Цели:
- дать детям представление об образе женщины как хозяйке мира;
- познакомить с изображением женщины в народно- прикладном искусстве, в волшебных
- сказках, загадках;
- воспитывать любовь и почтительное уважение к матери.
Оборудование: предметы прикладного искусства, репродукции с икон с изображением Пресвятой Богородицы.
Ход урока.
Организация класса.
(звучит мелодия русской народной песни “Во поле орешина”)
- Дорогие ребята, прошу проверить вашу готовность к занятию.
- А скажите, ребята, с кем бы вам хотелось в первую очередь поделиться своей радостью?
- Конечно же, с мамой!
- Сегодня наш разговор пойдёт о маме. Эта тема близка каждому из вас.
Вступление.
Учитель:
Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки,
Конь горячий быстро скачет.
А я на передке еду с мешком в руке.
Завязан мешок завязками.
Дети:
С чем мешок – то?
Учитель:
Да со сказками!
Дети:
А вы развяжите и сказку нам расскажите!
А мы вам песню споём.
И в ней расскажем о том,
Как мы любим мамочку родную,
Ласковую и добрую такую!
(дети поют песню, а учитель развязывает мешочек, расшитый бисером, в котором находится русская народная сказка “Василиса Прекрасная”)
Учитель:
Я мешочек развязала
Сказку вам рассказывать стала!
Работа по теме урока.
1) слушание отрывка из русской народной сказки “Василиса Прекрасная”;
“В некотором царстве жил – был купец. Двенадцать лет он жил в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу; держи её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Учитель:
- Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.
- Отрывок из какой сказки услышали вы?
- Вспомните сказку, героиню которой звали Василиса Премудрая?
- Что объединяет этих героинь?
Ученик.
Они были не только красивыми, но и трудолюбивыми.
2) беседа;
- Издавна у многих народов был чудесный образ Женщины, Матери, Хозяйки. В древности считали, что у всей природы есть Мать. У всякого явления природы и человеческого дела – своя Хозяйка.
- Вспомните, как в славянских мифах называли мать всего живого?
- Да, Мать Сыра Земля.
- А почему?
- Да, только влажная земля сможет прорости семя, напитать влагой растения. И поэтому земля представлялась как женщина, волосы её – трава, цветы, деревья, кровь – вода.
3) рассматривание предметов народно – прикладного искусства;
(полотенца, прялка, рубель, веретено, валёк)
Учитель.
Рассмотрите внимательно рисунок. Такой рисунок, любили вышивать женщины на своих полотенцах. Обратите внимание, как изображена женская фигура. Она как дерево, с головой – цветком или солнцем, с поднятыми вверх, к небу руками – цветущими ветками.
К кому воздеты они?
Ученик.
Руки женщины воздеты к Богу.
Учитель.
Конечно же, фигура женщины, в виде дерева воздела свои руки-ветви к Богу с мольбой о помощи, а может быть и с благодарностью.
Многие учёные считают эту композицию как изображение древнего божества, распоряжающего силами природы.
Как мы видим с вами, образ женщины можно увидеть на старинных тканях.
Наша Василиса Прекрасная одета в шёлковый сарафан, вышитый ею с любовью. Обратите внимание на узор.
Какие элементы вы увидели, которые вам уже известны?
А вот этот предмет, рубель, женщина использовала как орудие труда, при помощи которого бельё гладили, предварительно намотав на скалку. А это валёк. При помощи его мамы стирали бельё. Да и сама прялка, вот это веретёнышко – орудия труда выполняли свою прямую, рабочую функцию и одновременно они выполняли и защитную роль, оберега. Этому служили изображённые на этих предметах знаки, которые служили так же оберегом от злых духов. Вглядитесь в контуры и узоры этих предметов, и вы увидите в них так же женскую фигуру: вот эта рукоятка – голова, шея, плечи, основное полотно – как бы расширяющееся к низу – одеяние женского стана. А бывает фигура составлена в виде узора на орудии труда: из кругов, розеток, ромбов, уже известных нам.
Так думали раньше на Руси. Всем теперь известно, что защищал и защищает нас Сам Господь Бог.
4) работа над загадками и пословицами;
Учитель.
- Прочитайте загадки, в которых представлен образ Матери – Хозяйки, бережно укрывающей землю и растения от зимней стужи.
- А какие пословицы вам известны на эту тему?
“Добра мать для своих детей, а земля для всех людей”,
“Поклонись матушке – землице, наградит тебя сторицей”.
(учебное пособие “Родная Земля” М.Ю. Новицкой, стр. 40)
5) образ матери в русской народной песне “Было у матушки много детей”.
Учитель.
- Не только в пословицах мы видим образ матери, но и в русских народных песнях.
