Характеристика цели образовательной программы
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом I I I тысячелетии задача передачи духовных, культурных и нравственных ценностей человечества приобретает все большое значение. Технический прогресс – бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением интереса к развитию культуры и региональным традициям в условиях многонационального государства. В культуре новые взгляды, идеи, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, субкультуре, не свойственным исконно российской культуре. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры.
По этому главной целью образовательной программы “ВРЕМЕНА” является воздействие на мировоззрение и самоопределение ребенка в лоне российской и сибирской культур.
Невозможно жить без цели, а всякая цель предусматривает движение. Невозможно двигаться прямо, не зная, где был до этого. Нереально строить что-либо без фундамента, основы, идеи. Значит, шагая вперед, необходимо всегда оглядываться назад, изучать и помнить прошлое. Необходимо соединять звенья цепи времен...
Проект призван помочь старшеклассникам в формировании компетентностей в области культурной антропологии. Изучаемые материалы программы позволят участникам через исследование прошлого как бы заглянуть в будущее, пропустив через себя опыт прошлых поколений, непосредственно соприкоснуться с материальной и духовной культурой наших предков, получить сведения о древнейшем прошлом коренных жителей Шарыповской земли, познакомиться с культурно-антропологическим и духовным наследием региональной истории, определить свою жизненную позицию в лоне культуры, как творца культуры и спроектировать образ Культуры Будущего региона и страны.
Общие образовательные цели и задачи программы
Цели программы:
- Введение юношества в практики осмысления и проектирования личного будущего на материале анализа прошлого и настоящего, моделирования будущей личной Культуры, Культуры региона и страны;
- Формирование у старшеклассников современного аналитического мышления и представления о культурно-историческом развитии региона, страны;
- Подготовка старшеклассников к свободному ориентированию относительно культурных и человеческих ресурсов и потенциалов региона, страны.
Задачи:
- Сформировать у старшеклассников ряд ключевых гуманитарных понятий относительно динамики разворачивания региональных культурно - исторических процессов;
- На основе метода историографического прогнозирования построить прогнозы развития Культуры региона (региона проживания участников курса), страны.
- Сформировать у участников собственное представления о Культуре как механизме общественного развития.
Ожидаемые образовательные и социальные результаты программы
Предполагаемые результаты образовательного процесса:
- Самоопределение старшеклассников в лоне региональной культуры, как творца культуры;
- Обретение культуры мышления;
- Формирование представления об образе культуры России в Будущем;
- Воспитание толерантности через общение людей разных культур;
- Развитие коммуникативных навыков.
Целевая группа – участники образовательной программы
Целевой группой данной программы, по замыслу разработчиков, являются старшеклассники ориентированные не только на углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, но и заинтересованные в успешном построении своего будущего.
Технологическое устройство программы
Годовая программа “ВРЕМЕНА” подразделяется на три образовательных модуля:
1-й модуль “ От культуры предков до символа культуры Будущего” (10 дней, июль)
2-й модуль “Культура нации – достояние нации” (4 дня, январь)
3-й модуль “На пороге Будущего” (4 дня, март)
Каждый модуль предусматривает:
- образовательный блок;
- исследование;
- проектирование;
- рефлексию.
Программа предусматривает следующие формы работы:
- лекции;
- семинары – практикумы;
- тренинги,
- ролевые, познавательные, ситуативные игры;
- самостоятельная коллективная работа;
- проектная деятельность;
- экскурсии.
Программно – тематическое устройство первого образовательного модуля.
“От культуры предков до символа культуры Будущего”.
“Ты видишь, что время
старит всё, что казалось новым,
Но время так же молодит
деяния былые”.
Рудаки – великий таджикский поэт Х века
“Если долгое время живешь внутри
какой-то определенной культуры и неоднократно
принимаешься исследовать, какими были ее истоки
и путь развития, то рано или поздно чувствуешь
искушение обратить взор в другом направлении и
поставить вопрос, какая дальнейшая судьба
предстоит этой культуре и через какие перемены
ей назначено пройти”.
Фрейд Зигмунд
Форма реализации образовательного модуля “От культуры предков до символа культуры Будущего” – имитационно - ролевая игра.
Имитационно-ролевая игра - метод
образования и обучения, при котором обучающиеся
играют определенные роли в неформальной, но
максимально реалистичной манере.
Имитационно-ролевая игра основана на
разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает
участникам возможность: исследовать свое
"естественное", т.е., привычное, поведение;
выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов;
освоить действия необходимые на рабочем месте. В
имитационно - ролевой игре задаются сюжетная
завязка роли, правила обычно не проговариваются -
подразумевается, что каждый понимает, как
действовать, исходя из рамок своей роли. Игра
позволяет увидеть и зафиксировать не только
образ действий, но и отношение человека к тому,
как он действует. Цель ролевой игры - развитие
навыков и отношений, а не углубление знаний.
Методики проведения ролевых игр способствуют
развитию навыков критического мышления, решению
проблем, отработке различных вариантов
поведения в проблемных ситуациях, воспитанию
понимания других людей. Через игру участвующие
могут лучше понять собственные действия в
реальной жизни, избавиться от страха за
последствия своих ошибок.
