Оборудование:
– тряпичная кукла,
– пластмассовая кукла,
– скелет человека,
– карточки с названиями частей скелета и отделов
позвоночника: череп, позвоночник, рёбра, кости
конечностей, тазовые кости, крестец, копчик,
– кости куриные для практической работы:
позвонки, рёбра, трубчатые кости,
Подготовительная работа:
– выбрать одного ученика, который во время урока будет исполнять роль Знайки, подготовить для него костюм (очки, галстук и т.д.),
– подготовить вопросы для проверки пройденного материала (можно это задание поручить кому-либо из детей),
– подготовить куриные кости (выварить курицу и выбрать кости),
– подготовить тексты сообщений для Знайки,
Ход урока:
1.Проверка пройденного материала.
Эта работа проводится в виде ответов на вопросы. Вопросы может задавать Знайка, сам вызывающий детей, могут задавать дети друг другу, могут быть использованы как “экзаменационные билеты” в ролевой игре и т. д.
Примерные вопросы:
– Почему человек – это организм?
– Назови другие организмы.
– Являются ли организмами Солнце, ветер, гадюка, жук-плавунец, осина, снег, гранит, автомобиль? Почему?
– Из каких частей состоит нервная система?
– За что отвечает головной мозг?
– Какова роль спинного мозга?
– Какая часть нервной системы доставляет команды головного мозга к мышцам, органам и т.д.?
2.Знакомство с темой урока.
Учитель предлагает детям поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую.
Это удаётся только с одной из кукол.
– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)
Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.
– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.
3. Знакомство с частями скелета.
Учитель называет части скелета, показывает их на макете и составляет схему строения скелета на доске.
Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза.
4. Изучение костей позвоночника.
Знайка:
– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.
Учитель:
– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?
Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков.
Практическая работа.
Рассматривание позвонков на муляже и куриных позвонков на партах.
– Зачем у позвонков зубцы?
– Зачем внутри отверстие?
– Каково значение позвоночника?
Вывод: позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.
Учитель:
– Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и
4-5 копчиковых позвонков.
Знайка:
– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.
Учитель:
– . Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:
“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна.
Двенадцатый подвиг)
Знайка:
– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)
5. Изучение костей черепа.
Учитель:
– Череп состоит из 24 костей. Они большей частью плоские и соединены неподвижно, образуя черепную коробку. Черепная коробка очень прочная. Почему?
– Есть ли подвижные кости черепа, покажите на муляже. Почему они двигаются?
Вывод: кости черепа защищают головной мозг, обеспечивают питание и речь.
6. Изучение костей грудной клетки.
Практическая работа.
Рассматривание рёбер на муляже и на парте.
– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)
– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)
– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)
Прощупывание рёбер и грудины у себя.
Вывод: кости рёбер защищают внутренние органы.
7. Изучение костей конечностей.
Практическая работа.
Рассматривание трубчатых костей на муляже и на парте.
– Какой формы?
– Подвижны ли они? Почему?
– Каково их назначение?
Прощупывание у себя лопатки, ключицы, лучевых костей, костей пальцев.
Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног.
Знайка:
– Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть.
8. Изучение костей таза.
Рассматривание костей на муляже.
Это сросшиеся между собой кости. Они позволяют сидеть и защищают внутренние органы.
9. Закрепление материала.
Работа в тетради.
Обозначение частей скелета человека. (Работа на странице 4)
Работа с учебником.
Чтение статьи на странице 9-10.
10. Подведение итога.
– Из каких отделов состоит скелет? Показать на муляже.
– Каково значение этих костей?
11. Домашнее задание.
Учебник страница 9-10 пересказывать, страница 11 – ответы на вопросы.