Цели:
- в игровой форме закрепить умения и навыки решения простейших задач на проценты;
- повысить познавательный интерес учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем играть. И в ходе игры вы будете закреплять, и развивать свои умения решать задачи на проценты в различных взрослых жизненных ситуациях. Сегодня вы будете работать в роли ученого, готовящего научный доклад; в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли мастера на заводе; в роли бухгалтера, начисляющего заработанную плату сотруднику. Итак, ваша цель на уроке - закреплять, и развивать умения решать задачи на проценты.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Мы знаем,
а) как найти процент от числа;
б) как найти по проценту целую величину и
в) как найти процентное соотношение одно числа от другого.
Дома вы применяли эти правила. Повторим эти правила: говорят ученики, на доске записать (или поместить таблички) правила в общем виде.
А % от Б | А % это С | Б от С в % |
0,01А*Б | С: 0,01А | (Б: С) * 100% |
2. Проверка домашнего задания в форме самопроверки по готовому решению.
III. Формирование умений и навыков.
На столах лежат карточки с условиями задач.
Все вычисления записываются в рабочих тетрадях. Проверка всех результатов с помощью табличек, развешенных на стенах кабинета в произвольном порядке. А также с помощью двух – трех консультантов – ученики, которые прорешивают все задания и могут помочь при спорных вопросах, или у учителя.
1. Продавец - покупатель.
I вариант – продавец, II - покупатель. Оба ученика вычисляют скидку на два, выбранных покупателем товара, и стоимость покупки.
Товар: | скидка на данный товар: |
Шуба - 38 500 рублей | 14 % |
Сапоги – 7 800 рублей | 10% |
Шапка - 2 200 рублей | 8 % |
Спортивный костюм - 3 200 рублей | 11 % |
Кроссовки – 1 850 рублей. | 5 % |
2. Классный руководитель – завуч школы.
I вариант - классный руководитель, II – завуч школы.
В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
I вариант - бухгалтер, II – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработанная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
4. Бронза – это сплав 90 % меди и 10 % олова. Для изготовления бронзы мастер взял 16,2 кг меди. Сколько килограммов бронзы у него получится?
5. В 1980 году в атмосферу было выброшено 100 миллионов тонн углекислого газа развитыми странами. В 1997 году на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата. Делегатами из более 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы углекислого газа к 2008-2012 годам на 5%. Неправительственные организации считают, что такое сокращение очень мало и предлагают сократить выбросы на 60%. Вычислите каковы предполагаемые выбросы при 5% и при 60% сокращениях.
IV. Домашняя работа:
Придумать три задачи, при решении которых нужно вычислять процент от числа, число по заданному проценту, и какой процент составляет одно число от другого. За ситуациями можно обратиться к родителям.
V. Итог урока.
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Ответы к задачам.
1.
Товар: | Скидка на данный товар: (руб.) | Сумма к оплате: (руб.) |
Шуба | 5 390 | 33 110 |
Сапоги | 780 | 7020 |
Шапка | 176 | 2 024 |
Спортивный костюм | 352 | 2 848 |
Кроссовки | 92,5 | 1 757,5 |
2.
67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”
42,9% учеников посещают спортивные секции,
57,1% учеников посещают различные кружки.
3.
Заработанная плата сотрудника 22 950 рублей,
Премия 10 327,5 рублей,
Общая сумма 33 277,5 рублей,
Налог 4 326,08 рублей,
Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.
4.
18 кг бронзы получиться.
5.
Предполагаемые выбросы при 5% 95 миллионов тонн углекислого газа.
При 60% сокращениях 60 миллионов тонн.