Содержание игры знакомит участников с Хранителем времени, который предлагает создать Символ Культуры Шарыповской земли. Для этого участникам необходимо отправиться в Прошлое. Переход из эпохи в эпоху ребятам помогает осуществить Машина Времени. Во время путешествия на Диске Времени фиксируются яркие культурно – исторические моменты, знаки и символы культуры эпох. Путешествие начинается с эпохи заселения края голубых озер первыми поселенцами и доходит до наших дней. Участники игры знакомятся с культурой народов проживавших на территории Шарыповского района, с археологическими памятниками, исследуют знаки и символы культуры разных эпох, выявляют аспекты, влияющие на развитие региональной культуры, моделируют Символ Культуры Шарыповской Земли.
Первый образовательный модуль “От культуры предков до символа культуры Будущего” является теоретической основой всей программы, проблематизирует поставленную задачу, предоставляет возможность исследования механизмов смены культурных представлений, традиций и норм, вводит основные понятия, формирует инструментарий, намечает пути образовательного движения участников.
Задачи модуля:
- Включить участников в процесс освоения ряда ключевых гуманитарных понятий относительно динамики разворачивания культурно – исторических процессов в регионе;
- Ввести в практики осмысления знако-символического пространства Культуры региона;
- Ввести участников проекта в управленческие, экономические и иные практики организации собственной и коллективной жизни;
- Провести анализ и смоделировать Символ Культуры Будущего региона.
Хронологические этапы реализации модуля
Реализация данного модуля происходит в течение 10 дней:
1 день. Запуск программы.
2 день. “Древнейшее прошлое”.
3 день. “Века металлов: бронзовый и железный”.
4 день. “Аборигены Шарыповских просторов”.
5-6 день. “Рождение образа сибиряка”.
7 день. “Традиции, обычаи, обряды”.
8 день. “Век индустриализации”.
9 день. “Знаки и символы культуры в Историческом
Хронотопе”.
10 день. “Символ Культуры Будущего Шарыповской
земли”.
Второй модуль “Культура нации – достояние нации”.
“Не любить Родину, не чувствовать её
единства можно только при условии незнания её”.
В.Н.Харузина
Второй образовательный модуль “Культура нации – достояние нации” направлен на запуск процесса самоопределения в принадлежности к носителям определённого мировоззрения и соответствующей культуры, на воспитание толерантности в сложившейся ситуации межнациональных конфликтов.
Бурные межнациональные процессы конца ХХ века – многочисленные национальные конфликты, национальная напряженность в ряде регионов – убедительно свидетельствуют, что межнациональные культурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важнейшими в жизнедеятельности современных государств и народов. В настоящее время невозможно найти ни одной национальности, которая не испытывала бы на себе воздействие культур других народов. Именно тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик. Эта тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурной традиции в очередной раз подтверждает общую закономерность, что человечество становясь, всё более взаимосвязанным и единым не утрачивает своего этнического многообразия. Человек живет в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сторонах его жизни.
На территории Шарыповского района
проживает несколько десятков национальностей.
Представители различных этнических групп
представляют культуры коренного населения,
переселенческого, новых диаспор. Содержание
второго модуля способствует приобщению
участников к знанию и интересу ко всему
многообразию культур России, их духовному и
интеллектуальному обогащению через это знание,
воспитанию толерантного отношения к иному,
незнакомому, непривычному, воспитанию
потребности в доброжелательном культурном
взаимодействии, общении, преодолении
национальной, конфессиональной и
социально-политической отчужденности.
Образовательная задача модуля – разработать
сценарий фестиваля национальных культур
“Диалог культур”.
Задачи модуля:
- Включить участников в процесс освоения ряда ключевых гуманитарных понятий относительно межнациональных культурных процессов в регионе;
- Воспитание национального самосознания, осознание себя носителем культуры;
- Воспитание толерантности через общение людей разных культур;
- Развитие коммуникативных навыков.
Предметами исследования в процессе вхождения в мир национальных культур являются:
- этнокультурные традиции и современность;
- культурная идентичность и культурное разнообразие в эпоху глобализации;
- поликультурность как черта современной социокультурной реальности;
- основы межкультурных коммуникаций;
- факторы сохранения национальной культуры;
- проблемы толерантности и межкультурного взаимопонимания;
- разработка и воплощение новых технологий проведения праздников.
Третий модуль “Шаг в Будущее”.
“Самореализация человека
осуществляется в культуре, и только в культуре в
том смысле, конечно, что сама культура протекает
в истории. Хотя история содержательно есть
личностный процесс, но все-таки собственно
личностный процесс — это процесс культуры, а
история выступает как сфера объективации
культуры”
М.Б. Туровский
Третий модуль “Шаг в Будущее” направлен на формирование компетентностей в области культурной антропологии и представления об образе культуры региона и России в Будущем. Содержание модуля знакомит участников с единым культурным пространством России, с культуросберегательной и культуротворческой деятельностью, с направлениями развития современной культуры и моделирование образа Культуры Будущего.
Процесс саморазвития культуры и ее трансляции во времени, прежде всего, обусловлен развитием ее смысловых глубин, уникальность которых обнаруживается в соотнесении ценностей, норм, значений, мировоззрений, способов постижения мира, идеалов и смысла человеческой жизни. Культура Будущего поколения, это образ Будущего России. Именно над этим придется размышлять участникам третьего модуля.
Задачи модуля:
- Сформировать у участников собственное представления о Культуре как механизме общественного развития.
- Спрогнозировать сценарии развития культуры Будущего поколения региона, страны.
Предметами исследования являются:
- культурное пространство России;
- экология культуры;
- культуросберегательная и культуротворческая деятельность;
- культура и государство;
- культурная политика.