Цели: определить уровень влияния школы на здоровье обучающихся; ознакомить педагогов с современными технологиями, сохраняющими физическое и психическое здоровье учащихся.
Задачи:
- проанализировать состояние здоровья учащихся параллели 4-х, 7-х, 10-х классов;
- определить уровень влияния школы на состояние здоровья обучающихся (мнение родителей, учеников);
- определить уровень нагрузки на учащихся при выполнении домашних заданий;
- определить уровень владения теорией вопроса педагогами школы по здоровьесберегающим технологиям;
- разработать рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Участники педсовета:
- учителя-предметники;
- классные руководители 1-11 классов;
- администрация школы;
- представители Управления образования города Стрежевой Томской области.
Наглядность, оформление, оборудование:
презентация по результатам анкетирования, карточки с рекомендациями “Критерии рациональной организации урока” для презентации педсовета – компьютер, экран, проекционный аппарат.
Подготовительная работа:
1. Программа исследования:
“Диагностика “Влияние школы на здоровье
учащихся”” (по Н.К.Смирнову).
Объект – коллективы 4,7,10 классов.
Методика: оценивание предлагаемых суждений
положительным или отрицательным ответом.
Этапы педсовета:
1 этап – Определение основных проблем по теме.
2 этап – Теоретическое обоснование проблемы.
3 этап – Анализ ситуации по данной проблеме в
школе.
4 этап – Обсуждение путей решения проблемы.
5 этап – Обсуждение и принятие рекомендаций по
устранению проблемы.
6 этап – Решение педсовета и рефлексия.
Ход педсовета:
Выступление заместителя директора по УВР.
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний. За последние десять лет в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/спид, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 1991 – 2000 гг. ее показатель у 20-29 летних возрос почти на 80%. При сохранении современного повозрастного уровня смертности, из числа подростков, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.
Представление и обсуждение результатов анкетирования “Влияние школы на здоровье учащихся”. (Анкета в приложении).
Анализ проведенного анкетирования показывает: на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии.
Понятие, здоровьесберегающих образовательных технологий появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2-3 года. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, В. Зайцева, М.Монтессори и т.п. или по “технологии здоровьесбережения”.
Но это не так. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие “здоровьесберегающая” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
Здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма.
Давайте попытаемся определить факторы, наносящие вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
Идет работа в группах по выявлению данных факторов, которые после выступления групп классифицируются и обсуждаются.
Внешние факторы:
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
В России отсутствует культура здоровья. Человек не стремится взять на себя
ответственность за свое здоровье. Рождаясь здоровыми, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.
Обратившись к врачам, склоняемся к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Социологический опрос школьников Америки и России показал, что значимость здоровья в Америке ставят на I место, а в России на только на IX. Культурный человек, как отмечал Брехман, “не должен допускать болезни, особенно хронические, т.к. в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жихни в течение длительного времени”.
Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственности каждого человека за свое здоровье как перед обществом, так и перед самим собой.
2. Сужение понятия здоровья.
Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения формируется так:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.
Основным фактором, обуславливающим здоровье являются:
- образ жизни 50-55 %;
- экология 20 – 25 %;
- наследственность 20%;
- недостатки в здравоохранении 5-10 %
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
В нашей стране большая часть территории – зоны экологического неблагополучия. Чем
слабее, незащищеннее организм человека, (а таков организм ребенка) тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
Это воздействие электромагнитных полей, в “паутине” которых мы проводим бльшую
часть жизни и частых поездок в транспорте (“транспортное утомление”), социально – психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, травмирующие психику воздействия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств. Эти атрибуты городской жизни являются причиной значительной части неврозов, депрессий, психосоматических заболеваний, проявлений агресссии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
5. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
1) отсутствие последовательной и непрерывной
системы обучения здоровью. Информация о здоровье
часто отрывочна, случайна, не носит системного
характера и часто противоречива.
2) отсутствие межведомственного подхода к
решению проблем, связанных со здоровьем.
