Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для учащихся, получающих полное среднее образование в Иркутском лицее № 1, имеющем техническую и физико-математическую направленность.
Программа расчитана на 36 часов, которые распределяются следующим образом: 10-й класс – 2 полугодие, 17 часов; 11-й класс – 1 полугодие. Курс начинается со второго полугодия 10-го класса, т.к. ему должно предшествовать изучение темы “Молекулярно-кинетическая теория газов. Термодинамика” в курсе физики 10-го класса.
Название элективного курса “Химическая кибернетика” появилось не случайно. Известно, что слово “кибернетика” было взято Н.Винером (основоположником этой науки) из греческого языка (кибернетика-искусство управления). Из словосочетания “Химическая кибернетика” можно прогнозировать, что речь пойдет о катализаторах – этих “могущественных химиках”, позволяющих управлять химическими процессами, направлять их в нужное для человека русло.
Катализ играет ведущую роль не только в промышленности, но и в живой природе. Вся сложная система управления жизненными процессами в организмах основана на катализе. Сложные комплексы химических превращений, обусловливающие брожение, дыхание, пищеварение, синтез белков и других соединений, преобразование химической энергии в механическую и т.п., осуществляется с помощью ферментов-катализаторов белковой природы, образующихся в живых организмах. По некоторым свойствам ферменты существенно превосходят промышленные катализаторы. В настоящее время широко ведутся исследования синтетических органических катализаторов-органических полупроводников, комплексных соединений, хелатных полимеров и др., характеризующихся более простым составом и строением по сравнению с ферментами, но моделирующих в известной степени их действия.
ЦЕЛЬ КУРСА – сформировать межпредметные связи между химией, с одной стороны, и физикой и биологией – с другой.
Выяснив более подробно механизм действия катализаторов, познакомившись с существующими теориями, у учащихся есть возможность самим (с помощью дополнительной литературы и знаний, полученных на занятиях по биологии) предположить механизм действия ферментов. Практически все реакции в живых организмах ферментативные. И идут они при невысоких температурах и атмосферном давлении, поэтому химикам есть чему поучиться у природы. Более того, ведь весь процесс самоорганизации осуществляется вопреки термодинамическим запретам. Чтобы это понять, необходимо более подробно познакомиться с термодинамикой, чему посвящена 1 часть курса.
Изучение основ химической термодинамики основано на знаниях о термодинамике из курса физики. Установление МПС помогает устранить изолированность учебных предметов.
Программой курса предусмотрен выбор темы слушателями для курсовой работы с последующей публичной защитой, желательно в электронном варианте.
Установление творческих связей с биохимической лабораторией масложиркомбината дает возможность проведения исследовательской работы, которую лицеисты могут выполнять индивидуально или в группе.
Предлагаемый элективный курс “Химическая кибернетика” предназначен для любознательных учащихся, интересующихся наукой химией. Углубленное изучение основ химической термодинамики с подробным разбором задач и с последующим самостоятельным решением задач на закон Гесса выходит за рамки стандартной программы для общеобразовательных школ. В то же время энтропийный и энтальпийный факторы имеют огромное значение в природе, ознакомление с ними придает мышлению большую широту и углубляет представления об окружающем нас мире. Интеллектуально развитые, думающие учащиеся хотят знать, почему идут химические реакции и можно ли ими управлять.
Учитывая, что большинство выпускников нашего лицея поступает в ИрГТУ, где почти на всех технических специальностях преподается химия, изучение курса “Химическая кибернетика” поможет им быстрее и качественнее адаптироваться в ВУЗе.
Преподавание химии в лицее №1 ведется по программе для 8-11 классов общеобразовательных школ (авторы: Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева).В учебнике “Химия 10” есть понятие о термохимических расчетах, но эта тема относится к углубленному изучению и при прохождении программного материала нет возможности серьезно в этом разобраться.
ЦЕЛИ курса “Химическая кибернетика”:
- сформировать систему знаний об единстве каталитических процессов, идущих в химической промышленности и в живой природе;
- сформировать МПС между физикой, химией и биологией;
- познакомиться с основами химической термодинамики и термодинамическими расчетами.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- установить МПС с физикой по вопросу “внутренняя энергия”;
- установить МПС с биологией по вопросу “ферменты, их роль в живых системах;
- сформировать навыки выполнения термохимических и термодинамических расчетов;
- научиться пользоваться справочной литературой для неахождения термодинамических характеристик вещества;
- сформировать представление о научно-исследовательской работе.
В результате прослушивания курса “Химическая кибернетика” учащиеся должны научиться:
- пользоваться справочными таблицами;
- выполнять термодинамические расчеты:
- по закону Гесса;
- по уравнению Гиббса;
- определять направление химической реакции;
- понимать сущность катализа, различая гомогенный и гетерогенный катализ;
- определять условия смещения химического равновесия;
- понимать, как катализ помогает охране окружающей среды.
Предлагаемые темы для рефератов:
- Катализ гомогенный и гетерогенный;
- Классификация к5аталитических процессов;
- Открытие явлений катализа;
- Значение закона Гесса;
- Химическое равновесие и условие его смещения;
- Катализ и загрязнение воздуха;
- Катализ в живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I часть.
Основы химической термодинамики (17 час.).Тема 1. Энергетические соотношения в химических системах (8 час.).
Химические реакции как источники или потребители энергии. Тепловой эффект хим. реакции. Внутренняя энергия и энтропия. I закон термодинамики. Термохимия. Закон Гесса и его следствия. Энтальпия образования химических соединений. Энергетические эффекты при фазовых переходах. Энтальпийные диаграммы.
Экспериментальное определение и расчет теплот образования. Энергия и питание.
Теплотворная способность топлива и пищи. Энергия и питание.
Термохимические расчеты.
Практическая работа: проведение экзо- и эндотермических реакций.
Тема II. Причины эндотермических реакций (9 час.).
Самопроизвольные процессы, энтальпия и энтропия. Энтропия – мера беспорядка. Энтропия и ее изменения при химических процессах и фазовых переходах. Второй закон термодинамики. Энергия Гиббса и ее изменение при химических процессах. Стандартная энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы.
Направление реакции и химическое равновесие. Термодинамические расчеты.
Зачет по темам I и II.
II часть.
Химическая кибернетика (17 час.).Тема III. Могущественный химик – катализатор (8 час.).
Скорость химических реакций (химическая кинетика). Энергия активации химической реакции.
Уравнение Аррениуса и его практическое использование.
Графическое изображение хода химической реакции.
Гомогенные и гетерогенные системы. Классификация каталитических процессов. Теории катализа. Гомогенный и гетерогенный катализ. Избирательность действия катализаторов. Важнейшие каталитические процессы в промышленности.
Катализатор на службе охраны окружающей среды.
Тема IV. Ключи жизни – ферменты (9 час.).
Катализ и “возбудители жизни” (установление межпредметных связей с биологией).
Учение о ферментах. Белковая природа ферментов. Ферменты – биологические катализаторы. Строение ферментов. Специфичность действия ферментов. Модель “ключа и замка”. Факторы, влияющие на активность ферментов. Согласованность действия ферментов. Роль ферментов в медицине и в питании человека.
Роль катализаторов в эволюционном процессе происхождения жизни.
Получение катализаторов, подобных ферментам – мечта химиков.
Практическое занятие: Разложение перекиси водорода ферментами и неорганическими катализаторами.
Экскурсия в биохимическую лабораторию.
Календарно-тематический план элективного курса “Химическая кибернетика.
Часть I. (10-й класс). Основы химической термодинамики.
№ недели |
Вид занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
вводное |
Виды энергии. Внутренняя энергия тела. Примеры экзо- и эндотермических реакций. (МЖ с физикой). |
1 |
2, 3 |
лекция-беседа |
Понятие о химической термодинамике: внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект хим. реакции. Термохимическое уравнение. Закон Гесса и его следствия. | 2 |
4 |
лаб. занятие |
Проведение эндо- и экзотермических реакций. | 1 |
5 |
практ. занятие |
Обучение работы со справочной литературой. | 1 |
6,7 |
практ. занятие |
Расчеты тепловых эффектов хим. реакций, практическое проведение которых невозможно. | 2 |
8 |
лекция |
Энтропия – мера неупорядоченности системы, мера беспорядка. | 1 |
9 |
лекция |
Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. | 1 |
10,11 |
практ. занятие |
Термодинамические расчеты. | 2 |
12,13 |
семинар |
Можно ли невозможную реакцию сделать возможной? (Обсуждение лекционного материала. Решение задач по хим. термодинамике). | 2 |
14 |
Контрольная работа. | 1 |
|
15 |
практ. занятие |
Энергия и питание. (Выступления учащихся). | 1 |
16 |
лекция-диспут |
Почему идут термодинамически запрещенные биохим. реакции? | 1 |
17 |
Зачет | 1 |
Лекции – 6 час.
Практические занятия – 8 час.
Лабораторные занятия – 1 час.
Контрольная работа – 1 час.
Зачет – 1 час.
_________________________
Итого – 17 час.
Часть II. (11-й класс). Химическая кибернетика.
№ недели |
Вид занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
семинар |
Могущественный химик – катализатор (обзор известных органических и неорганических реакций). | 1 |
2 |
лекция |
Можно ли изменить направление реакции? | 1 |
3,4,5 |
групповая работа |
Работа с литературой: учебниками для
вузов, научно-популярной литературой, химической
энциклопедией. Темы для выступлений:
|
3 |
6 |
лекция |
Катализатор на службе охраны окружающей среды. Выбор темы для курсовой роботы. | 1 |
7,8 |
лекция |
Катализ в живой природе – химическая кибернетика. Почему все биохимические реакции, происходящие в живых органах, являются каталитическими? | 2 |
9 |
лаб. занятие |
Разложение перекиси водорода ферментами и неорганическими катализаторами. | 1 |
10,11 |
экскурсия |
Экскурсия в биохимическую лабораторию масложиркомбината. Выбор темы исследовательского проекта. | 2 |
12 |
контр. занятие |
Тестовая контрольная работа по теме “Катализ”. | 1 |
13,14 |
лекция |
Катализ и “возбудители жизни” (МПС с биологией). | 2 |
15 |
дискуссия |
Роль катализаторов в эволюционном процессе происхождения жизни. Получение катализаторов, подобных ферментам – мечта химиков. | 1 |
16,17 |
Защита курсовых работ по теме “Жизнь и регулирование” | 2 |
Лекции – 6 час.
Практические занятия – 7 час.
Лабораторные занятия – 1 час.
Контрольная работа – 1 час.
Защита курсовых – 2 час.
_________________________
Итого – 17 час.
Литература для учителя.
- Асатиани В.С. Химия нашего организма. – М.: Наука, 1969.
- Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа. 1988.
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. Т. 1, 2. – М.: Мир, 1993.
- Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: “Химия” Л-ое отделение. 1984.
- Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1967.
- Кузнецова Л.М., Ившин Я.В. О направленности химических реакций. //Химия в школе. 2003, №9. С. 53-57.
- Леенсон И.А. Химические реакции. – М.: Астрель, 2002.
- Николаев Л.А. Химия клетки. – М.: Наука, 1964.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1985.
- Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение, 1995.
Литература для учащихся.
- Ахметов Н.С. Химия. Учебник для 10,11 кл. – М.: 1998.
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. Т. 1, 2. – М.: Мир, 1993.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Уч. пособие. – М.: “Блик плюс”, 2000.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 10. – М.: Изд. Дом Дрофа, 1998.
- Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М., 1997.
- Книга для чтения по неорганической химии. / Сост. В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1985.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М., 1998.