"Решение задач на проценты". Открытый урок. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • в игровой форме закрепить умения и навыки решения простейших задач на проценты;
  • повысить познавательный интерес учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем играть. И в ходе игры вы будете закреплять, и развивать свои умения решать задачи на проценты в различных взрослых жизненных ситуациях. Сегодня вы будете работать в роли ученого, готовящего научный доклад; в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли мастера на заводе; в роли бухгалтера, начисляющего заработанную плату сотруднику. Итак, ваша цель на уроке - закреплять, и развивать умения решать задачи на проценты.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Мы знаем,

а) как найти процент от числа;
б) как найти по проценту целую величину и
в) как найти процентное соотношение одно числа от другого.

Дома вы применяли эти правила. Повторим эти правила: говорят ученики, на доске записать (или поместить таблички) правила в общем виде.

А % от Б А % это С Б от С в %
0,01А*Б С: 0,01А (Б: С) * 100%

2. Проверка домашнего задания в форме самопроверки по готовому решению.

III. Формирование умений и навыков.

На столах лежат карточки с условиями задач.

Все вычисления записываются в рабочих тетрадях. Проверка всех результатов с помощью табличек, развешенных на стенах кабинета в произвольном порядке. А также с помощью двух – трех консультантов – ученики, которые прорешивают все задания и могут помочь при спорных вопросах, или у учителя.

1. Продавец - покупатель.

I вариант – продавец, II - покупатель. Оба ученика вычисляют скидку на два, выбранных покупателем товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %

2. Классный руководитель – завуч школы.

I вариант - классный руководитель, II – завуч школы.

В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

I вариант - бухгалтер, II – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработанная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

4. Бронза – это сплав 90 % меди и 10 % олова. Для изготовления бронзы мастер взял 16,2 кг меди. Сколько килограммов бронзы у него получится?

5. В 1980 году в атмосферу было выброшено 100 миллионов тонн углекислого газа развитыми странами. В 1997 году на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата. Делегатами из более 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы углекислого газа к 2008-2012 годам на 5%. Неправительственные организации считают, что такое сокращение очень мало и предлагают сократить выбросы на 60%. Вычислите каковы предполагаемые выбросы при 5% и при 60% сокращениях.

IV. Домашняя работа:

Придумать три задачи, при решении которых нужно вычислять процент от числа, число по заданному проценту, и какой процент составляет одно число от другого. За ситуациями можно обратиться к родителям.

V. Итог урока.

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Ответы к задачам.

1.

Товар: Скидка на данный товар: (руб.) Сумма к оплате: (руб.)
Шуба 5 390 33 110
Сапоги 780 7020
Шапка 176 2 024
Спортивный костюм 352 2 848
Кроссовки 92,5 1 757,5

2. 

67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

42,9% учеников посещают спортивные секции,

57,1% учеников посещают различные кружки.

3.

Заработанная плата сотрудника 22 950 рублей,

Премия 10 327,5 рублей,

Общая сумма 33 277,5 рублей,

Налог 4 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

4.

18 кг бронзы получиться.

5.

Предполагаемые выбросы при 5% 95 миллионов тонн углекислого газа.

При 60% сокращениях 60 миллионов тонн.