3) низкий уровень санитарно – гигиенической,
просветительской работы. Проводимая работа
(литературы, телепрограммы, лекции и т.д._
ориентирует преимущественно на лечение, а не на
предупреждение заболеваний, не раскрываются
факторы риска, а главное – пути их преодоления.
4) отсутствует мода на здоровье. Физический имидж
(хорошеее физическое развитие, стройность и т.п.)
назвали 85 % респондентов в США; 25% – ужчин в
России; женщин менее 40%. Прошкольников говорила
выше.
5) Мало внимания уделяется вопросам формирования
культуры отдыха (телевизор, алкоголь, и т.п. не
компенсирует последствия накопившегося
профессионального утомления и не обеспечивает
подготовку к слудующему трудовому дню).
6. Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей, подростков школьного возраста.
7. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Об этом часто говорят в педагогической литературе. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Исследования показывают, что по этим вопросам компетентность учителей на уровне других специалистов с высшим образованием: инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства, которых относят к группе риска.
Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. У нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников.
Идет сравнительный анализ здоровья учащихся и учителей за прошедший учебный год. (Результаты представлены на слайдовой презентации).
Выступление заместителя директора по УВР.
Кроме названных существует группа внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий это:
- интенсификация и нерациональная организация учебного процесса , (увеличение количесвта учебных часов; перегрузка домашнего задания),
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
По данным исследованиям Российской Академии Наук вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет
9-10 часов в начальной школе;
10 – 11 часов в основной;
13 – 15 часов в средней школе.
Отсюда у детей повышенная утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, низкая сопротивляемость болезням и т.п.
Среди учащихся гимназических классов больше детей с нарушениями зрения. Хроническое утомление приводит к ряду заболеваний соматического и психического характера.
Факторы:
I. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровья.
- Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска
- мебель : размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства – компьютеры, телевизор;
- пищеблок : ассортимент, качество пищи, организация питания;
- экологическое состояние прилегающей территории ;
- состояние сантехнического оборудования .
II. Учебно-организационнные факторы: (зависящие в большей степени от администрации школы)
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки – подняли, за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время);
- медицинское и психологическое обеспечение школы;
- участие родителей в жизни школы;
- психологический климат педагогического коллектива;
- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
III. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
- Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
- Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
- Особенности работы с “трудными подростками” в классе.
- Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
- Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
- Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
- Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
- Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
- Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.
- Понятие о здоровьесберегающих образовательных технологиях;
- Термин “ЗОТ”
- Задачи ЗОТ “минимум” и “оптимум” (формирование физического, психического, нравственного здоровья);
- Принципы и отличия особенности здоровьесберегающих образовательных технологий;
- Авторитетная педагогическая;
- Индивидуально педагогические воздействия;
- Культура здоровья;
- О подаче информации учителям;
- 3 этапа модели.
Медицинский подход к здоровьесбережению;
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Определим понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”.
Термин “ здоровьесберегающие образовательные технологии” можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее “сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях.
Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок , выделение групп медицинского риска. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, но уже не с помощью образовательных технологий.
Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого–педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за свое здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине.
Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за свое здоровье, воспитании постоянной потребности заботиться о нем, а значит – и о здоровье других людей.
Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за сове здоровье – воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования: научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.
А за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учетом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.
Таким образом , современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым.
Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача – минимум и задача – оптимум. Задача – минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики “Не навреди!”
Реализация ее рабочей программы включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно – нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.
Соответственно, сами вредные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на 3 группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно – педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого – педагогические факторы).
Таким образом, решение задачи – минимум с использованием “ здоровьесберегающих образовательных технологий” заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьников. Задача директора, учителя – по возможности защитить тело и психику ребенка в школе от травмирующих факторов. То же касается охраны труда и здоровья педагогов.
Приоритеты в охране труда и здоровьесбережении разные:
в первом случае – сохранение трудовой дисциплины и повышение производительности труда (экономическая задача), во втором – забота о человеке, его здоровье (гуманитарная задача).
На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и педагогов: мы уже говорили об этом.
“Здоровьесберегающая образовательная технология” в первую очередь касается психолго- педагогических факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Кроме того, к трем общепринятым факторам угрозы для здоровья относится и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем мы создаем себе сами! А это также образовательная проблема. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим из всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом.
