Урок русского языка во 2-м классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обучающий (урок изучения нового материала)

Цели и задачи:

  • cовершенствовать умение определять род имен существительных;
  • познакомить с правописанием мягкого знака на конце существительных;
  • упражнять в письме существительных с шипящими на конце;
  • расширять и обогащать словарь детей;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  1. учебная литература: Полякова А.В. Русский язык. 2 класс.
  2. наглядные пособия:

- сигнальные карточки (у детей), таблица, плакат-сказка, карточки (индивидуальные), наборы слов в конвертах (индивидуально).

- магнитофон, кассета с записью текста.

Ход урока

1. Орг. Момент. (Создание рабочей атмосферы)

2. Минутка чистописания.

(Работа общая для всех, подготовка к изучению нового материала)

ч ш щ ж

чу щу ча ща жи ши

(Беседа по вопросам, отвечают по желанию)

  1. Что объединяет эти буквы и их звуки? (похожее звучание)
  2. Как их называют? (шипящие)
  3. На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)
  4. Какие орфограммы, связанные с этими буквами мы знаем? (чу-щу пиши с буквой у; ча-ща пиши с буквой а; жи-ши пиши с буквой и)

3. Сообщение темы урока (игровой момент)

Молодцы, много знаете об этих буквах, и поэтому они пришли к нам сегодня на урок. (Открывается таблица, на которой написаны шипящие буквы и слова)

4. Работа по таблице (для всего класса)

Каждая буква принесла по два слова.

- Чем похожи и чем отличаются эти слова?

(Одно слово с мягким знаком, а другое без него)

Ч мяч дочь Ш шалаш мышь
Щ лещ вещь Ж нож рожь

- Давайте вспомним, какую роль играет мягкий знак в словах? (Мягкий знак служит для смягчения согласных и выполняет разделительную функцию)

- А какова роль мягкого знака в данных словах? (Дети произносят эти слова, пытаются определить роль мягкого знака, но в ответе затрудняются, т.к. на произношение мягкий знак не влияет. Учитель подводит их к выводу, помогая найти нужный признак)

- Какой признак объединяет слова в столбиках? (в первом столбике существительные мужского рода, а во втором женского.)

- Какой же вывод можно сделать? (Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящей и не пишется в словах мужского рода)

- Так какое же новое правило принесли нам шипящие буквы?

(Несколько учащихся рассказывают правило)

Вы правильно выполнили задание наших гостей и они приглашают вас в свой сказочный город.

(Открывается плакат со сказочным городом, на котором два замка: замок мужского рода и замок женского рода)

5. Прослушивание сказки, (сказку рассказывает учитель, направляя внимание детей на сказочный город)

Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят:

- Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож.

И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: “ Женщины всегда добрые, как мама”. И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.

- Когда же пишется мягкий знак после шипящих? (Повторяют правило несколько учащихся 3 уровня обучаемости)

- Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? (указывает на родовую принадлежность)

- Что мы должны уметь, чтобы не допустить ошибок в словах с шипящими на конце? (Уметь определять род существительных.

6. Упражнение в определении рода существительных.

Каждый работает индивидуально со словами из конверта. В каждом конверте индивидуально подобранный набор слов. Задание: разложить слова в столбики по родами записать в тетрадь полученные группы слов.

1 набор (для детей 5 уровня обучаемости, вставить пропущенную букву и разложить по родам)

Кирпич,, мелоч., с крыш., задач., молодеж., ткач., суш., теч., Олегович., полноч., дрож., туш., жилищ.

2 набор (для детей 4 уровня, вставить пропущенную букву и разложить по родам)

Кирпич., мелоч., молодеж., ткач., суш., теч., полноч., дрож., туш.,брош.

3 набор (для детей 3 уровня, вставить пропущенную букву)

Мыш., доч., мяч., ноч., ключ., лещ.

4 набор (для детей 2 и 1 уровня, разделить на столбики по родам)

Мышь, дочь, мяч, ночь, ключ, лещ.

Во время самостоятельной работы, учитель работает индивидуально с учениками 2 уровня.

1. Проверка усвоенности нового материала:

  • Какие буквы называют шипящими? Почему?
  • Когда после них пишется мягкий знак?
  • Как определить род существительных?

2. Составление карточки-схемы.

3. Выполнение работы под руководством учителя.(пользуясь составленной схемой)

7. Проверка выполненной работы.

Индивидуально проверяет учитель задание у детей 5 уровня.

- Почему слова крыш, задач, жилищ пишутся без мягкого знака? (Т.к. это родительный падеж существительных)

8. Игровой момент.

