, моделирование сетки кроссворда, формулировка заданий для определения загаданных слов.
Влияние занятий на ребёнка.
Совместная работа по подготовке домашнего задания, участие каждого в изготовлении блюд для “Сладкого стола”, коллективное выполнение ряда заданий – позволили формировать опыт межличностных отношений, способствовали выявлению лидерских качеств у отдельных учащихся, дали возможность каждому ребёнку почувствовать ситуацию успеха, что способствовало созданию психологически комфортного микроклимата в детском коллективе и позволяет положительно оценить результативность проведённого мероприятия.