Задачи: развитие творческого воображения в различных видах деятельности.
Цели:
- закрепить навыки основного и цветового ковроткачества;
- расширить понимание формы, цветового и звукового оформления рисунка;
- формировать умение различать по звучанию народные инструменты, закрепить
- название инструментов;
- развивать ладовое чувство, тембровый слух;
- воспитывать интерес и любовь ко всему русскому народному творчеству.
Оформление кабинета:
- народные костюма; музыкальные инструменты;
- на доске слова: форма, цвет, композиция.
Оборудование: проигрыватель с записями и набор открыток с народными инструментами; подставка (стул) с задрапированной тканью и картина с цветущей веткой для фона, эскизы музыкальных инструментов, рамки с нитями основы, цветные нитки для ткачества, большие иголки, расчески с мелкими зубцами, альбомные листы, карандаши, фломастеры, ножницы.
Ход урока:
I.Организационный момент:
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности к работе.
II.Повторение:
- с каким видом народного творчества мы с вами познакомились в этом году? (ковроткачество, гобелены);
- каким образом вам было удобно соединять нити разного цвета при ткачестве? (на одну нить основы).
III.Объяснение нового материала:
Учитель технологии:
На прошлых уроках мы работали над гобеленами с геометрическим рисунком на съемных рамках. Сегодня работа будет для вас немного легче, потому что рамки будут стационарными, т.е. постоянными, деревянными. Но прежде чем приступить к работе ответьте мне, пожалуйста, чему вы учитесь в нашей школе? (читать, писать, шить, рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах). Да, конечно, школа наша не простая, в ней вы знакомитесь не только с основными науками, такими как литература, математика, история, но и учитесь рисовать на уроках и в студии, петь и понимать музыку, получаете музыкальное образование.
Так вот сегодня я хочу предложить вам в своей работе соединить 3 вида творчества: технологию, музыку и рисование. И в этом вам помогут учитель рисования, учитель музыки и я, учитель технологии. А работу нашу я предлагаю назвать: “Музыкальные инструменты”.
Учитель музыки:
На уроках музыки мы с вами вели разговор о музыкальных инструментах. А на какие группы можно разделить все известные нам инструменты? (симфонические и народные). Какие же из них появились раньше? (народные) (рисунок 1, 2, 3, 4). Да, конечно. Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII веку до нашей эры. Этот инструмент является одним из древнейших (показывается открытка, рисунок 5). Его история насчитывает 14 веков. Как он называется? (гусли). Какие они бывают? (крыловидные, трапециевидные, прямоугольные); (учитель рисования показывает эскизы гуслей, рисунок 6, 7)
Какие еще вы знаете народные инструменты? (дети дают ответы, каждый правильный ответ отмечается жетоном). Обратите внимание на нашу коллекцию (инструменты на столе), здесь есть еще не названные инструменты?
А теперь давайте сыграем в игру, я включу запись, а вы, прослушав ее, запишите те инструменты, которые услышите. (Включается запись “Наигрыши”, звучат: береста, гармоника, балалайка, свирель, ложки, баян, гусли; “Тонкая рябина” - гитара). Что же вы услышали? (дети перечисляют инструменты).
Вы заметили какое обилие инструментов у народа? И каждый интересен своей формой и звучанием.
Учитель рисования:
Любой из музыкальных инструментов выполняется мастерами с любовью и изяществом. Стараются придать инструменту красивую форму, украшают орнаментом (указывается на балалайку, гитару, баян), бубенчиками и узорными пластинами (саратовская гармонь).
В старину музыкальные инструменты служили не только для развлечений, но еще их использовали и для украшения интерьера. Красиво поставленная гитара рядом с предметами быта, например, подсвечником, составляют неповторимую композицию. Давайте сейчас вместе составим композицию из нашей коллекции (совместно с детьми составляется композиция на стуле с драпировкой). Второй план может быть и однотонным, как у нас. Но композицию мы не разрушим, если заменим второй план картиной из искусственных цветов. Главное - соблюсти цветовую гармонию, т.е. фон должен быть светлее и нежнее самого предмета.
А в современности, если такую композицию зарисовать или выткать в гобелене, то она станет украшением любой комнаты (представляются картины, гобелены, выполненные ребятами в прошлые годы).