(Дети разыгрывают русскую народную хороводную песню “Было у матушки много детей”.
Дети в народных костюмах усаживаются на скамейке. В руках у девочек - веретёнышки и пяльцы, а у мальчиков – дудочки. Под звуки песни выходит матушка – учитель в народном костюме. Дети встают и образуют хоровод и поют песню. По ходу содержания песни Матушка подходит к своим деткам и учит их работать: кого тонко прясть, вышивать, кого ладно щи варить, да песни запевать)
Было у матушки много детей.
Было у матушки много детей.
Ишь ты, поди ж ты, много детей,
Ишь ты, поди ж ты, много детей.
Семь дочерей, а восьмой - Андрюшка
Маленький, славный девятый – Ванюшка.
Ишь ты, поди ж ты, восьмой - Андрюшка
Ишь ты, поди ж ты, девятый – Ванюшка.
Стала их матушка работе учить.
Стала их матушка работе учить.
Ишь ты, поди ж ты, работе учить.
Ишь ты, поди ж ты, работе учить.
Дарьюшку с Марьюшкой – тонко прясть,
Олюшку с Полюшкой – вышивать
Ишь ты, поди ж ты, тонко прясть,
Ишь ты, поди ж ты, вышивать!
Зинаиду с Дунечкой – ладно щи варить
А Евдокиюшку – песни запевать.
Ишь ты, поди ж ты, ладно щи варить,
Ишь ты, поди ж ты, песни запевать.
Андрюшку и Ванюшку – в дудочку играть,
Милых сестриц за работой взвеселять.
Ишь ты, поди ж ты, в дудочку играть,
Ишь ты, поди ж ты, всех взвеселять.
О всемерной любви к матери.
1) рассказы детей о своей матери;
Учитель.
Расскажите, ребята о своёй маме.
Какая она?
Ученик.
Моя мама самая красивая. Я люблю её голубые глаза, нежные руки, ласковый голос.
Учитель.
За что вы её любите?
Ученик.
Я люблю маму за то, что она меня понимает, советует, помогает во всём.
2) вывод;
Учитель.
Во все времена дети берегли матерей, почтительно относились к ней.
Так обращался Добрыня Никитич к матери в одной из былин:
“Что ни белая берёза к земле клонится.
Ни шелковая трава расстилается,
Уж как сын перед матерью кланяется”.
Учитель.
Любите и берегите своих матерей!
О Матери – защитнице.
1) рассказ учителя;
- Велико предназначение матери. Она защитница не только своих детей, но и всего народа, своего Отечества. Этому есть подтверждение. Например, братоубийственную войну двух племён русичей могли прекратить женщины – матери, кормящие грудью своих сыновей, если они обменивались сыновьями.
- Воистину Мать – единственное божество для всех народов Земли.
2) молитва
“Пресвятая Богородица, спаси нас!”
Учитель
К кому обращены слова этой молитвы?
Ученик
Слова молитвы обращены к Пресвятой Богородице.
Учитель
Запомните слова молитвы, обращенные к Божьей матери, которая родила Спасителя мира. Они помогут и вам, если вы с глубокой верой и чистой совестью обратитесь к Богородице. Пусть каждый из вас сейчас шёпотом произнесёт слова этой молитвы ради здоровья и счастья ваших матерей.
“Пресвятая Богородица, спаси мою маму!”
1) рассказ учителя
- 65 лет назад фашистские полчища рвались к Москве. Злобный враг истреблял всё на своём пути. В одном из селений, сожжённом дотла, он согнал всех жителей в подвал Троицкого храма (недалеко от Истры) и хотел его взорвать, но замыслы были рассеяны Небесной Богородицей, перед образом которой, все, кто был в подвале храма, с о. Смородиновым со слезами просили о помощи. Таким образом, Пресвятая Богородица сохранила храм и молящихся. Немецкие факельщики приступили к поджогу селения, которое вскоре представило собой грандиозный костёр. Но пожар так и не подошёл к храму. С тех пор жители Троицкого села каждый год 26 ноября празднуют память об этом событии.
Поздравления учащихся.
- Ребята, а знаете ли вы, что в 1998 году, указом Президента России был учреждён специальный праздник – День матери? Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье ноября.
На нашем уроке сегодня присутствуют ваши мамы. Поздравьте их.
(дети читают стихи, дарят мамам поделки, изготовленные ими на уроках трудового обучения)
Красивые мамы – на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает всё это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже.
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её нежные руки,
Тихого голоса нежные звуки.
Мамины песни и м амины сказки,
Холодно в мире без маминой ласки.
С мамой и солнышко светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет, кто обогреет?
Ночи не спит, когда мы заболеем.
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей. (Т.Л. Курбатова)
(дети исполняют песню о маме “Наши мамы”)
Итог урока.