Как же сформировать здоровьесберегающие технологии? (Работа по группам).
Выступление заместителя директора по УВР, который обобщает результаты полученные в группах и формулирует рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий.
Формирование здоровьесберегающих технологий условий организации образовательного процесса.
1. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса
а) гигиенические требования к детским учреждениям зафиксированы в САНПИНах. Включают следующие требования:
- создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков способствует созданию благоприятного психологического климата;
- естественное и искусственное освещение. Освещение боковое естественное во всех помещениях должно быть слева. Слишком яркие светильники, прямые солнечные лучи также как и низкая освещенность вызывают утомляемость. Оконные проемы должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся по цвету со стенами, мебелью. Цвет интерьера не должен быть насыщенно коричневым, насыщенно-голубым, красным, черным, белым, насыщенно-зеленым. Такая обстановка раздражает или угнетает учащихся. Рекомендуется использовать материала и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.
- Воздушно – тепловой режим. tо воздуха в классах должна быть в пределах 18-21о. Необходимо не менее 2-х раз в день осуществлять сквозное проветривание.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса. Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья следует выполнять рекомендации:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность установлены учебным планом.
- Нормативы продолжительности приготовления домашних заданий:
1 класс 30 минут – 1 час;
10 – 11 классы 3ч – 3,5 часов, т.е. на 1 предмет не более 30 – 35 минут;
- занятия активно – двигательного характера – динамические паузы, уроки физкультуры и пр.
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня + участие в спортивных секциях, соревнования и игры).
Ежедневная норма двигательной активности 2 часа в каждом классе.
Рациональное расписание учебных занятий.
Расписание необходимо составлять с учетом динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать смежность предметов и преобладание динамического и статического компонентов во время занятий.
Школа трудности предметов.
Для младших школьников |
Для старших классов |
||||
1. | Математика | 8 | 1. | Математика, русский язык | 11 |
2. | Русский язык | 7 | 2. | Иностранный язык | 10 |
3. | Природоведение | 6 | 3. | Физика, химия | 9 |
4. | Литература | 5 | 4. | История | 8 |
5. | История | 4 | 5. | Литература | 7 |
6. | Рисование и музыка | 3 | 6. | Естествознание, география, ОБЖ | 6 |
7. | Труд | 2 | 7. | Физическая культура | 5 |
8. | Физическая культура | 1 | 8. | Труд | 4 |
9. | 9. | Черчение | 3 | ||
10. | Рисование | 2 | |||
11. | Пение | 1 |
Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими, (но и не 1-ми и не последними).
Нельзя ставить 2 или 3 трудных уровня подряд. (Например: физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными (например: история, математика, география).
Уроки физической культуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную лучше ставить во 2-ой части.
Самыми продуктивными днями считаются вторник, среда, пятница. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, проводить контрольные работы.
Рациональная организация урока.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье. А это в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Таблица “Критерии рациональной организации урока”.
Одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня – посещение уроков учителей. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя.
Напомню, что состояния, опосредующие эту связь, – утомление и стресс. Учитывая их особую патогенность для растущего организма, можно рассматривать профилактику утомления и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.
Кратко перечислю, на что следует обращать внимание в ходе урока в указанном аспекте.
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, примеров и др.
- Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10 – 15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества) и т.д. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, семинар, дискуссия, исследовательская работа и т.д.) .
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).
- Поза учащихся,чередование позы (наблюдает ли учитель за этим? Что предпринимает?)
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз. Норма: на 15 – 20 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Результаты проверки выполнения рекомендации по увеличению двигательной активности в нашей школе.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей)
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая и т.п.
- В конце урока
Норма: 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает на контрольной работе. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоции, общения, самооценки, взаимооценки
между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность,
заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).
Плотность урока: т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75%
15. Темп окончания урока – быстрый темп, “Скомканность”, нет времени на вопросы учащихся, быстрая или с комментариями запись домашнего задания.
Проект решения педсовета. Рефлексия.