Учитель технологии:
Вы помните, перед тем как ткать гобелен, мы выполняем одну операцию? Какую? (рисуем эскиз). Да, рисовали эскиз. Именно этим мы сейчас и займемся, нарисуем эскиз нашего гобелена. Но будете рисовать каждая свой, неповторимый.
Учитель рисования:
А для выполнения любого эскиза нужно помнить средства выразительности: (обращается внимание на доску) форма, цвет, композиция.
Композицию мы уже составили. При выборе цвета нужно помнить о сочетании теплых тонов, а если нужно что-то выделить, то используйте контрастные, холодные тона, например: голубой, коричневый, желтый; синий, розовый, бежевый.
И последняя подсказка – форма (выставляются схемы инструментов, рисунок 8, 9, 10, 11).
Обратите внимание из каких геометрических фигур состоят эти инструменты? Гитара – два овала, балалайка – треугольник, гусли – трапеция, гармонь – прямоугольник. Вот сейчас положите перед собой листы и карандаши, подумайте и нарисуйте свой эскиз.
Учитель технологии:
А лист положите перед собой так, как натянуты нити основы. Работая с цветом над эскизом, помните, как ложатся нити в гобелене. Как же? (горизонтально). Так вот и карандашом водите тоже горизонтально, тогда вы увидите, как и где нужно будет сменить цвет нитки.
Учитель музыки:
Долгими зимними вечерами собирались девушки, кто вязал, кто вышивал, кто прял, и ни одна такая “поседелка” не обходилась без песни. Ведь с ней любое дело спорится. Не зря в народе говорится:
“Весело поется – весело прядется”
“Где шьют – там и поют”.
Сейчас вы будете выполнять эскизы будущих гобеленов, а народная песня, я думаю, вам в этом поможет. Давайте все вместе, и вы и мы, споем песню “Тонкая рябина”.
(звучит музыка, поем песню, девочки рисуют, учителя проходят между рядами и помогают в зарисовке эскизов).
Учитель рисования:
Ну вот, работа закончена, у всех получилось очень красиво (анализ эскизов проводится с целью увидеть в каждом рисунке “изюминку”, каждого ребенка похвалить).
Учитель технологии:
Эскизы уже сделаны, все, что нужно, подправлено. Переходим к самому гобелену. Дома вы натянули нити основы. Как же удобнее использовать эскиз для работы? (проложить между нитями). Сделайте это. Теперь посмотрите внимательно на эскиз и определите, что мы не сможем выткать? (струны, колки, отверстия, ленты). Каким же образом эти детали можно изобразить на гобелене? (вышить, пришить аппликацию). Что для этого можно использовать? (нитки, тесьма, ткань).
Сегодня мы будем работать с деревянными рамками. При работе с ними есть один нюанс: при повороте уточной нити ее нужно обвернуть вокруг стоечки и затянуть, без петли. А для чего мы оставляли петлю на съемных рамках? (чтобы не стягивать нити основы). Да, в этом смысле постоянные рамки удобнее и надежнее.
Что же еще нужно помнить при ткачестве? Первое уже сказали – не стягивать основу, а еще? (соединять цвета на одну нить основы, чтобы не было дыр; сбивать каждый ряд – для плотности и ровности полотна; нитки связывать на изнанке).
Как – будто все уже вспомнили и все повторили. Осталось вспомнить технику безопасности. А зачем? (будем работать с острыми предметами). Очень хорошо. Какова же ТБ с иглой? (не бросать, не брать в рот, не вертеться с иглой, оставлять в игольнице, не размахивать руками).
А какова ТБ с ножницами? (передавать кольцами вперед, класть сомкнутыми, не кидать, не вертеться, не брать в рот).
Ну а теперь можно приступать к работе.
(Включается музыкальный фон, учитель подпевает девочкам, следит за их посадкой, подсказывает по ходу работы, проводит текущий инструктаж).
IV. Подведение итогов, домашнее задание:
По истечении второго часа, учителя музыки и рисования, подводят итоги, выставляя оценки по предметам. По технологии проводится промежуточный итог и задается домашнее задание – продолжить ткачество гобелена.