Пока мы с вами учились определять род существительных. Баба Яга схватила наши буквы, посадила их в клетку и закрыла замками. На каждом замке есть какое-то задание. Мы можем освободить буквы, но для этого нужно выполнить все задания без ошибок.

1 замок-задание, (для детей 5 уровня)

Составить рассказ по опорным словам.

Поход, вещь, ночь, шалаш, луч, ключ, мышь, чиж, еж.

2 замок-задание (для детей 4 уровня)

Дорога шла через .... Вот пробежала... . В доме послышался.., . Это ... затянул свою песню. Наступила... . Кругом стояла полная .... Только... тихо шептался с рекой.

Слова для справок: камыш., тиш., рож., мыш., плач. , сыч., ноч.

3 замок-задание (3 уровень)

Подобрать слово в единственном числе.

Ужи-..., вещи - ..., ландыши -... ,плащи - ..., печи - ....ключи - ... .

4 замок - задание (2 уровень)

Списать, вставить пропущенную букву.

Товарищ. принес мне нужную вещ. . Наступила ноч. .В лесу живет еж. .

Во время работы учитель работает индивидуально с каждым ребенком

3 уровня, выясняя, как они усвоили новую тему и оказывает помощь в выполнении задания.

9. Проверка выполненной работы.

Дети 5 уровня читают свои составленные рассказы, все слушают и выбирают наиболее удачный, правильно выполненный.

Дети 4 уровня меняются тетрадями и проверяют друг у друга.

У детей 2 уровня проверяет учитель.

10. Выборочный диктант.

Из текста, магнитофонная запись, нужно выбрать и записать существительные с шипящими на конце.

1, По спине пробежала сильная дрожь. Товарищ быстро разжёг костёр. Мы устроили из веток и кольев большой шалаш. Пока работали, наступила полночь. Ночную тишь прорезал свист крыльев. Это филин спешил в лесную глушь. Он нёс в клюве мышь. Крик филина походил на плач ребёнка.

2. Коля тяжело заболел. Мать всю ночь сидела у изголовья сына. Врач оказал большую помощь.

3. Славная молодёжь нашей страны работает на целине, на строительстве заводов, дорог, в тайге.

Пожар. В полночь загорелся колхозный сарай. Ночной сторож поднял тревогу. Быстро на пожар подъехали пожарные машины. Собрались колхозники. Каждый старался оказать помощь и спасти колхозное добро. Особенно отличалась молодёжь. Вася Кузнецов с опасностью, для жизни спасал машины. Его наградили медалью.

Во время этой работы учитель индивидуально работает с каждым ребенком 4 уровня, предлагая им текст для проверки.

(дети вставляют пропущенную букву, объясняя свои действия, непосредственно учителю)

Доч.., кирпич.., мыш.., шалаш.., мелоч.., калач.., суш.., ковш.., теч.., сургуч.., ткач,., полноч.., гореч.., этаж.., молодёж.. .

11. Работа по учебнику.

(Данные упражнения ученики выполняют по желанию, т.е. можно выбрать любое упражнение, можно сделать не все упражнение, а только ту часть, которая больше нравиться или понятна, можно выполнить все упражнения или части из всех упражнений) (Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Стр.180)

Напишите данные существительные в единствен ном числе. Укажите род. м.р.

Образец. Ужи — уж

Ужи, вещи, ландыши, броши, силачи, плащи, печи, ножи, ключи, лещи, стрижи, ерши, мячи, камыши, чижи, сычи, грачи, гаражи, малыши.

479. К данным прилагательным подберите существительные 2-го и 3-го склонений с буквой шипящего на конце и запишите слова.

Образец. Красивая брошь.

Красивая .... морозная .... чёрный .... острый .... золотая .... футбольный .... русская .... громкий .... хороший .... тёплая .... шестой .... колючий .. лесная... непромокаемый....

480. Спишите. Поставьте, где нужно, ь. Объясните орфограммы на месте пропусков.

1. Из-за туч., выглянула луна. 2. Нам мало задано задач.. . 3. В саду зреет много груш.., 4. С крыш.. капает вода. 6, Туш..—чёрная краска для черчения и рисования. 7. В лодке образовалась теч.. . 8. Всякая вещ.. должна иметь своё место. 9. Воробьи вьют гнёзда около жилищ.. .

Во время этой работы учитель индивидуально работает с теми учениками, которым нужна помощь.

11. Итог урока.

С каким правилом познакомились на уроке? Когда на конце существительных пишется мягкий знак?

12. Домашнее задание. (Вариант выбирают по желанию)

Вариант1. Записать 12 слов с шипящим на конце.

Вариант 2. Составить рассказ в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.

Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце.