Конспект урока по теме "Скелет - опора тела"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

– тряпичная кукла,
– пластмассовая кукла,
– скелет человека,
– карточки с названиями частей скелета и отделов позвоночника: череп, позвоночник,  рёбра, кости конечностей, тазовые кости, крестец, копчик,
– кости куриные для практической работы: позвонки, рёбра, трубчатые кости,

Подготовительная работа:

– выбрать одного ученика, который во время урока будет исполнять роль Знайки, подготовить для него костюм (очки, галстук и т.д.),

– подготовить вопросы для проверки пройденного материала (можно это задание   поручить кому-либо из детей),

– подготовить куриные кости (выварить курицу и выбрать кости),

– подготовить тексты сообщений для Знайки,

Ход урока:

1.Проверка пройденного материала.

Эта работа проводится в виде ответов на вопросы. Вопросы может задавать Знайка, сам вызывающий детей, могут задавать дети друг другу, могут быть использованы как “экзаменационные билеты” в ролевой игре и т. д.

Примерные вопросы:

– Почему человек – это организм?

– Назови другие организмы.

– Являются ли организмами Солнце, ветер, гадюка, жук-плавунец, осина, снег, гранит, автомобиль? Почему?

– Из каких частей состоит нервная система?

– За что отвечает головной мозг?

– Какова роль спинного мозга?

– Какая часть нервной системы доставляет команды головного мозга к мышцам, органам и т.д.?

2.Знакомство с темой урока.

Учитель предлагает детям поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую.

Это удаётся только с одной из кукол.

– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)

Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.

– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.

3. Знакомство с частями скелета.

Учитель называет части скелета, показывает их на макете и составляет схему строения скелета на доске.

Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза.

4. Изучение костей позвоночника.

Знайка:

– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.

Учитель:

– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?

Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков.

Практическая работа.

Рассматривание позвонков на муляже и куриных позвонков на партах.

– Зачем у позвонков зубцы?

– Зачем внутри отверстие?

– Каково значение позвоночника?

Вывод: позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.

Учитель:

– Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и

4-5 копчиковых позвонков.

Знайка:

– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.

Учитель:

– . Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:

“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна.

Двенадцатый подвиг)

Знайка:

– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)

5. Изучение костей черепа.

Учитель:

– Череп состоит из 24 костей. Они большей частью плоские и соединены неподвижно, образуя черепную коробку. Черепная коробка очень прочная. Почему?

– Есть ли подвижные кости черепа, покажите на муляже. Почему они двигаются?

Вывод: кости черепа защищают головной мозг, обеспечивают питание и речь.

6. Изучение костей грудной клетки.

Практическая работа.

Рассматривание рёбер на муляже и на парте.

– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)

– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)

– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)

Прощупывание рёбер и грудины у себя.

Вывод: кости рёбер защищают внутренние органы.

7. Изучение костей конечностей.

Практическая работа.

Рассматривание трубчатых костей на муляже и на парте.

– Какой формы?

– Подвижны ли они? Почему?

– Каково их назначение?

Прощупывание у себя лопатки, ключицы, лучевых костей, костей пальцев.

Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног.

Знайка:

– Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть.

8. Изучение костей таза.

Рассматривание костей на муляже.

Это сросшиеся между собой кости. Они позволяют сидеть и защищают внутренние органы.

9. Закрепление материала.

Работа в тетради.

Обозначение частей скелета человека. (Работа на странице 4)

Работа с учебником.

Чтение статьи на странице 9-10.

10. Подведение итога.

– Из каких отделов состоит скелет? Показать на муляже.

– Каково значение этих костей?

11. Домашнее задание.

Учебник страница 9-10 пересказывать, страница 11 – ответы на вопросы.

Стихи